БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ
И того, кто пытается вам его продать недобросовестно
Говоря о стремительном развитии мошеннических схем с использованием передовых интернет-технологий и современных средств связи, не стоит забывать, что ловкие пройдохи караулят беспечных жертв не только в виртуальном пространстве, но и в повсе дневной жизни, когда мы совершаем покупки в магазинах и пользуемся различными услугами. Правда, и здесь мошенники идут в ногу со временем, избирая для своего преступного промысла наиболее востребованные у населения секторы экономики, где постоянно находят новые лазейки.
Свобода договора — не абсолют
— Рассматривая многочисленные обращения в Роспотребнадзор, нам часто приходится встречаться с ситуацией злоупотребления доверием граждан, — сказала начальник отдела юридического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области Евгения Ляпина, участвовавшая в работе круглого стола на тему современных видов мошенничества. — К примеру, за прошедшие два года нами получено свыше 300 обращений по поводу навязанных покупателям дополнительных услуг при приобретении автомобилей. Речь о так называемой услуге «Помощь на дороге». В своих обращениях граждане указывают, что продавцы не предоставили им возможности совершить покупку без этих лишних трат. А надо заметить, стоимость данной услуги в среднем составляет 80 тысяч рублей. Чтобы навязать покупателю дополнительные услуги, дельцы стараются всячески ослабить его внимание, для чего затягивают процесс заключения договора. Кстати, документ тоже таит в себе ловушки. Скажем, если гражданин вдруг захочет расторгнуть такой договор, на что ему предоставляется полное право «Законом о защите прав потребителей», получить свои деньги назад будет крайне сложно или невозможно совсем. Бумаги составляются на условиях, выгодных исключительно продавцу. Из них следует, что при досрочном расторжении договора в течение десяти дней с момента его заключения деньги возвращаются в размере 10 процентов, а по истечении указанного срока возврату не подлежат вовсе. Между тем, подобные дорогостоящие покупки, как правило, производятся людьми в кредит, и подписание договора на таких условиях ощутимо увеличивает кредитную массу. Свою позицию продавцы основывают на положениях Гражданского кодекса РФ, считая, что в данном случае имеет место такой вид публичных продаж, как аукцион. Однако у специалистов Роспотребнадзора другая точка зрения: не имеет значения вид соглашения, если он отменяет нормы «Закона защиты прав потребителей» и общих правил заключения и расторжения договоров. — Потребитель, как экономически более уязвимая сторона, имеет полное право на расторжение договора в любое время с возмещением фактически понесённых затрат, — считает Евгения Валерьевна. — Это позиция не только нашего территориального управления, она поддерживается судебной практикой и основывается на постановлениях Конституционного суда РФ, который считает, что признание свободы договора не является абсолютным и не должно приводить к отрицанию прав и свобод человека и гражданина. По поступившим обращениям Роспотребнадзором принимались и принимаются меры административного воздействия, наши специалисты неоднократно готовили заключения для судебных дел и сами не раз обращались с исками в защиту ущемлённых прав покупателей.
Думать собственной головой
Множество обращений граждан в надзорные структуры по-прежнему связано с приобретением некачественных товаров либо услуг. Как правило, заявителями здесь являются пожилые люди. Видимо, эту наименее защищённую категорию населения недобросовестные продавцы и выбирают целевой аудиторией для своего сомнительного бизнеса. Ассортимент товара, предлагаемого за цену, не соответствующую качеству, весьма широк — косметическая продукция, медицинские приборы, биоактивные добавки, пылесосы, фильтры для очистки воды, посуда и так далее. Особенно осторожными стоит быть при общении с людьми, занимающимися сетевым маркетингом, их товары в большинстве случаев не соответствуют заявленным требованиям, при этом их стоимость завышена в разы. В сфере торговли в период активной фазы карантинных мер выросло число обращений граждан, приобретших некачественную продукцию через различные интернет-сервисы. 108 жалоб в Роспотребнадзор поступило по поводу непередачи оплаченных товаров покупателям или отправки не тех заказов. В настоящее время сильно разросся сектор частных юридических услуг, где доверчивый клиент тоже может попасть в западню, расставленную ловкачами, хорошо разбирающимися в терминологии, что вводит в заблуждение людей со слабой правовой грамотностью. В ряде случаев обратившиеся граждане за свои немалые деньги попросту получают неверную и бесполезную консультацию. Иногда у клиентов требуют целый пакет документов для решения того или иного юридического вопроса, и в итоге они платят фирме лишь за обычное обращение в какое-либо учреждение, которое могли бы совершить сами без посредников и бесплатно, но от них такую возможность скрыли. Часто в Роспотребнадзор приходят жалобы в отношении компаний, предоставляющих косметологические услуги. Схема развода проста: незадачливым клиентам предлагаются, например, бесплатные массаж или пилинг, после которых штатный специалист убеждает в необходимости проведения целого комплекса различных процедур, но уже на договорной основе. Так как стоимость этих услуг очень высока, прямо там оформляется кредит. Лишь потом огорошенные клиенты осознают, что никаких намерений заключать подобные договоры они не имели, и начинается изнурительная тяжба с лукавыми дельцами. — Мошенники для воплощения своих корыстных целей используют особенности человеческого восприятия, предлагая лёгкое решение насущных проблем, скажем, получения заработка или проведения ремонта в квартире, — резюмирует Евгения Ляпина. — Они давят на своих жертв, искусственно создавая стрессовые ситуации, чувство нехватки времени, не дают возможности всё хорошенько взвесить или посоветоваться с близкими, предлагают нечто эксклюзивное или бесплатное. Чтобы не попасться на эти уловки, необходимо внимательно изучать предлагаемые на подпись документы, выяснить максимально подробную информацию о продавце, потребовать демонстрации работы товара, узнать мнение родственников и друзей, и главное — думать собственной головой.
