УНИЧТОЖИТЬ МОСТ ЧЕРЕЗ ДУНАЙ

(Окончание. Начало в № 39)

В старых газетах военных лет нам удалось разыскать ещё одно свидетельство применения самолёта «Звено» в боевых условиях. На этот раз в кабинах истребителей, которые крепились к крыльям тяжёлых машин, находились последователи Валерия Чкалова, которым предстояло умножить боевую славу советской авиации. В вечернем сообщении Советского Информбюро от 11 августа и в утреннем сообщении от 13 августа отмечено, что наши летчики разрушили одно из крупнейших мостовых сооружений в мире — Черноводский железнодорожный мост через Дунай, в 60 километрах западнее порта Констанца в Румынии. Мы приводим некоторые подробности этой блестящей боевой операции со слов её участников — лейтенанта Евдокимова и других лётчиков, с которыми после их возвращения беседовал корреспондент «Известий».

На аэродром легли длинные тени — садилось солнце. На самолете лейтенанта Евдокимова заканчивались последние приготовления к боевому вылету. Перед тем, как люди заняли места в кабинах, командир экипажа еще раз переспросил, ясна ли задача. Все ответили утвердительно. Бомбардировщик вырулил на старт. Вскоре, несмотря на груз тяжёлых бомб, он легко оторвался от земли и быстро скрылся из виду. Евдокимовскому экипажу предстояло нанести первый удар по Черноводскому железнодорожному мосту через Дунай — объекту, имевшему для румыно-немецких фашистов очень большое значение. Когда самолет подходил к территории противника, начало смеркаться. Однако даже с большой высоты отчетливо был виден румынский берег. Дальше полёт продолжался над сушей. — Через десять минут цель, — доложил штурман Журавлев. Евдокимов убрал газ и на приглушенных моторах стал снижаться на высоту бомбометания. Незамеченный противником, советский бомбардировщик лег на боевой курс. Мост под прицелом. Вниз полетела серия бомб огромной разрушительной силы. Пламя взрывов осветило мостовые фермы. Стрелок-радист Анищенко, отчетливо видевший прямое попадание бомб, передает, что в момент взрыва воздушной волной бомбардировщик болтнуло. В воздух взлетали мостовые сооружения. — Обратно мы летели, — рассказывает т. Евдокимов, — в отличнейшем настроении. Было весело от осознания, что фашистам нанесен крепкий урон. Лишь тогда, когда загрохотали оглушительные взрывы, по советскому бомбардировщику стали бить наугад зенитки противника. Ни один прожектор не сделал даже попытки осветить ночное небо. К берегу наш бомбардировщик подошел на бреющем полете. Стрелки-радисты Тупиков и Анищенко увидели, как при свете слабо мерцавших фонарей шла погрузка транспорта. По новой цели был открыт эффективный огонь. Вслед за Евдокимовым повел свой самолет по знакомому курсу летчик Попков. Штурман бомбардировщика т. Клюшкин точно проложил курс. Луна, отражаясь в Дунае, помогала советским летчикам ориентироваться. Вспыхнул и тут же погас луч прожектора. — Видели? – спросил Попков. — Поджидают! Вражеские зенитки стали стрелять залпами. Но снаряды все время рвались позади самолета. Вот и знакомые характерные изгибы берега Дуная — место, где проходит Черноводский железнодорожный мост. Приглушив мотор, т. Попков стал снижаться. С каждым кругом все ясней и ясней проступала цель. На поверхности реки, ярко освещенной луною, мост лежал темной лентой. Развернувшись на боевой курс, сбросили бомбы. Штурман еще до того, как нажать кнопку бомбосбрасывателя, предупредил стрелка-радиста Смирнова: — Тебе видней, наблюдай за разрывами. Бомбы коверкали мост, рушились фермы. — Следи за воздухом, — предупредил Попков, увидев, что в воздух поднялись немецкие истребители. Штурман был уже свободен и бросился к пулеметам. Маскируясь в облаках, советский бомбардировщик спускался все ниже и ниже. Так оно было спокойнее, потому что исключалась возможность нападения вражеских истребителей снизу. Но «хейнкели» уже