НАВАЛ ДЛЯ ОТВАЛА
Это событие случилось месяц назад и вызвало бурное обсуждение в средствах массовой информации. Черноморский флот совместно с пограничниками предотвратил нарушение российской границы британским эсминцем Defender у мыса Фиолент. Корабль на три километра углубился в наши территориальные воды. Его предупредили о применении оружия в случае, если граница будет нарушена. Экипаж эсминца на предупреждение не отреагировал и продолжал двигаться вперёд. Только пушечные выстрелы вперёд по курсу и бомбы, сброшенные с самолёта, отрезвили нарушителя. Британский корабль покинул территориальные воды России. С экранов телевизоров срывалось категоричное — надо было топить. Но просто ли это сделать? Что на самом деле произошло в Чёрном море и часто ли такое случается? Попробуем в этом разобраться и углубимся в историю подобных инцидентов — благо, рассекреченные ныне документы дают такую возможность.
Противоядие найдено
Сразу скажем, что подобные случаи нечасты. А если и были, то носили провокационно-разведывательный характер. Самый ближайший, который помнится, произошел 25 ноября 2018 года. Тогда корабли ВМС Украины «Бердянск», «Никополь», «Яны Капу» нарушили границу России и двинулись из Чёрного моря в Керченский пролив. Естественно, их задержали. Президент РФ Владимир Путин назвал инцидент провокацией, связанной с низким рейтингом тогдашнего президента Украины Петра Порошенко в преддверии выборов. Только через год Россия вернула Украине задержанные корабли и освободила военных. Подобные провокации, хоть и «бывших своих», не раз повторялись, но серьёзно к ним относились разве что военные по долгу службы, а вот чтобы на границу посягнули «чужаки», давно не припомнится. Есть в нашей картотеке одна далёкая запись: «13 марта 1986 года два американских корабля — ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» — нарушили границу вблизи Южного берега Крыма. Они углубились в территориальные воды на 6 миль (10 км — Ред.)» Основным противником Черноморского флота на то время являлся 6-й флот США, контролировавший Средиземное и опосредованно Чёрное моря. В его штабе и созрела идея этого провокационного рейда. Американские корабли шли к территориальным водам с работающими радиолокационными станциями, явно пытаясь «вскрыть обстановку» — засечь береговые средства обнаружения. Убедившись, что таковые есть, тут же покинули чужие воды. Рисковать они не стали и не дождались, чем на провокацию может ответить Черноморский флот и пограничники. Казалось бы, всё обошлось мирно. Но американцам этот провокационный трюк запомнили. Главнокомандующий флотом адмирал флота Чернавин обратился к министру обороны СССР маршалу Соколову с планом активного противодействия подобным провокациям. Министр сделал специальный доклад в ЦК КПСС, где обозначил приёмы противодействия. Огневые средства — понятно, это крайний случай, а что ещё? Как выдворить разведчика, не развязывая военного конфликта? Обсуждались приёмы морских таранов, которые практиковались во время Великой Отечественной войны. Вспомнились даже пираты, хорошо владевшие абордажным захватом кораблей. Но всё это могло быть связано с большими жертвами. После долгих обсуждений в ЦК склонились к методу «навала» — атаковать противника корпусом корабля на вытеснение. Идея была одобрена, и главкому ВМФ порекомендовали подобрать «корабли покрепче». Специальная директива распространялась на Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты. Итак, в марте 1986 года американским боевым кораблям удалось улизнуть от наказания за нарушение границы. Но прошло время, и они решили опять испытать судьбу. Остаётся неизвестным, знали ли натовцы о новом виде противодействия, придуманном на совещании в ЦК КПСС, хотели ли его испытать на себе или шли на второй заплыв в чужие воды на авось.
