47_2011_6-1

С «Землей нижегородской» не пропадем

По одной покупке… в год

Село Новая Слобода

Прекратил свое существование колхоз в селе. Кроме этой общей беды (работы нет, зарплаты нет), не проведен еще и газ в половину домов. А баллонный и дорогой ныне, и выручает только на кухне. Нина Сысина и Надежда Мамаева пришли на почту вместе. Обе трудятся социальными работниками, ухаживают за бабушками в селе. Зарплата минимальная ­ четыре тысячи рублей. Нина Валерьевна рассказывает:

­ Как малоимущим дали нам квартиру. ЖКХ обязано ее отремонтировать, но денег нет. Вот и копим по году на одну покупку: в один год ­ на ванну, во второй ­ на газовую плиту. Только чтобы подключить газовый счетчик, десять тысяч рубликов выложи! Муж инвалид, получает минималку, половина из которой на таблетки уходит. Скотину завести ­ зерно дорогое, по четыре рубля за килограмм не накупишь! На паи дают, но мало. У нас и паи больше, чем в других хозяйствах, а зерна дают меньше. Вот и держу только кур и кроликов.

Подруга Надежда Петровна добавляет:

­ Я диабетик, а лекарство бесплатно не каждый месяц дают. Приходится самой покупать. А таблеточки одни по 500 рублей, другие по 500 рублей. Отдай тысячу! А за квартиру платить? А питаться? Вот и выбирай, на что остальные деньги расходовать…

На фотографии вы видите, что женщины улыбаются. Значит, не все так плохо?

­ Да, мы оптимисты. У нас работа такая ­ в людей надежду вселять.

Татьяна Грачева пришла на почту положить деньги на сотовый телефон. Многодетная мама, шестерых вырастила: пятерых сыновей и дочку. Старшему 24 года, младшему 14. Сама из соседнего поселка Новороссийского. С мужем Владимиром в Нижнем Новгороде жили. А потом супруга в родное село потянуло. Переехали в Слободу. Владимир на газовом участке работает. Дети выросли, четверо уже улетели из родного гнезда. Два сына с родителями остались: один в восьмом классе учится, другой ­ в Большеболдинском сельхозтехникуме.

­ По сотовому с детьми общаетесь?

­ В армию звоню, с сыновьями разговариваю. Один в Ростовской области служит, второй ­ в Московской. Минут десять поговорю ­ сто рублей улетает.

У Марии Туршатовой одни беды. Корову сбили, муж умер, а тут и сына похоронила… Газа в доме нет. Печка развалилась, новую сложила. 1600 рублей только за глину заплатила. Да за саму печку 1200 рублей отдала. Спрашивает безответно:

­ Где денег набраться? Пенсия­то невелика! О газе в доме я уж и не мечтаю: не по нашему карману, на свою пенсию мы его никогда не подведем…

В конце беседы Мария Васильевна благодарит:

­ Ну, спасибо вам. Всё записали. Теперь мы с «Землей нижегородской» не пропадем.

Шутка, конечно, но на душе так приятно стало!

В городе земля только на балконе

Село Пермеёво

Два почтальона местного отделения связи обслуживают села Малое Болдино и Пермеёво, а также деревню Садовую. В последней нашу газету очень любят. Живут в Садовой 18 человек, и 10 из них ­ наши подписчики.

Лидия Летюшова пришла выписывать «Сад­палисад».

­ У меня огород большой и сад. Газета мне здорово помогает. Только вот картошка в этом году не уродилась. Сначала вымокла, а потом засохла.

Сама Лидия из Кирова. Приехала в Болдино на пушкинский праздник.

­ Тут и познакомилась со своим будущим мужем. Сына и дочь здесь нажили. Было дело ­ уезжали, но вернулись. Дом построили, хозяйство завели: четыре козы, два поросенка, куры.

Лидия Васильевна работает директором местного Дома культуры, вся организация досуга и праздников на ее плечах.

Наталья Сысина ­ библиотекарь. На ее зарплату никак не проживешь. Поэтому у Сысиных большое хозяйство: полтора гектара картошки, свой трактор, телята, куры, свиноматка, хряк, и меньше десяти поросят в хозяйстве не бывает.

­ Муж Михаил у меня хозяйственный, работящий, по специальности агроном, но работы нет. Поэтому и завели домашнюю ферму. Мужики наши на заработки уезжают в Москву, Петербург, Ухту, Ярославль ­ где только не трудятся!

Трое детей в семье. Старшая, Татьяна, учится на четвертом курсе сельхозакадемии, Никита в первом классе, а младшенькой всего три года, ходит в детский сад. Он чудом уцелел в селе. Видно, чиновникам стало стыдно за большую беду, которую они преподнесли селянам: в селе закрыли большую среднюю школу, в которой обучалось 52 ученика! Ничего не помогло: ни письма жителей, ни их хлопоты и протесты.

В соседнюю Сергеевку детей возят на «пазике». Автобус делает два рейса.

Женщины рассказывают:

­ Детишки в шесть утра уже в дороге. Уезжают в темень и приезжают, когда смеркается.

Можно прикинуть: девять часов с дорогой «рабочий день» школьника. Каково первокласснику?

Молодежь в почтальоны не пойдет

Село Сергеевка

Здесь на почте единственный почтальон ­ Валентина Шметрова. Родилась в Нижнем Новгороде, но закрылся в городе станкостроительный завод, оставила квартиру детям и в 1996 году приехала на родину мамы, корни которой в соседнем Пермеёве. Хорошо, что вовремя успела получить квартиру. На жизнь не жалуется и с удовлетворением рассказывает:

­ Устроили нам дороги, проложили тротуары. Два многоквартирных дома в селе. К зиме нам оба дома утеплили, швы между панелями заделали.

На вопрос о проблемах задумалась. А что жаловаться? Колхоз крепкий, работа и зарплата есть, школу к себе перетянули, детсад работает. Чего еще надо селянину? В условиях жизни он всегда был скромен. Но потом Валентина Николаевна все
же вспомнила:

­ Воды нет. Колонки стоят, но сухие, напора нет. У кого есть деньги, скважины пробурили. Остальные на родники ездят.

Работает почтальон, как и в большинстве отделений связи, на полставки. Считается, что рабочих у нее три дня в неделю. Отсюда и зарплата около трех тысяч рублей чистыми.

Валентина Николаевна уточняет:

­ На пенсии я, поэтому и работаю. Молодежь за такие деньги в почтальоны не пойдет.

В короткие минуты беседы человек говорит о самом главном, наболевшем. Да и судьбы людские интересны. Заметили, наверное!

Александр КРЫЛОВ.

Фото автора.

Большеболдинский район.