Posted in Ситуация
13.07.2021

ЛОЖКУ МИМО ПРОНЕСЛИ, А ЗАПЛАТИТЬ ЗАСТАВИЛИ

Люди получают квитанции за непредоставленную услугу

Редакционная машина остановилась перед тем, что на карте обозначено поворотом на поселок Рогожинский. На деле же это плохо заметная лесная тропа. Ехать по ней было решительно невозможно. Вздохнув, отправился в пешее путешествие. В Рогожинском нужно было найти автора письма, в котором она жаловалась на беду с утилизацией мусора для жителей крохотного населенного пункта. Нина Ратушняк писала, что постоянные жители в поселке остались только в трех домах. Летом приезжают дачники, но их с каждым годом все меньше. Рогожка все сильнее зарастает подступающим лесом.

Благодатный «остров»

В этом убедился, пробираясь к поселку подобием дороги, пригодной только для джипов и пешеходов. Примерно через километр, выйдя к домам, стало ясно, что жилых из них и впрямь совсем немного. Красивые избы с резными наличниками и роскошными садами, заросли травой и диким кустарником. Но вот у одного из них обнаруживается аккуратно скошенная лужайка. — Места у нас благодатные, природа изумительная, она нам все предоставляет: грибы, ягоды, орехи, — с удовольствием рассказывает здешняя уроженка Валентина Верещагина, приезжающая сюда на лето с мужем из Сарова. — Земля на огороде плодородная, собираем неплохие урожаи. Мы живем тут как дачники с апреля по ноябрь — до белых мух, очень нравится. Впрочем, хорошим местом для дачи поселок Валентина Ивановна теперь уже не назвала бы. Главной бедой она считает полное отсутствие дорог. Поэтому в Рогожинском крепких пустующих домов много, а желающих купить совсем нет. В слякотную погоду межсезонья жители оказываются как на острове, до «большой земли» даже пешком вряд ли добредешь. Продуктовая лавка в поселок не приезжает. Раньше продукты подвозили хотя бы к больнице, расположенной в усадьбе Карамзиных неподалеку. С закрытием больницы и этого не стало.

Раздельный сбор по-рогожински

По бездорожью и мусор не вывезешь. В поселке нет ни одного контейнера для коммунальных отходов. — Мусор нам просто некуда складировать, — сетует Валентина Верещагина. — Хотя за вывоз ТКО ежемесячно начисляют плату. Но за что мы платим? Шелуху, всякие продуктовые отходы мы складываем под деревья, компостную кучу делаем. Для других отходов у нас на участке выкопана яма. Получается, что за собственноручно вырытый контейнер с нас еще и деньги берут. Несколько сотен рублей каждый месяц приходится исправно платить… Нам не то, что денег жалко, а обидно, что про нас тут забыли, но регулярно обманывают. Ведь услуги мы не видим. Кстати, современное требование о раздельном сборе мусора пенсионеры как раз выполняют. Потому что разные виды мусора они по-разному утилизируют. Одно в печь, другое в компост, третье в яму. Порой бутылки, пластик и тому подобное у пенсионеров забирают родственники, отвозя к ближайшему контейнеру, установленному у дороги на въезде в усадьбу Карамзиных. Верещагиным этот путь — больше километра — самим не одолеть. Кстати, контейнером этим удобно пользоваться разве что туристам, посещающим знаменитый Карамзиновский парк с великолепной липовой аллеей. За туристов платят рогожинские пенсионеры.

Препятствуют рептилии

Собираюсь идти дальше, но Валентина Ивановна строго спрашивает, почему я так смело шагаю по их дорогам без палки? «Тут же у нас змеи на каждом шагу!» Получив в подарок подобие длинной трости и наказ постоянно простукивать дорогу перед собой, отправляюсь на поиски автора письма. Характерные шорохи в траве теперь уже воспринимаю с некоторой опаской. В следующем жилом доме проблему подтвердили. Ирина Рябцова пожаловалась, что из-за нашествия змей детей страшно за ограду выпускать. В числе прочих бед молодая дачница тоже назвала невозможность нормально утилизировать мусор: — По нормативам контейнер должен быть установлен не дальше 500 метров от дома. У нас же — больше километра по непроходимой лесной дороге, кишащей змеями. Просили обкосить траву, где они прячутся, так нам отвечают, что техники нет. Приходится за неоказанную услугу платить. Иначе замучают. Я в прошлом году ошиблась в подсчетах и недоплатила 2 рубля за электричество. Так мне кабель отрезали. Не поленились за мои 2 рубля ехать бензин жечь! Так и с мусором — не заплатишь, так еще и в суд потянут. С просьбой о решении проблемы Ирина звонила в администрацию Первомайского округа. Ей ответили, что за вывоз мусора отвечает региональный оператор из Арзамаса. Но и звонки в абонентский отдел результата не принесли. Дачница тоже посетовала на обиду, что их пытаются отфутболить, лишь бы не заниматься проблемами маленького поселка. Наконец, еще через три километра, буквально на самом краю Рогожинского, нахожу аккуратный домик Нины Ратушняк. Автор письма радушно встречает и подтверждает все, что рассказали соседки: — Теперь до контейнера и налегке не добреду. А ведь придется нести в одной руке пакет, а в другой — палку от змей. Обидно, что много лет не решается пустяковое дело. Я ведь после начала «мусорной реформы» куда только не жаловалась. И звонила, и ездила в Арзамас, но толку не добилась. Контейнера всё нет, а плату требуют. Нина Николаевна даже не за контейнер хлопочет, она без него отлично обходится, а за отмену бессмысленной платы. Мусор у нее не копится, ведь в доме две печки, есть баня, летняя кухня. Банок-бутылок у женщины нет, она их просто не покупает. Живя на пенсию, продукты использует почти все свои, с огорода, ее мусор — это растопка. Но деньги за эту растопку с нее регулярно требуют. — До реформы, когда за утилизацию мусора отвечала местная администрация, писала, что к нам проехать невозможно, да они и сами знали, — поясняет хозяйка. — Так с нас тогда не брали за мусор. А теперь по новым законам условия для нас стали хуже. Вот мы и просим тех, кто способен решить этот вопрос, чтобы нам отменили эту выплату «ни за что».