Белый халат легко запятнать
На фоне пандемии коронавируса возросла значимость медицинских услуг, в том числе тех, что предоставляют негосударственные учреждения. Человек запросто может отказать себе во многих прелестях жизни и, если надо, умерить свои потребности, но здоровье — то, на чём нельзя сэкономить, а если так — сфера медицины останется востребованной всегда. Увы, корыстные и циничные люди активно пользуются этим спросом, потому что, как гласит старая пословица: «Кому война, а кому мать родна». В качестве эксперта в области мошенничества в сфере медицинских услуг на круглый стол была приглашена врач-невролог клиники «Садко», член Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Лилиана Груздева. — Да, к сожалению, мошеннические схемы не обошли стороной и здравоохранение, и, если провести анализ существующей судебной практики, можно выделить несколько категорий таких преступлений, — начала выступление Лилиана Владимировна. — Возьмём хотя бы проблему проведения липовых диспансеризаций. Некоторые, нечистые на руку, медицинские работники, располагая списками граждан, подлежащих профилактическому обследованию, делают фиктивные записи в их больничных картах. На основании подделанных документов из территориального фонда медицинского страхования они получают определённые деньги за осуществление плановых процедур, которых на самом деле не было. Приведу случай, когда врач-терапевт путём такого подлога получил прибавку к зарплате в размере 1945 рублей, за что судом был приговорён к году лишения свободы условно. Другие мошенники в белых халатах берут с пациентов деньги за услуги, которые им должны предоставляться государством совершенно бесплатно. Так один хирург, преследуя корыстные цели, перед операциями объявлял больным, что процедура является не безвозмездной, и получал с них от 3 до 20 тысяч рублей в зависимости от степени сложности хирургического вмешательства. Судом врач признан виновным в совершении восемнадцати преступлений по части 1 и трёх по части 2 статьи 159 «Мошенничество», за что понёс наказание в виде исправительных работ сроком на два года. А вот ещё пример из судебной практики. Один медработник, пользуясь служебным положением, в обмен на направление на госпитализацию брал с пациентов деньги, которые якобы должен был передать врачам, назначенным для оперирования. Таких преступлений сотрудник медучреждения успел совершить несколько, в итоге по совокупности суд приговорил его к трём годам лишения свободы условно. Многие знают, что существует список категорий граждан, которым по состоянию здоровья положены бесплатные лекарства, нередко весьма дорогостоящие. Зафиксирован случай, когда один из медработников оформил липовый рецепт на льготные медикаменты, заверил его должным образом и получил по нему в аптеке препараты в личное пользование, чем нанёс департаменту здравоохранения ущерб на сумму 262 тысячи 651 рубль. Суд назначил подсудимому наказание в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей. — Пожалуй, самым резонансным делом стало раскрытие в 2020 году мошенничества, связанного с поставкой по госзаказу в больницу № 5 Нижнего Новгорода медицинского оборудования, не соответствующего заявленным по контракту требованиям, — продолжает Лилиана Груздева. — Акт приёмки был составлен на основании сфальсифицированной технической документации, и по нему поставщику перечислили 4 миллиона 560 тысяч рублей. Напомню, что данное учреждение было перепрофилировано в ковидный центр. Технический кислород, продуцируемый оборудованием, которое поставили горе-бизнесмены, больным, поражённым новой вирусной инфекцией, категорически противопоказан. В результате этого у большого количества пациентов начались обострения и осложнения. К сожалению, многие медицинские работники и предприниматели, занятые в сфере здравоохранения, не отдают себе отчёта в том, какую серьёзную ответственность они несут, идя на умышленные преступления. А ведь студентам медицинских вузов стараются довести это ещё на первом курсе.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Иллюстрация Татьяны ЧЕРНЯВСКОЙ.
#газета #землянижегородская #мошенники #мошенничество #безопасность