МИКРО ПО ФОРМЕ, НО МАКРО ПО ЗНАЧЕНИЮ
Таковой стала проведённая сельхозперепись
Помните детскую считалочку: «На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной — кто ты будешь такой?». Собственно, тем же вопросом задались и организаторы сельскохозяйственной микропереписи, весь август занимаясь пересчётом людей и организаций, вовлечённых в сферу сельского хозяйства. Правда, было им совсем не до игр: статистические исследования такого масштаба, к тому же проводящиеся в одном из самых значимых секторов экономики, носят поистине стратегический для страны характер.
В ногу со всем миром
— Весь август в нашей области, как и в других субъектах России, в соответствии с Федеральным законом проводилась сельскохозяйственная микроперепись, — сообщила на пресс-конференции временно исполняющая обязанности руководителя Нижегородстата Елена Груздева. — Впервые в нашей стране перепись состоялась не через десять, а через пять лет после предыдущей, что было вызвано изменениями в структуре агросектора и новыми задачами, поставленными перед отечественным АПК. Микроперепись — это промежуточное, выборочное сельскохозяйственное исследование с охватом не менее 30 процентов объектов, имеющих статистическое значение. Одной из ключевых целей стало уточнение нюансов деятельности предприятий малого бизнеса, фермерских и личных подсобных хозяйств, которые не всегда подотчётны сельхозуправлениям, а значит, в статистике наблюдаются лишь эпизодически. Методология проведённого исследования основывалась на международном опыте, на который специалисты Росстата постоянно ориентируются в своей работе, перенимая передовой опыт. В связи с этим мероприятие было включено в программу всемирной сельскохозяйственной переписи. Опросный лист вместо стандартных 27 пунктов содержал только 12. Отпали, к примеру, вопросы о трудовых ресурсах и об объёмах реализуемой продукции — всё это отнесено к большим плановым исследованиям. Остались лишь основные моменты, способные дать общую картину нынешнего состояния аграрного сектора. В ходе переписи собирались данные по количеству посевных площадей, плодово-ягодных насаждений, поголовья скота и производственной инфраструктуры, фиксировались сведения по субсидиям, которые получают или не получают местные сельхозпроизводители. — Более четверти домохозяйств области, учтённых нами, пришлись на такие экономически и административно значимые районы, как Лысковский, Борский, Семеновский, Починковский, Богородский округа, Дальнеконстантиновский, Арзамасский, Кстовский районы, — продолжает Елена Владимировна. — Для проведения микропереписи было привлечено 1200 человек временного персонала. В основном, это местные жители, хорошо знающие территорию. Прежде чем приступить к обязанностям, переписчики получили экипировку, прошли обучение и тестирование, обязательным условием для них было умение пользоваться электронным планшетом, куда заносилась вся собранная информация. Средняя нагрузка на одного переписчика составляла 480 респондентов в месяц, на каждого из которых выделялось 10-15 минут опросного времени. Работа с виду несложная, но очень ответственная, требующая точности и умения общаться с людьми, весьма поразному относящимися к подобным визитам. Такая временная подработка в первую очередь заинтересовала женщин в возрасте от 30 до 55 лет. Среди переписчиков нередко встречались те, кто уже имел опыт участия в проведении опросов, ктото был в прошлом сотрудником Росстата.
