25.06.2021

ЧТО ОСТАНЕТСЯ В ГОРСТИ?

В первую очередь, конечно же, стихи

Стихи Минны Ямпольской долгие годы бытовали исключительно в соцсетях, где она регулярно публиковала их на своей странице. Пару лет назад её произведения попались мне на глаза и сразу привлекли внимание. Честно говоря, тот факт, что столь одарённый и при этом ранее не встречавшийся автор живёт и творит где-то по соседству в Нижнем Новгороде, стал для меня настоящим открытием. Странно, подумал я, поэтесса такого уровня давно должна быть известна, уж, по крайней мере, в нижегородском литературном сообществе, но почему-то её знали только в узкому кругу, да и то преимущественно в сети интернет. А ведь стихи выдавали в человеке, их написавшем, богатое образное мышление и изящность в приёмах письма, ориентированного на современность, но явно наследующего у всей мировой поэзии.

Поначалу была даже мысль о некой литературной мистификации, встречались же неоднократно случаи, когда какой-нибудь известный поэт брал псевдоним и начинал писать в несвойственной ему манере. Однако в процессе виртуального общения в соцсетях выяснилось, что никакой маски здесь нет, а речь идёт о реальном человеке – Минне Айзиковне Ямпольской, которая родилась в Киеве в 1949 году и после окончания киевской средней школы приехала к родственникам в Горький поступать на биологический факультет университета имени Лобачевского. Так Нижний Новгород стал для неё второй родиной.

Была биологом в НИИ гигиены труда и профзаболеваний, а также помощником депутата в Законодательном собрании Нижегородской области, даже в нашей сельхозакадемии успела немного поработать. Минна Ямпольская вышла замуж за горьковского поэта Бориса Бейненсона, собственно, любовь к поэзии однажды и свела их. Стихи, которые Минна Айзиковна пробовала писать в ранней юности, от неё к тому времени давно уже ушли, и, казалось бы, ничто не предвещало, что они вернутся к ней на пороге выхода на пенсию. Что ж, настоящий поэт, как правило, вырастает из страстного и глубокого читателя, и вообще ценителя искусства, но период накопления культурного и творческого багажа у некоторых может занять целые десятилетия, прежде чем появится жизнеспособный росток первого стихотворения. Так случилось и с Минной Ямпольской.

Будучи женой поэта, Минна Айзиковна посещала литературные вечера и была лично знакома со многими нижегородскими деятелями культуры, но, волею судеб оставшись одна, она потеряла связь и с писательским кругом, отдалилась от него, выбрав уединение. В тиши своей маленькой городской квартиры и в тенистых аллеях любимого Кулибинского парка с ней говорили музы, и этого было вполне достаточно для осмысленной и одухотворённой жизни.

В 2009 году при содействии добрых знакомых в одном из нижегородских издательств вышел дебютный сборник Минны Ямпольской «Безымянные гости», правда, книга осталась незамеченной критиками и разошлась по друзьям и близким. Минуло более десяти лет, прежде чем подборки стихов Ямпольской появилась в толстых литературных журналах «Prosodia» и «Нижний Новгород», а в нынешнем году в Санкт-Петербурге вышел прекрасно оформленный сборник «Небо алмазное, глупости разные». Эту книгу с автографом Минна Айзиковна подарила нам с женой, когда мы навестили её – внезапно и тяжело заболевшую. Визит оказался очень своевременным, всего через три дня – 9 июня поэтессы не стало. В день её смерти в интернете, будто по сигналу откуда-то свыше, редакторы разместили очередной номер красноярского литературного журнала «День и ночь» с её стихами. Подборка называлась «И нет нам ни начала, ни конца…», пожалуй, исчерпывающее послесловие для завершенного жизненного пути. Да, в поэзии Минны Ямпольской было много мистики, мы предлагаем познакомиться с нею и вам.      

Андрей ДМИТРИЕВ.

Минна ЯМПОЛЬСКАЯ: Стихи

*   *   *

Душа, лови блесну надежды,

Вибрируй в такт немому звуку,

Где с тёмной, кобальтовой нежностью

Покой и вечную разлуку

Поёт невидимый исток –

И манит странницу порог,

Где сходятся концы дорог…

*   *   *

Внять совету мудрого китайца

Не смогла, хоть стоит попытаться,

Говорят, но было бы смешно…

Поздний ум – утеха маргинала.

«Лёгкая рука» вошла в анналы:

Лёгкий жест – как лёгкое вино…

Легче, легче… Сколько весит камень

Над душой? Я лёгкими руками

Глажу лица тех, которых нет…

Долгий путь – нелёгкая затея…

К лету ветер югом тяготеет,

Лёгким бризом остужая след…

*   *   *

Ухватившись за обрывки

Чьих-то снов,

И контур зыбкий

Памяти своих основ –

Ты вытягиваешь нитку,

Пальцем трогаешь улитку –

И плывёшь в потоке слов…

*   *   *

Питер Брейгель «Зимний пейзаж»

Не умираю, но стою и плачу…

Что мне в том незатейливом, простом,

Чужом пейзаже? Кто я? Что мне в нём?

И почему так твердо и упрямо,

Минуя позолоту тронных залов

И их же отраженья в зеркалах,

Я льну к тишайшему, простому жесту,

Где нет меня, но вечная зима,

Чужие дети и больное сердце…

И дальше, дальше, к выходу –

Согреться.

Нева

Стеснённая, фатальная, живая –

Ужели вправду властвует гранит

Над этой жизнью?.. А вода кипит,

Ничто и никого не замечая…

Жизнь в жёстких рамках –

Яркая, живая – пока не ропщет

И сама с собой играет,

Как будто нет ей ни конца, ни края –

Всё до поры, до пенья аонид…

Болдино

Оплаканный и выплаканный небом,

Нежнейший лазурит над головой,

След контура ветлы – отныне,

Где б ты не был,

Серебряная пушкинская небыль,

Приют аскета – свет другого неба,

Как хлеб насущный…

Разве мало хлеба

В сквозном, щемящем, сине-голубом?..

Набросок

Эхо отражается от стен

Летнего безлюдного колодца –

Поживем, покуда не прервётся.

Или не умолкнет насовсем.

Мир звучит, как, поперёк дороги,

Бесноватый, пьяненький скрипач.

И куда-то рвётся, как безногий…

И чего-то точит, как палач…

*   *   *

Причудлив мир, в котором нету грани,

Мы рядом, мы внутри и мы – насквозь.

Мы движемся на ощупь и кругами

Внутри какой-то сферы, по программе,

Когда поймут, окажется – простой…

Не отрывая глаз. Не отводя лица.

И нет нам ни начала, ни конца…

Перед сном

Пару слов перед сном –

Диалог потерпевших крушенье,

То ли севших на мель,

То ли канувших в толще воды…

Здесь, под водами, тихо.

Покой. Никакого движенья.

Мы приплыли. Мы немы.

И, кажется – это не мы…

*   *   *

Что останется в горсти?

Два кольца да поздний стих,

три затяжки напоследок –

Бог, я думаю, простит.

Что останется в зрачках?

Что угодно, но не страх, –

вслед за выдохом последним

будет вдох в других мирах.

Что останется в душе?

Только звук и только жест.

Впрочем, то, что будет следом,

было, кажется, уже.

#газета #землянижегородская #поэзия #поэтесса #стихи #литература #утрата #память