Старые знакомые
Через два года в пробный поход отправились уже знакомые черноморским морякам крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон». Незаметными они идти не могли, хотя и старались, отключив все радиоизлучающие приборы и радиолокационные станции, то есть двигаясь в режиме полного радиомолчания. Первоначально шли в сторону побережья Турции, и пробыли там двое суток. В это время на все советские гражданские суда поступили просьбы сообщать о встреченных натовских военных судах и их бортовых номерах. 12 февраля по поступающей информации стало понятно, что американские корабли идут по направлению к Керченскому полуострову. Тут же навстречу им были посланы два сторожевых корабля «Беззаветный» и «СКР-6», которыми командовали капитан 2-го ранга Владимир Богдашин и капитан 3-го ранга Анатолий Петров. Операцией по перехвату руководил начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей капитан 2-го ранга Николай Михеев. В 9 часов 45 минут командный пункт флота получил сообщение: «Американские корабли легли на курс, который ведёт в наши территориальные воды, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль». Американцев предупредили: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо. Имеем приказ вытеснять вас». Те ответили: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же». По воспоминаниям Николая Михеева, личный состав «Йорктауна» собрался на палубе — матросы и офицеры смеялись, показывали неприличные жесты, фотографировали и вели видеосъёмку. Наши моряки успели оценить теперь уже не условного противника. Крейсер «Йорктаун» по водоизмещению в три раза больше «Беззаветного», а по размерам — вдвое больше. Не лучшая цель досталась и сторожевику «СКР-6». Эсминец «Кэрон» мог его просто раздавить. 10 часов 45 минут. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу. К этому времени командир группы сторожевиков получил команду на испытание нового вида вытеснения — навала. Первым его должен был выполнить «Беззаветный». 11 часов 02 минуты. Командир «Беззаветного» дал команду переложить руль вправо и по касательной столкнулся с кормой эсминца. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Смех у офицеров и матросов крейсера мгновенно прекратился. Они отбежали от борта, и бросились по боевым постам. До начала атаки командир «Беззаветного» отдал команду ослабить крепление якорей. При ударе спущенные на несколько метров якоря разорвали обшивку борта крейсера. «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу. Во время второго удара высокий форштевень «Беззаветного» влез на вертолётную палубу «Йорктауна». При этом сторожевик снёс леерное ограждение крейсера, разломал командирский катер и пусковую ракетную установку «Гарпун». После этой атаки американцы решили зажать «Беззаветный» в клещи. Как потом скажут военные историки, анализировавшие сложившуюся ситуацию, назревала третья мировая война: командир отряда сторожевиков отдал команду подготовить к бою реактивные бомбомётные установки, нацелив их на американцев. Те в ответ стали готовить к взлёту вертолёты. Их тут же предупредили, что они будут сбиты как нарушители воздушного пространства СССР. Предупреждение подействовало только тогда, когда в районе инцидента появились советские вертолёты. Командир «Беззаветного» вспоминал: «У нас на сторожевике никто не сдрейфил, все действовали чётко. Мичман у меня был просто нечеловеческой силы. Когда ракетные установки американского крейсера было рукой достать, он был готов так и сделать — стоял у борта с верёвкой, которой хотел зацепить ракету и вырвать её. Я не сомневался, что он мог бы это выполнить: 120 килограммовые ракеты он вручную грузил!» «Йорктауну» и «Кэрону» ничего не оставалось, как покинуть советские территориальные воды. Впервые за многие годы военные корабли США получили серьёзные повреждения, а нападение на военный корабль любой страны приравнивается международными договорами к объявлению войны. Около суток ещё американцы переговаривались со своим командованием, пока не взяли курс на выход из Чёрного моря. Всегда интересно узнать, что же произошло потом, когда инцидент был исчерпан, стороны «замирились», а случившееся было засекречено. Только сейчас в подробностях можно реконструировать события того февральского дня уже далёкого от нас 1988 года. Командиру крейсера «Йорктаун» этот поход стоил карьеры, он был снят с должности за «пассивные действия и предоставление советскому кораблю инициативы, что привело к моральному ущербу престижа американского флота». Командир сторожевика «Беззаветный» Владимир Богдашин тоже не остался… без наказания. От него потребовали написать рапорт и объяснительную по поводу того, что один из якорей «Беззаветного» остался на палубе «Йорктауна». Владимир Иванович, конечно, хорошо знал, что потеря якоря — позор для морехода, но обстоятельства, в которых это случилось, учли, и командир «Беззаветного» был отправлен учиться в академию. Он ещё вернётся на Чёрное море, но уже в качестве командира противолодочного крейсера «Москва». Через год, в академии, его догнала награда — орден Красной Звезды. Правда, с формулировкой «за освоение новой техники». Больше никто из экипажа обоих сторожевиков награждён не был. Историки назовут эту провокацию последним инцидентом холодной войны.
Продолжение следует?
И вот очередной инцидент, спустя столько лет. Сегодня политологи говорят о новом витке холодной войны. Не войдёт ли британский эсминец Defender в историю как начавший этот виток? Вторжение в территориальные воды нашей страны можно считать авантюрой. Оказался ли чужой корабль в российских водах? Британцы на это говорят, что не признают Крым российским — эсминец шёл по морскому коридору, принадлежавшему некогда Украине. Тогда почему корабль не отреагировал на пушечные выстрелы и бомбы? Нам отвечают, что в это время в Чёрном море шли российские учения, пушечная стрельба воспринималась на эсминце как далёкое эхо. А бомбы? Оппоненты утверждают, что сброс бомб не был замечен. Как? А вот так… Конечно, планируя эту провокационную операцию, всё было продумано до мелочей. Устроители хорошо знали, что до потопления эсминца дело не дойдёт. Но вот на сколько можно было в эту авантюру углубиться, надо было проверить. В самый критический момент эсминец повернул назад. Представитель Министерства обороны РФ сказал, что корабль представлял собой «жирную цель», которой безнаказанно не удалось бы уйти. Но уйти ей дали, держа весь путь под контролем и под прицелом. До следующего раза?
Подготовил Вячеслав ФЁДОРОВ.
Фото из открытых интернет-источников.
#газета #землянижегородская #флот #инцидент #история