успели потерять из виду краснозвездную машину, и спустя немного времени т. Попков благополучно сел на своем аэродроме. На рассвете группа самолетов под командованием старшего лейтенанта Ковалева стартовала на Румынию. Незамеченными подошли к цели. Мост затянули облака, и было решено бомбить его с горизонтального полета. Все расчеты для этого предусмотрительно сделал штурман капитан Литвиненко. Ориентируясь по неприкрытому облаками краю моста, т. Литвиненко прицелился и сбросил свою серию бомб. По ведущему стали бомбить мост и с остальных самолетов. Когда разворачивались на обратный курс, первым заметил огонь пожарища стрелок-радист Аратюнов. — Мост горит! — торжествующе сообщил он командиру. — Я увидел, — рассказывает т. Литвиненко, — как поднялись к небу густые клубы черного дыма. Группе пикировщиков под командованием т. Ковалева удалось также зажечь и уничтожить нефтепровод, проходивший под настилом моста. Фашистские истребители вовсе не показывались на этот раз. Дали несколько неудачных залпов только зенитки противника. Завершила воздушный удар группа советских пикировщиков под командованием т. Переверзева. Операцией по разрушению румынского железнодорожного моста через реку Дунай около станции Черновода руководил дважды орденоносец т. Шубиков. * * * Одновременно с налетом на мост через Дунай советские бомбардировщики нанесли мощный удар по кораблям противника в порту Констанца. В успехе всей воздушной операции немалую роль сыграла группа самолетов под командованием майора Куликова. Она приняла на себя огонь вражеских зениток и фашистских истребителей, обеспечив этим внезапность удара по железнодорожному мосту. Фашисты открыли ураганный зенитный огонь. Но наши летчики твердо вели самолеты на цель. Под плоскостями машин показались вражеские корабли, стоявшие в порту Констанца. Штурман нажал кнопки бомбосбрасывателя, и вниз полетели тяжелые бомбы. На машине лейтенанта Чеснокова зенитным огнем повредило бензопровод. Однако мужественный летчик продолжал держать свою машину в тесной группе бомбардировщиков. Наши попадания были исключительно точные. Многие бомбы взорвались непосредственно на вражеских кораблях. Сбросив весь бомбовый груз, самолеты повернули на обратный курс и благополучно, без потерь вышли из зоны огня. Новейшие немецкие истребители «Хейнкель-113» набросились на звено под командованием лейтенанта Аккуратова, но мощным огнем наши стрелки-радисты разогнали врагов. Один из «хейнкелей» вспыхнул, задымил и стал терять высоту. Остальные вражеские истребители налетели с еще большим ожесточением. Особенно стремились они отбить машину лейтенанта Чеснокова, которая шла на одном моторе. Советские летчики не оставляли товарища. Плотно пристроившись к подстреленной машине, они вели по истребителям ураганный огонь. Наши летчики были уже далеко, и фашисты, видя тщетность своих усилий, оставили группу майора Куликова. Командир звена Аккуратов проводил машину Чеснокова до ближайшего советского аэродрома. Остальные самолеты направились на свой аэродром.

А. СТЕПАНОВ,

спец. корр. «Известий».

Газета «Известия» от 14 августа 1941 г.

КАК ЭТО БЫЛО В РЕАЛЬНОСТИ

Мы специально привели корреспонденцию из газеты «Известия» полностью для того, чтобы показать всё, что скрыла военная цензура. В поисках нам приходится встречаться с этим постоянно, поэтому газетные публикации военных лет требуют уточнения. Зачастую бывало, что и факты искажались в угоду секретности. Так требовало военное время и цензура соблюдала максимальную бдительность. Действие эскадрильи авианосцев долгие годы было засекречено. Из биографии Валерия Павловича Чкалова мы знали, что он принимал участие в самом начале их испытаний, а, оказывается, они применялись и на войне. Для сравнения мы приводим отрывок из книги «Д.Б. Хазанова 1941. Война в воздухе. Горькие уроки».

