Posted in Благовест
07.07.2021

ЗАСТУПНИЦА ЗЕМЛИ НАШЕЙ

6 июля — День почитания Владимирской иконы Божией Матери

Особый день на Светлояре 6 июля (23 июня по старому стилю): православные почитают икону Владимирской Божией Матери. Раз в год икона покидает храм и несут ее крестным ходом «на горы», что опоясывают озеро. И там идет молебен при большом стечении народа. «Святые святители, земные скрытели, китежские жители молите Бога о нас». По преданию, лишь в ночь на Владимирскую открываются избранным «очесам и ушесам» люди «древлего благочестия».

И случилось чудо

Раньше в этот день в селе Владимирском пекли отменные пироги, которые умели печь только здесь. Над селом витал дух свежего хлеба, и всякий дом в селе был открыт для гостей: «Заходите, разделите радость с нами». Пироги и сегодня остались на празднике, но все больше магазинные, а шашлычный дух перебил хлебный и не изжить его, как борщевик на заросших колхозных полях. В месяцеслове Русской православной церкви упоминается более 200 чудотворных икон и на первом месте среди них стоит Владимирская, хранительница земли Русской. А Владимирская она не потому, что находится в храме села Владимирского. Это село, в древности Люнда, названо в честь нее. История ее другая, чудотворная, как и полагается иконе вселенского масштаба. Напомним, если знали и забыли, расскажем, коль неизвестна она вам. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Владимирском был заложен в 1766 году, и на сегодняшний день это один из самых старых деревянных храмов в Нижегородском крае. Два с половиной века почитают здесь икону. Конечно, это список с той древней иконы, которую, по преданию, писал евангелист, врач и художник Лука, причем с натуры. Сама Богородица позировала ему. Лука сделал три портрета Богородицы. И это были не лики, которым должны были поклоняться, а умиротворенные изображения матери со своим чадом. Портреты Богородице понравились, а один особо и сказала она: «Благодать Родшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». Долгое время икона находилась в одном из храмов в Иерусалиме, а через сто лет после крещения Руси константинопольский патриарх Лука Хризоверх послал икону князю Юрию Долгорукому в Киев. Причем патриарху было видение: будто Богоматерь сама повелела это сделать. Так начался ее путь в Москву. Но оказалась она там не сразу. Вначале святую реликвию поместили в женском монастыре маленького города Вышгорода неподалеку от Киева. Здесь находилось родовое имение княгини Ольги, жены киевского князя Игоря. Затем сын Юрия Долгорукого решил переселиться в родовые земли под Суздалем и без ведома отца прихватил с собой икону. И тут случилось чудо: не пошли кони князя дальше Владимира, стали на берегу Клязьмы-реки. Поменял князь лошадей, но и те не пошли. И пришлось ему оставить икону во Владимире. Так с 1160 года зовется она Владимирской. Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

Лицом к лицу

«Я смотрю и говорю себе: «Се — Сама Она». Как чрез окно вижу я Богоматерь и Ей Самой молюсь, лицом к лицу, но никак не изображению. Несомненно, это произведение кисти, но собственным глазам не веришь, когда они свидетельствуют об этой всепреодолевающей победной красоте». Так писал о Владимирской иконе священникфилософ Павел Флоренский. Перед иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России. Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконы Божией Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. Так сложилось, что икона стала защитницей Руси. Первый праздник приходится на 3 июня (21 мая) — в память спасения Москвы от крымского хана Махет-Гирея в 1521 году. Второй раз обращаются к иконе 6 июля (23 июня) — в память избавления России от ордынского хана Ахмата в 1480 году. И 8 сентября обращаются к иконе в третий раз (26 августа) — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Наш с вами праздник 6 июля. Обидно, конечно, что многие приезжающие во Владимирское не знают основы праздника, а ведь этот день мог бы стать днем воинской славы, который вошел в русскую историю, как «Стояние на Угре».

