ЧТО ОСТАНЕТСЯ В ГОРСТИ?
В первую очередь, конечно же, стихи
Стихи Минны Ямпольской долгие годы бытовали исключительно в соцсетях, где она регулярно публиковала их на своей странице. Пару лет назад её произведения попались мне на глаза и сразу привлекли внимание. Честно говоря, тот факт, что столь одарённый и при этом ранее не встречавшийся автор живёт и творит где-то по соседству в Нижнем Новгороде, стал для меня настоящим открытием. Странно, подумал я, поэтесса такого уровня давно должна быть известна, уж, по крайней мере, в нижегородском литературном сообществе, но почему-то её знали только в узкому кругу, да и то преимущественно в сети интернет. А ведь стихи выдавали в человеке, их написавшем, богатое образное мышление и изящность в приёмах письма, ориентированного на современность, но явно наследующего у всей мировой поэзии.
Поначалу была даже мысль о некой литературной мистификации, встречались же неоднократно случаи, когда какой-нибудь известный поэт брал псевдоним и начинал писать в несвойственной ему манере. Однако в процессе виртуального общения в соцсетях выяснилось, что никакой маски здесь нет, а речь идёт о реальном человеке – Минне Айзиковне Ямпольской, которая родилась в Киеве в 1949 году и после окончания киевской средней школы приехала к родственникам в Горький поступать на биологический факультет университета имени Лобачевского. Так Нижний Новгород стал для неё второй родиной.
Была биологом в НИИ гигиены труда и профзаболеваний, а также помощником депутата в Законодательном собрании Нижегородской области, даже в нашей сельхозакадемии успела немного поработать. Минна Ямпольская вышла замуж за горьковского поэта Бориса Бейненсона, собственно, любовь к поэзии однажды и свела их. Стихи, которые Минна Айзиковна пробовала писать в ранней юности, от неё к тому времени давно уже ушли, и, казалось бы, ничто не предвещало, что они вернутся к ней на пороге выхода на пенсию. Что ж, настоящий поэт, как правило, вырастает из страстного и глубокого читателя, и вообще ценителя искусства, но период накопления культурного и творческого багажа у некоторых может занять целые десятилетия, прежде чем появится жизнеспособный росток первого стихотворения. Так случилось и с Минной Ямпольской.
Будучи женой поэта, Минна Айзиковна посещала литературные вечера и была лично знакома со многими нижегородскими деятелями культуры, но, волею судеб оставшись одна, она потеряла связь и с писательским кругом, отдалилась от него, выбрав уединение. В тиши своей маленькой городской квартиры и в тенистых аллеях любимого Кулибинского парка с ней говорили музы, и этого было вполне достаточно для осмысленной и одухотворённой жизни.
В 2009 году при содействии добрых знакомых в одном из нижегородских издательств вышел дебютный сборник Минны Ямпольской «Безымянные гости», правда, книга осталась незамеченной критиками и разошлась по друзьям и близким. Минуло более десяти лет, прежде чем подборки стихов Ямпольской появилась в толстых литературных журналах «Prosodia» и «Нижний Новгород», а в нынешнем году в Санкт-Петербурге вышел прекрасно оформленный сборник «Небо алмазное, глупости разные». Эту книгу с автографом Минна Айзиковна подарила нам с женой, когда мы навестили её – внезапно и тяжело заболевшую. Визит оказался очень своевременным, всего через три дня – 9 июня поэтессы не стало. В день её смерти в интернете, будто по сигналу откуда-то свыше, редакторы разместили очередной номер красноярского литературного журнала «День и ночь» с её стихами. Подборка называлась «И нет нам ни начала, ни конца…», пожалуй, исчерпывающее послесловие для завершенного жизненного пути. Да, в поэзии Минны Ямпольской было много мистики, мы предлагаем познакомиться с нею и вам.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Минна ЯМПОЛЬСКАЯ: Стихи
* * *
Душа, лови блесну надежды,
Вибрируй в такт немому звуку,
Где с тёмной, кобальтовой нежностью
Покой и вечную разлуку
Поёт невидимый исток –
И манит странницу порог,
Где сходятся концы дорог…
* * *
Внять совету мудрого китайца
Не смогла, хоть стоит попытаться,
Говорят, но было бы смешно…
Поздний ум – утеха маргинала.
«Лёгкая рука» вошла в анналы:
Лёгкий жест – как лёгкое вино…
Легче, легче… Сколько весит камень
Над душой? Я лёгкими руками
Глажу лица тех, которых нет…
Долгий путь – нелёгкая затея…
К лету ветер югом тяготеет,
Лёгким бризом остужая след…
* * *
Ухватившись за обрывки
Чьих-то снов,
И контур зыбкий
Памяти своих основ –
Ты вытягиваешь нитку,
Пальцем трогаешь улитку –
И плывёшь в потоке слов…
* * *
Питер Брейгель «Зимний пейзаж»
Не умираю, но стою и плачу…
Что мне в том незатейливом, простом,
Чужом пейзаже? Кто я? Что мне в нём?
И почему так твердо и упрямо,
Минуя позолоту тронных залов
И их же отраженья в зеркалах,
Я льну к тишайшему, простому жесту,
Где нет меня, но вечная зима,
Чужие дети и больное сердце…
И дальше, дальше, к выходу –
Согреться.
Нева
Стеснённая, фатальная, живая –
Ужели вправду властвует гранит
Над этой жизнью?.. А вода кипит,
Ничто и никого не замечая…
Жизнь в жёстких рамках –
Яркая, живая – пока не ропщет
И сама с собой играет,
Как будто нет ей ни конца, ни края –
Всё до поры, до пенья аонид…
Болдино
Оплаканный и выплаканный небом,
Нежнейший лазурит над головой,
След контура ветлы – отныне,
Где б ты не был,
Серебряная пушкинская небыль,
Приют аскета – свет другого неба,
Как хлеб насущный…
Разве мало хлеба
В сквозном, щемящем, сине-голубом?..
Набросок
Эхо отражается от стен
Летнего безлюдного колодца –
Поживем, покуда не прервётся.
Или не умолкнет насовсем.
Мир звучит, как, поперёк дороги,
Бесноватый, пьяненький скрипач.
И куда-то рвётся, как безногий…
И чего-то точит, как палач…
* * *
Причудлив мир, в котором нету грани,
Мы рядом, мы внутри и мы – насквозь.
Мы движемся на ощупь и кругами
Внутри какой-то сферы, по программе,
Когда поймут, окажется – простой…
Не отрывая глаз. Не отводя лица.
И нет нам ни начала, ни конца…
Перед сном
Пару слов перед сном –
Диалог потерпевших крушенье,
То ли севших на мель,
То ли канувших в толще воды…
Здесь, под водами, тихо.
Покой. Никакого движенья.
Мы приплыли. Мы немы.
И, кажется – это не мы…
* * *
Что останется в горсти?
Два кольца да поздний стих,
три затяжки напоследок –
Бог, я думаю, простит.
Что останется в зрачках?
Что угодно, но не страх, –
вслед за выдохом последним
будет вдох в других мирах.
Что останется в душе?
Только звук и только жест.
Впрочем, то, что будет следом,
было, кажется, уже.
#газета #землянижегородская #поэзия #поэтесса #стихи #литература #утрата #память