46_2011_10-2
Posted in Хозяйство
15.11.2011

Деньги не пахнут мазутом

Напомним, что произошло.

В августе, попав на участок земли, принадлежащий сельхозпредприятию «АгрОС», мы увидели горы строительного мусора, перемешанные с землей. Дальше ­ черное поле, над которым стоял резкий запах мазута. Присмотревшись, поняли: это не почва, а маслянистая масса, смешанная с отходами нефтяного производства.

– Все началось пять лет назад, когда фирма «Строймеханизация­5» начала сваливать строительный мусор на пастбище и построила два ангара, заняв часть нашей территории, ­ рассказывал во время нашей августовской встречи директор ООО «АгрОС»Александр Сокоушин. ­ Именно эта организация устроила свалку нефтяных отходов на земле…

Руководитель сельхозпредприятия писал заявления в УВД по Кстовскому району, природоохранную прокуратуру, обращался в суд. Не помогло, горы хлама продолжали расти.

– Самое страшное случилось в конце июня, ­ продолжал Александр Сокоушин. – Компания «Строймеханизация­5» выиграла тендер на очистку илового пруда предприятия «Лукойл­Нижегороднефтеоргсинтез», где отстаиваются отходы нефтяного производства. Вместо того чтобы отвезти биомассу, содержащую нефтяные отходы, на специальный полигон, ее сбросили на нашу землю, где уже устроили свалку. Я своими глазами видел, как открытые КамАЗы ехали разгружаться, оставляя за собой на дороге нефтешлам, который выплескивался из кузовов. Иначе как аморальным этот поступок назвать не могу.

Оказалось, что отходы нефтяного производства были выброшены не только на территорию сельхозпредприятия, но и на муниципальные земли Кстова. Город находится в километре от свалки. Кудьма всего в нескольких сотнях метров, нефтяные отходы могут попасть в нее, поскольку водосток с этого участка идет в реку. Территории нанесен немалый экологический ущерб, который может стать еще больше. Анализы, сделанные по инициативе сельхозпредприятия, показали, что в биомассе содержание нефтепродуктов превышено в 4  тысячи раз! На бывшем пастбище захоронено около 20 тысяч кубометров биомассы, содержащей нефтяные отходы и 127 тысяч кубометров строительного мусора.

Однако никаких конкретных шагов для того, чтобы найти виновных и ликвидировать свалку, пока не сделано. Об этом говорили во время рабочей поездки, организованной депутатами Законодательного Собрания.

– В мае ­«Строймеханизация­5» обратилась к нам с просьбой разрешить вывозить отходы на кстовский полигон твердых бытовых отходов, ­ рассказывает начальник управления по экологическому контролю администрации Кстовского района Руслан Васяев. – Мы попросили представить документы о классе их опасности. Полигон отказался принять отходы. Потом мы узнали, что компания вывозит на самосвалах биомассу с очистного пруда на свою территорию. Однако туда нас не пустили.

УВД Кстовского района вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Написали письма в природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор, жалобы переправили в министерство экологии. Из министерства получили письмо, в котором без всяких подробностей сообщалось, что виновные наказаны.

– Жалобы были рассмотрены, ­ пояснил начальник Кстовского межрайонного отдела экологического контроля министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Юрий Щукин. ­ На главного инженера компании «Строймеханизация­5» наложен штраф в размере 10 тысяч рублей. Пока проводится расследование, мы не можем сказать, кто виноват. Работаем над доказательной базой…

Сейчас проверку проводит Росприроднадзор.

Следил ли заказчик очистки пруда за судьбой отходов?

– За нарушение законодательства при вывозе биомассы ответственность несет подрядчик, ­ выразил позицию начальник отдела экологии предприятия «Лукойл­Нижегороднефтеоргсинтез» Владимир Шувалов. – Оплата производится по факту вывоза.

Александр Сокоушин обращался и в Управление Россельхознадзора, представитель которого тоже присутствовал на встрече.

– Мы получили жалобу, но никаких доказательств представлено не было, ­ только и смог ответить государственный инспектор отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Нижегородской области Анатолий Пичугов. – Полномочия не позволяют проводить следствие.

(В скобках отмечу: интересно, какие нужны доказательства Россельхознадзору – алюминиевый тазик с черной жижей?)

И без того напряженная обстановка в зале накалялась.

– Нам остается зарезать две тысячи голов скота и на вырученные средства вывезти отходы вместо тех, кто выбросил их на нашу землю?! – не сдержал эмоций заместитель директора ООО «АгрОС» Олег Овчинников.

Руководители ООО «АгрОС» подсчитали: чтобы рекультивировать и убрать нефтешлам, потребуется от 90 до 120 миллионов рублей. Возможно ли, что сельхозпредприятию как собственнику придется отвечать за то, что допустили свалку на своей земле? Это противоречит здравому смыслу.

Но кто будет очищать землю? Пока ответа нет. И никто, кроме аграрников, как видно, не спешит его найти. Но сейчас, к счастью, есть поддержка депутатов.

– Наша задача ­ раскачать органы, которые халатно относятся к своим обязанностям, ­ заметил председатель комитета по экологии и природопользованию областного Законодательного Собрания Александр Назаренков.

– Хотим понять, где произошел срыв контроля государственных органов, ­ сказал заместитель председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Александр Табачников, посетив после встречи территорию, где устроена свалка. – Законодательное Собрание не собирается подменять правоохранительные органы и суд. Однако пострадали интересы простых жителей, собственника, муниципалитета, области. Мы будем искать выход из этой ситуации. Возможно, будет проведено депутатское расследование. Наказаны должны быть не только те, кто нарушил закон, но и те, кто способствовал этому.

Александр Сокоушин продолжит борьбу за землю.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Коллаж Татьяны Чернявской.

Кстовский район.