РАСКРЫТЬ ПРОСТРАНСТВО ПОЗНАНИЯ
Куда будет двигаться молочное животноводство?
Очередное заседание Нижегородского молочного союза (НМС) было посвящено стратегии развития племенного дела в регионе. Это одна из наиболее сложных тем в животноводстве, но именно с ней производственники связывают рост продуктивности и эффективности в отрасли. Встреча проходила на базе СПК «Дубенский» Вадского округа.
Мощности наращивают постепенно
Задачи сразу обозначил генеральный директор НМС Николай Трофимов: — Два года назад мы выработали концепцию развития молочного дела. Теперь идём по ключевым направлениям. Участники сегодняшнего заседания должны получить те знания, которые позволят выживать в современном сельхозбизнесе. Будем раскрывать пространство познания. Гости совещания побывали на экскурсии по молочному комплексу «Дубенского». Директор Николай Рыбин рассказал, современный комплекс начали строить 11 лет назад, он и сегодня прирастает помещениями. Участников встречи заинтересовала работа доильного зала. Многие вникали в устройство системы дополнительной фильтрации молока. Начальник цеха животноводства Светлана Корнилова поделилась мечтой иметь карусельную доильную установку не на 40, а на 70 мест: — На тысячу голов дойного стада надо именно такую, иначе не хватает времени. Мы доим три раза не все группы. Основное стадо доится два раза. Весной с новотёла — три, а к осени, когда молока поменьше, переходим на двухразовую дойку. Это из-за технических трудностей. — Мы и не могли поставить более мощную установку, так как были ограничены имеющимися дворами, ведь строили комплекс на территории существующей фермы, — поясняет Николай Рыбин. — Сносили дворы по очереди, понемногу приращивая площади. Интерес участников вызвали строительные площадки комплекса. Там скоро встанет телятник. В эти дни близится к завершению стройка дворов для молодняка, каждое арочное здание рассчитано на 150 голов. Организуется система пустозанято: три двора будут заняты, а один на санации. Так потомство будет здоровее. Гости осмотрели действующие телятники, в которых навозоудаление организовано скреперами в лагуны. Вывоз на поля организован по системе трубопроводов, что удешевляет процесс.
Недалеко и до 15 тысяч
Николай Трофимов дал представление о состоянии дел по племенной работе в отрасли. Есть ассоциации по породам, лаборатории, производители семени, эмбрионов, поставщики услуг. По всему процессу централизуются данные, необходимые для управления племенным делом. Однако эта схема не всегда срабатывает в регионах. Что касается нашей области, здесь культивируются четыре основные породы: чёрно-пёстрая (80 процентов поголовья племенных животных), голштинская, швицкая, красногорбатовская. Генетически эти животные совершенно разные, но все имеют право на существование. Швицы живут в среднем 4,1 года до выбытия из стада, красногорбатовские — 4,2, голштины и чёрно-пёстрые, как породы интенсивные — по 3,2 года. По получению телят, жирности, надоям они разнятся. Больше всех доит голштинская корова, меньше всех — красногорбатовская. Зато по получению телят она голштинскую превосходит. — Проведённый анализ дал одинаковый экономический результат и у чёрно-пёстрой коровы с надоем 10 тонн в год, и у швицкой — 7,5 тонны, — привёл цифры Николай Евсеевич. — То есть тем, кто серьёзно занимается швицами, желательно и дальше совершенствовать работу с породой. Мы все стремимся к тому, чтобы корова больше надоила. Рекорд по России зафиксирован, за жизнь корова надоила 117 тонн молока. В области есть уже близкие к этому результаты. В «Ждановском» 109,8 тонны надоила чёрно-пёстрая корова. Швицкая в «Семьянском» — 82 тонны за жизнь. В области уже свыше десятка хозяйств превысили уровень надоя в 10 тонн на корову. Число таких хозяйств растёт. В США считается, что самая доходная корова доит 15 тонн в год. Темпы роста показывают, что к этому показателю ряд наших сельхозпредприятий приближается.