Напрасные опасения
В целом проведённую микроперепись можно считать успешной. В области обследование охватило 731 сельскохозяйственную организацию, 1242 крестьянскофермерских и 448 личных подсобных хозяйств. Прибавим сюда 1794 садоводческих и дачных товарищества. Переписчики посетили почти 4000 населённых пунктов. Самыми крупными сёлами в списке значились Починки (4719 дворов) и Дивеево (3300 дворов). Большинство респондентов отнеслись к проведению опроса с пониманием. Из числа жителей 24 муниципальных образований области от участия в микропереписи отказалось 914 человек (0,2 процента от общей массы опрашиваемых). Наиболее распространёнными причинами отказа стали опасения, что выявленные данные об имуществе повлекут за собой взимание дополнительных налогов или изъятие излишков земли. Людей, вставших на непростой путь ведения собственного хозяйства, можно понять, но их опасения были напрасны: полученные сведения являются конфиденциальной информацией, не подлежащей огласке, к тому же собирались они не в целях осуществления какого-либо надзора, а сугубо в рамках статистического исследования, для формирования информационной базы. — В работе переписчиков возникали и другие трудности, к примеру, далеко не каждый собственник мог сходу назвать точную площадь выделенной им под посадки земли и уж тем более указать, сколько квадратных метров он отвёл под ту или иную культуру, — говорит Елена Груздева. — В таких случаях расчёты приходилось делать самим переписчикам, опираясь на средние показатели по хозяйствам с аналогичным размером участка и ассортиментом выращиваемых сельскохозяйственных растений. Определённые препятствия нам создали вспышки африканской чумы свиней и лесные пожары, внёсшие изменения в правовой режим некоторых поселений. Ну и, конечно, нельзя забывать о пандемии коронавируса, которая грозила вообще сместить сроки проведения микропереписи на 2022 год. К слову, переписчики работали при строгом соблюдении мер эпидемиологической безопасности. Особенностью прошедшей микропереписи в плане осуществления контроля, стало принятие на федеральном уровне решения о запуске системы спутникового мониторинга. Её апробация состоялась в 38 субъектах РФ, в том числе и в нашей области, на территории Гагинского района, Бутурлинского и Перевозского округов. С помощью спутникового мониторинга оперативно уточнялась информация по земельным площадям, использующимся сельхозпредприятиями и крестьянско-фермерскими хозяйствами. В 2026 году нас ждёт большая сельскохозяйственная перепись, поэтому система, уже успевшая хорошо себя зарекомендовать, наверняка пригодится для получения массивного свода данных.
Томат до Нижнего доведёт
В настоящий момент формируются первые итоги проведённых исследований, их окончательные результаты станут известны не раньше декабря. Сейчас специалисты Нижегородстата могут, пожалуй, лишь поделиться своими впечатлениями. — Приятно удивило то, что в некоторых, пусть и не самых больших, населённых пунктах, до сих пор сохраняются традиции приоритетного выращивания какого-то одного вида сельскохозяйственных культур, — рассказывает Елена Груздева. — Допустим, в селе Большие Бакалды Бутурлинского округа жители растят несколько сотен вишнёвых деревьев, в Арзамасском районе у селян массово распространено овощеводство, а в Большом Рыбушкине Краснооктябрьского района на подворьях вовсю процветает животноводство. Интересная, на мой взгляд, ситуация сложилась в селе Вад, куда активно переселяются горожане, некоторые разводят коз и занимаются сыроварением. Нередко сельские жители воспринимали приход переписчиков, как повод, в хорошем смысле слова, похвастаться достижениями, достигнутыми на собственных приусадебных участках. Зная такую особенность, накануне начала микропереписи сотрудники Нижегородстата объявили в соцсетях специальный конкурс под названием «Чудо огородное», предложив селянам присылать фотографии своих небывалых урожаев. На предложение отозвалось множество крестьян со всей России. Жюри пришлось нелегко с выбором победителя. Первое место решено присудить Марине Шерстяных из Воронежа: перед её кустами томата, вымахавшими под два метра, не смог устоять никто. Помимо сувенирных наборов с символикой микропереписи победительнице отправлен путеводитель, выпущенный Нижегородстатом к 800-летию города — «Прогулки по Нижнему Новгороду». Хочется надеяться, что впечатлённая нижегородскими достопримечательностями, Марина Шерстяных однажды приедет к нам в гости, чтобы увидеть их воочию. Томат до Нижнего доведёт!
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
#газета #землянижегородская #сельхозперепись #нижегородстат