«Ранним утром 10 августа три тяжелых бомбардировщика с подвешенными под крыльями И-16 вылетели с аэродрома Евпатория и направились к устью Дуная. Головной ТБ-3 пилотировал старший лейтенант С. Гаврилов, в кабинах истребителей находились капитан А. Шубиков и лейтенант Б. Литвинчук. Второе звено — командир авиаматки майор Е. Разенко, в «ишаках» — старший лейтенант Б. Филимонов и лейтенант И. Каспаров. Третье звено из-за неисправности самолета ТБ-3 вернулось на свой аэродром, не выполнив задания. В 5 ч. 10 мин. на траверзе Георгиевского гирла в 15 км от берега под крылом носителей поочередно зажглись желтые и зеленые лампочки световой сигнализации, что означало: «приготовиться», «отцепка». Четыре истребителя отделились от тяжелых бомбардировщиков-авиаматок и со снижением направились к цели. Важное военно-стратегическое значение Черноводского моста объяснялось следующими причинами. «Двухэтажный» (железнодорожный и автомобильный) мост, построенный в 1927 году, располагался в 60 км западнее Констанцы и являлся одним из крупнейших мостовых сооружений тогдашней Европы. Через Черноводский мост проходила ветка железнодорожного сообщения между основными центрами Румынии и всем румынским побережьем, а под нижним настилом моста был проложен трубопровод Плоешти — Констанца (три нитки, по одной из которых тек первосортный бензин, приводивший в движение танки вермахта, самолеты люфтваффе, а также итальянские торпедные катера). В отчете немецкой военно-воздушной миссии в Румынии дальнейшие события описывались следующим образом: «10.08.1941 г. советские самолеты, действуя с высоты от 3000 до 4000 м при безоблачном небе, трижды атаковали Черноводы, сбросив примерно 17 бомб на город. Явной целью удара был мост через Дунай, поскольку две бомбы попали в него, слегка повредив силовые балки, опоры и воспламенив трубопровод. Движение по мосту было прервано преимущественно из-за пожара. Нефтеперерабатывающий завод также получил легкие повреждения». Заметим, что в числе атаковавших мост немцы отметили бомбардировщики СБ и ДБ-3, но ни словом не обмолвились об истребителях. Между тем, именно они добились наибольшего успеха. Первыми на цель вышли ДБ-3Ф, но ни одна из сброшенных ими ФАБ-500 в мост не попала. В 5 ч. 35 мин. настала очередь «ишаков». Они атаковали поочередно, пикируя с высоты от 1800 до 300 м, и не обращали внимания на огонь зениток. Каждый сбросил по две ФАБ-250, взрыватели которых устанавливались на 0,1-секундное замедление. Взрывы происходили столь близко, что все самолеты «поймали» осколки собственных бомб. В обостренном восприятии «охотников» размеры нанесенного противнику ущерба оказались сильно преувеличенными. Участник удара Борис Михайлович Литвинчук, впоследствии Герой Советского Союза, вспоминал: «Рушится в воду громада центрального пролета, и горит вокруг все, даже вода. Ее зажгла плавающая нефть. Уничтожили и перекачивающую станцию, расположенную на берегу». В немецком отчете атака истребителей осталась «незамеченной», зато все повреждения моста приписывались некой семерке СБ-2, якобы бомбившей объект с высоты 500 м, но под воздействием сильного зенитного огня сбросившей бомбы в воду. На самом деле бомбардировщики СБ участия в ударе не принимали».

Подготовил Вячеслав ФЁДОРОВ.

22 октября 1941 года при выполнении очередного задания (уничтожение батареи дальнобойных орудий) капитан Шубиков погиб в воздушном бою с истребителями противника, прикрывая отход своих товарищей. Все, кто знал Арсения Васильевича, тяжело переживали его гибель. Фото Шубикова экспонируется в Севастопольском морском музее.

#газета #землянижегородская #мост #дунай #война #возвращенныеимена