ОТ ЗАРЯДКИ ДО КОЛЁС
В регионе внедряют отечественную систему общественного электротранспорта
Ещё несколько десятилетий назад трудно было себе представить городской автобус, работающий не на бензиновом двигателе, а на электрических аккумуляторах. Однако прогресс не стоит на месте, и вот уже в Нижнем Новгороде готовится выйти на маршрут первый пассажирский электротранспорт. Он станет перевозить людей от аэропорта Стригино до метро. Уже установлена электрозарядная станция, питание от которой смогут получать автобусы. Пока одна. Но это только начало. По словам губернатора Глеба Никитина, только в этом году таких зарядных устройств в регионе появится 90.
Дело по переходу общественного транспорта с бензиновых рельсов на электрические могло бы пойти быстрее, однако процесс сдерживает стоимость электрозарядных станций, да и машины на электроходу обходятся дороже, нежели на газомоторном топливе. Но спору нет, за элетромобилями будущее, тем более при нынешней не самой благоприятной экологической ситуации. Только требуется импульс для развития. И государство готово его придать. Как рассказал заместитель председателя правительства РФ Александр Новак, готовится программа, которая будет способствовать развитию электротранспорта. К 2024 году число электрозаправок в стране должно перейти за отметку в 11 тысяч. Сейчас их всего несколько сотен. Положения программы прорабатываются, но уже сейчас известно, что она предполагает выплату субсидий. Финансовая помощь позволит регионам убавить расходы на подключение транспорта к электричеству, а производителям зарядных устройств модернизировать производство. Об этом Александр Новак рассказал в ходе визита в Нижний Новгород, где первым делом познакомился с работой электрозаправки. По словам Глеба Никитина, оборудование отечественное. Обслуживанием станции также занимается российская компания. Следить за техническим состоянием устройства можно на расстоянии с помощью мобильного приложения. Оно позволяет контролировать не только работу станций, но и электромобилей. Если уровень зарядки аккумуляторов приблизится к критической отметке, водитель тут же получит сообщение. Запитанный электричеством автобус без дозаправки преодолеет путь в 120 километров. Расстояние может быть увеличено до 200 километров, если установить на транспорт дополнительные аккумуляторы. Чтобы зарядить их на 80 процентов, потребуется всего полчаса. Таковы технические возможности электробуса, который выйдет на городской маршрут. Машину собрали на Горьковском автомобильном заводе. Так что вся электротранспортная система — от зарядки до колёс — отечественного производства. Очевидно, что переход на экологичные автобусы займёт не одно десятилетие. Пока электрокаров в мире, а они гораздо дешевле общественного транспорта, всего 5 процентов от общего объёма машин. Большинству транспортных средств для подзарядки по-прежнему требуется не электричество, а бензин. Но и он может быть разным. Мир переходит на стандарт топлива с низким содержанием вредных веществ в выхлопных газах. — Если в ряде стран процесс занял 15 лет, России потребовалось всего три года, — отметил Александр Новак. И вот сделан очередной шаг. В Кстове с участием вице-премьера на нефтеперерабатывающем заводе запустили установку, позволяющую получать высокооктановый компонент, необходимый при производстве качественного бензина. Проект долгосрочный, реализуется с 2012 года. Он потребовал инвестиций в объёме 12 миллиардов рублей. Установка позволит перерабатывать 800 тысяч тонн сырья в год и получать 400 тысяч тонн готовой продукции. — Для региона пуск нового производства важен ещё и с точки зрения создания рабочих мест, бюджетных поступлений, — отметил Глеб Никитин. — Но старт работы данной установки значим не только для области, но и для всей страны, поскольку качественное топливо играет не последнюю роль в улучшении экологической обстановки. — Развитие Кстовского завода продолжается, — добавил председатель Законодательного Собрания Евгений Люлин. — В настоящее время здесь строится предприятие, где будут перерабатывать нефтяные остатки. На производство приходят современные технологии, что выводит завод в лидеры отрасли не только страны, но, возможно, и мира. Со стороны депутатов Законодательного Собрания предприятие получает поддержку, инвестиционные проекты, реализуемые здесь, получают статус приоритетных, что подразумевает льготы по налогообложению. На базе завода создан научно-исследовательский центр, где тестируют битумные материалы. С его работой познакомились Александр Новак, Игорь Комаров, полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе, Глеб Никитин. В ходе встречи вице-премьера и главы региона речь зашла и о реализации проектов по газификации, электрификации с применением инфраструктурных облигаций. В области с их помощью планируют подвести коммуникации к строящимся жилым комплексам, к территориям, где дома появятся в обозримом будущем. Помогут облигации привести в порядок и исторический центр города. Данные проекты уже получили одобрение на федеральном уровне. Но губернатор считает, что необходимо увеличить число компаний, которые смогут получить инфраструктурные займы. По словам Глеба Никитина, при подключении жилых комплексов к электричеству уже сейчас столкнулись с необходимостью установки центров питания. К ним подсоединяют все объекты микрорайона, и оттуда подаётся электричество в квартиры, школы, детсады и так далее. Центры — удовольствие дорогое, но без них не обойтись. В настоящее время единственным источником финансирования установки устройств является плата за технологическое подключение. Но она не покрывает всех расходов. Проблему, как считает глава региона, позволит решить долгосрочный заём, выданный по программе инфраструктурных облигаций. — Это поможет компании профинансировать строительство магистральной инфраструктуры, — отметил Глеб Никитин. — И на расценках за электроэнергию установка оборудования особо не отразится.
Юлия БОРИСОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
#газета #землянижегородская #электротранспорт #стригино #губернатор