О храбрые сыновья русские

С чем же мы пожаловали на Светлояр? С памятью или как созерцающие экскурсанты? Попробуем всё-таки вспомнить страницы истории лет хоть и далёких, но памятных, иначе пустой окажется поездка. Что же произошло в 1480 году и кто такой хан Ахмат, шедший войной на Русь? Более или менее хорошо мы знаем о событиях на Куликовом поле, когда войско Дмитрия Донского посчиталось за рабство, которое устроило русскому народу степная орда иноплеменников. Но та победа войска Донского была не полной. Ещё сто лет ордынцы собирали дань с Руси, грабя и разоряя города и ураганом проносясь по весям. Только Великий князь московский Иоанн III бросил орде вызов, он перестал платить дань и объявил независимость от неё. Казанский летописец так описывает прием ханских послов Иваном III Васильевичем: «Великий же князь… приим басму (тонкая металлическая пластина с изображением хана, выдававшаяся монголо-татарскими ханами в XIII–XV веках как верительная грамота) его и плевав на ню, излома ее, и на землю поверне, и потоптп ногама своима, и гордых послов всех изымати повеле, а одного отпусти живе…» Ордынский хан Ахмат с этим смириться не мог и двинулся к русским границам. «Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше». Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи, который собрал 100-тысячное войско и выжег предместья Пскова. Хан Ахмат тем временем дошел до Оки и остановился в устье реки Угры. Русские войска переправиться им не дали. Так началось «стояние на Угре». Скорее, противостояние. Горько говорить, но не все государевы люди ратовали за оборону Отечества. Даже советовали Ивану III спасаться бегством, отдав московские земли на разграбление. Летописец, описывающий «стояние», не скупится в выражениях, наделяя богатых советчиков князя — «брюхатыми», а бояр — «христианскими кровопийцами». Было такое, что поколебался князь и отослал в безопасное место свою жену вместе с государевой казной. И только слова духовника московского государя архиепископа Ростовского Вассиана убедили князя продолжать борьбу. «О храбрые, мужественные сыновья русские, — пишет автор «Повести о стоянии на реке Угре». — потрудитесь, чтобы спасти свое Отечество, русскую землю, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над жёнами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок… И сами погибли, и Отечество, и землю, и государство свое погубили, и скитаются теперь по чужим странам… укоряемые и поношаемые. И оплёвываемые за то, что лишены мужества». А опасность захвата ханом Ахматом Москвы была реальной. Если бы ордынская конница перешла реку, то до Москвы оставалось тричетыре перехода. Однако русские воины перекрыли все броды, «перелазы» и держали их аж целыми полками до принятия князем Иваном III окончательного решения. Долго он медлил с начала и до поздней осени. В то время, пока войска противоборствовали в мирном стоянии на Угре, русский народ перед образом Владимирской иконы Божией Матери возносил молитвы к Спасу Вседержателю и Пресвятой Богородице. Здесь в Успенском — в сердце стен Кремлевых, Умилясь на нежный облик Твой, Сколько глаз жестоких и суровых Увлажнялось светлою слезой! Простирались старцы и черницы, Дымные сияли алтари, Ниц лежали кроткие царицы, Преклонялись хмурые цари… (Максимилиан Волошин, «Владимирская Богоматерь») К решительным действиям князя подтолкнула погода. Начали замерзать реки и появилась опасность, что ордынцы перейдут Угру по льду. Противостояние продолжилось перестрелкой. Разделённые рекой войска начали стрелять из луков и пищалей, пытались форсировать реку. Но ничего не получалось у ордынцев, все их попытки были отбиты. Хан Ахмат видел, как его войска таяли. Что произошло дальше, можно назвать чудом, а можно и благополучным стечением обстоятельств. Первым берег Угры покинуло войско Ивана III. Князь решил отвести его на более удобную позицию для решающего сражения. И только войска начали отход, как с противоположного берега княжеская разведка донесла, что хан Ахмат начал стремительный уход к орде. Современные военные историки полагают, что хан Ахмат отошёл, убоявшись надвигающихся морозов. Его войско не имело тёплой одежды, да и с провиантом было туго. Автор же «Повести о стоянии на реке Угре» полагает, что бегство хана Ахмата — следствие заступничества святой Богородицы за русскую землю. С тех пор река Угра и Ока стали прозываться защитным «поясом Богородицы». А Русь стала независимой от орды, больше не платила ей дань и избавила свой народ от ига иноплеменников, которые держали её в страхе больше двух веков.

Дорогой памяти

Вот такая предыстория к празднику на Светлояре. Только поклоняясь Владимирской иконе Божией Матери редко кто упоминает, что это ещё и почитание воинской славы русского войска, стоявшего заслоном Руси против орды на речке Угре. Далёкие события, которые в школьной истории лишь мелькают на страницах учебника и уж никак не связываются с почитанием иконы именно в день 6 июля. Год назад калужский губернатор обратился к президенту об установлении памятной даты в честь дня окончания великого стояния на Угре и обозначить этот день, как День воинской славы. Пока это обращение остаётся без ответа и не потому, что оно забыто. В нашей истории есть много тонкостей национального характера, которые актуальны на сегодняшний день и пока непреодолимы историками. Слишком просто мы относились к нашему прошлому, не задумываясь о том, что когда-то эти вопросы могут возникнуть. Пришло их время. Но вот уже два с половиной века у Светлояра почитают русское воинство. И легендарное, защищавшее Китеж-град, и то, что сняло печать орды с русского народа, сделав его независимым. А крестный ход от Владимирского храма в селе к Светлояру, к другому храму — Казанской иконы Божией Матери можно назвать дорогой Памяти пояса Богородицы. Именно эти две иконы были в самые трудные годы с воинами Руси. С Казанской иконой Божией Матери нижегородское ополчение отправлялось отстаивать Москву. По легенде, именно с этой иконой совершили облёт Москвы в самый трудный её час в годы Великой Отечественной войны. Появлялась она и в разгар битвы под Сталинградом. Соединила небесная Покровительница России нашу память у Светлояра.

Вячеслав ФЁДОРОВ.

Фото Антона БЕЛОУСОВА.

#газета #землянижегородская #светлояр #икона #праздник #православие #благовест