Реалии по аномалиям
Обсуждение коснулось и того, чего нам сегодня не хватает. Важное место занимает иммуногенетическое исследование коров, но по племенным хозяйствам его у нас проходят только 30 процентов животных. Геномный анализ быков-производителей — 70 процентов. Не более 2 процентов используется сексированного семени. Искусственное осеменение в воспроизводстве стада применяется на 86 процентов в сельхозорганизациях, на 47 — в крестьянско-фермерских хозяйствах. А в передовых компаниях по стране сегодня проводят геномную оценку даже ремонтных тёлок, чтобы в раннем возрасте уже знать их генетическую ценность. В Удмуртии создали проект оценки коров по этому показателю, и уже формируют стадо, зная племенную ценность. Проблема ещё и в том, что у нас 17 процентов первотелок бракуется в первый год, а должно быть по рекомендации не выше 8. Практики утверждают, что до 80 процентов причин выбраковки — это условия содержания, и только 20 — генетика. Выяснено, что семенной материал из-за рубежа имеет до 30 процентов генетических аномалий. У нас же племенной материал на генетические аномалии вообще не исследуется. Так как же получить максимальный доход от продуктивной коровы? Собравшиеся согласились, что необходим рост числа племенных хозяйств. Невелика доступность к племенному сервису. Сервисные компании охотно работают с крупными хозяйствами, где есть специалисты, а те хозяйства, где исполнителей нет или недостаточно, остаются неохваченными.
Нужен паспорт. Геномный
Продолжая обсуждение, руководитель одной из компаний Сергей Блюма обратил внимание, что многие хозяйства не закладывают амортизацию в производство молоко. А постройка комплекса увеличивает себестоимость литра молока минимум на 5 рублей. Получается только корова с большим молоком будет обеспечивать эффективность производства. — Есть выдающиеся примеры, — заинтриговал Сергей Николаевич. — Висконсинская корова в 2017 году надоила 30 тонн молока за 305 дней, то есть 97 литров в день. И это при шестой лактации. Таких коров не надо тысячу, достаточно 100 голов на хозяйство. Вопрос: как этого добиться? Сергей Блюма постарался показать, где находятся нижегородские производители, сравнив данные по 135 хозяйствам из 16 регионов. К примеру, по показателю индекса пожизненной прибыли (насколько больше корова за жизнь принесёт доходов в сравнении с генетическим базисом) нижегородцы добились средних показателей в 48 долларов. Свердловские молочники — 83 доллара. Что касается племенной ценности тёлок по последнему году рождения, то тут Нижегородчина на высоте. Индекс 196 при среднем по стране в 163. Особо специалист затронул тему племенной ценности нетелей. Ведь ключевой источник дохода от коров сегодня — молоко. Но занять нишу на этом рынке при колоссальной конкуренции сложно. Выход — в продаже племенного скота. Отечественные нетели сегодня продаются по 200-230 тысяч рублей, а Венгрия торгует по 180 тысяч. Наши животные дороже, чем зарубежный скот. Как доказать его ценность? А ведь есть методы инструментального контроля — объективный геномный паспорт.
Пути развития ясны
Разговор подытожил руководитель аграрного ведомства региона Николай Денисов: — Сегодня действительно важна тема племенного дела. Устоять смогут те, кто обладает хорошим, мощным стадом, способным производить качественную продукцию. Ещё один пласт, где можно предприятиям зарабатывать деньги, — продажа племенного скота. Но для этого надо увеличить количество, которое можно предложить на рынок, и доказать, что животные высокопродуктивны, ценны, необходимы покупателю. Предприятиям надо теснее взаимодействовать с сельхозакадемией, с сервисными службами. Считаю, что площадка при молочном союзе стала местом профессионального решения широкого спектра вопросов. Тут могут оказать серьезную консультацию по самым узким местам технологий, продуктам, которые уже выводятся на рынок. Этим нужно пользоваться. Очень важно, что происходит объединение науки и практических организаций-консультантов, аналитиков. После такого общения не нужно изобретать велосипед, мы видим пути, которые уже проверены опытом успешных предприятий.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Вадский район.
#газета #землянижегородская #вад #дубенский #молочныйсоюз #экономика