Только вертолётом

В абонентском отделе регионального оператора по обращению с ТКО «МСК-НТ» рассказали о своем видении проблемы. Сотрудница Ольга Катанская п ояснила: — Снять начисления невозможно, даже если человек по этому адресу не проживает. Тому, кто является собственником, квитанции все равно приходить будут. Проверяем дом автора письма. Начисления идут с января 2019 года. Оплата за 2,5 года прошла всего 3 раза. Долг на июнь составил 2562 рубля. Проверим любой другой случайный дом. Вот №47, зарегистрировано 3 человека. Начисления синхронизированы с водоканалом. Оплаты нет ни одной. Руководитель Арзамасского филиала «МСК-НТ» Дмитрий Качин со вниманием отнесся к обращению жителей поселка, который на его карте был почти не виден. — Жители небольших поселений могут быть в нашей схеме «привязаны» к другому населенному пункту в пределах доступности. Потому что для нас остро стоит проблема проходимости техники. По-человечески мы бы и готовы пойти навстречу, но тяжелый трёхосный КамАЗ без дороги с твердым покрытием может засесть в таком бездорожье надолго. В данном случае мы — исполнители, возчики. Территориальную схему устанавливает администрация. Решают, где ставить контейнеры именно они, указывая нам точку на схеме, менять которую мы не имеем права. В данном случае именно отсутствие дорог продиктовало возможное место расположения контейнера. Условия диктуют: на технической схеме он «привязан» не к поселку, а к трассе. Ближе мы просто не проедем. А вертолетом пока забирать мусор не научились. Оператор обязан действовать в контакте с гражданской властью. Вывозим только с указанных точек с фото- и видеофиксацией. Самостоятельно менять схему не имеем права — ни физически (машина не пройдет), ни юридически. Нарушать территориальную схему — это войти в противоречие с федеральным законом.

Пробелы в правилах

Сотрудники фирмы-перевозчика подготовили официальный ответ, где указано, что места расположения контейнерных площадок определены 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В нормах действующего законодательства нет обязанности создания контейнерных площадок на каждой улице населенного пункта. Рогожинский контейнер стоит там, где перевозчик способен его забрать. Вывоз — по вторникам. Для новой контейнерной площадки нужны новые подъездные пути. А это — компетенция МСУ. В официальном ответе дана прямая рекомендация обратиться в Первомайское МСУ по поводу организации новой контейнерной площадки либо обустройства дороги с твердым покрытием. Может показаться, что все упирается теперь в действия руководства округа. Но попробуем поставить себя на их место. Точка установки контейнера и впрямь выбрана наиболее близко к поселку. Ближе не позволяет «география». Ну а что касается прокладки новой дороги к поселению, где постоянных жилых домов меньше, чем пальцев на руке… Такого оптимизма не проявляют даже сами жители Рогожинского. Что же получается? С точки зрения закона — все хорошо. И власти, и перевозчик правы. Контейнер установлен на единственно возможном месте, услуга оказывается. Но у жителей Рогожки, как обычно называют поселок, от такой правоты ощущение, что ложку в очередной раз мимо рта пронесли, хотя заплатить за нее заставили. Значит, документы никак не защищают жителей маленького поселка. Правила составлялись без учета и понимания нужд жителей села. Именно сельчане страдают от таких «пробелов» первыми. Те, кто занят законотворчеством, видимо, «страшно далеки от деревни». На стороне рогожинцев только справедливость. Но перевесит ли она чашу мусорных весов?

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Первомайский округ.

#газета #землянижегородская #первомайск #рогожинский #ситуация #мусор