ПРИБЫЛЬ-УБЫЛЬ СЧИТАТЬ НИ К ЧЕМУ
Такая позиция помогает фермерам сохранять душевное равновесие
Опорой деревни сегодня нередко являются фермеры. Коренные крестьяне считают, что холдинги с их наемными работниками село не спасут. Сохранить деревню могут только те, у кого здесь отцы трудились. Многие фермеры являются продолжателями крестьянских династий. Таков и Сергей Ботяков из Красного Бора.
Эта фамилия на шатковской земле известна. Сергей вспоминает, что из семьи в 11 человек в одной колхозной бригаде трудились пятеро мужиков. Его отец Николай Михайлович до 70 лет работал на Т-150. Сергей отлично помнит, что отец ни разу не сослался на возраст и не отказался ни от одного выезда в поле. Пахал всегда наравне с молодыми. А ведь труд на Т-150 тяжелее, чем на других тракторах. — У нас семья потомственных аграриев, — гордится Сергей. — Все Ботяковы трудились в сельском хозяйстве. Будет точным сказать, что и меня всем крестьянским навыкам обучили ещё в детстве. На трактор-то я попал мальчишкой. Уже с 10 лет отец учил меня управляться за баранкой, осваивать потихоньку разные операции. Силос прикатывали на ДТ-75. Бывало, всю ночь проработаешь, но не тяжело было, а интересно. Со временем отец дал Сергею и Т-150 опробовать. Потом были годы работы в колхозе. А когда хозяйство стало разваливаться, Ботяков решил создать фермерское хозяйство. Было это в 2004 году.
Начинал Сергей с малого — объединив родительские и собственные паи, они с женой Ириной получили 14 га. Это и была его первая собственная пашня. Потом, когда понял, что дело идёт, начал покупать паи. Первый участок фермеру достался недалеко от села. С техникой помог шурин, подаривший подержанный «Белорус». Потом Сергей, поднакопив средств, такой же новый купил. Справлялся поначалу двумя тракторами да комбайн купил у соседей. В первый год сажал только картошку. Выбор для нашей зоны и условий очевиден. На малых площадях от картофеля доход больше. Зерно со второго года начал сеять для севооборота. Сейчас у Ботякова ежегодно 70 га картошки и 195 га зерновых. Он осознанно растит именно то, что даёт экономическую отдачу. — Эксперименты с культурами требуют немалых вложений, — рассуждает Сергей. — А если дорожишь копеечкой, то хозяйство надо обдуманно вести — выращивать то, что выгодно. Конечно, год на год не приходится, бывают и неурожаи. В таком случае я, чтобы не расстраиваться, особо и не считаю, какая вышла прибыль-убыль. Работать всё равно надо, а доход на земле худо-бедно будет. Конечно, знаний требуется много. Сергею приходится постоянно учиться. Да и жена Ирина его подталкивает к изучению нового в сельском хозяйстве. Именно с её подачи Ботяков знает весь Земельный кодекс назубок. Коллектив крестьянско-фермерского хозяйства невелик. Начинал Сергей только с шурином и с братом. Позже они отделились. Сейчас основной опорой стали взрослые сыновья. Фермер шутит, что ему остается только руководить. Александр и Павел, по словам отца, универсальные солдаты — умеют всё. Они сразу разобрались с навигатором и другими современными технологиями. Сыновья пока только зерно не убирают. Для этого Ботяков нанимает мужиков, которые в колхозе занимались этим всю жизнь. Но не из-за того, что братья хуже справятся, просто в это время уже подпирает уборка картошки — не разорваться же.
Особых доходов за годы работы Ботяков не припомнит. Вот разве что в прошлом сезоне картошка стрельнула. Но такого, чтобы за сезон сразу заработать на трактор, не случалось. Нормальная поддержка крестьянина государством, по мнению фермера, началась лишь несколько лет назад. Раньше мало кто чем-то пользовался — откуда у большинства фермеров залоговая база? Ботякову больше родня помогала. Государственной поддержкой в виде кредитов фермер только недавно впервые воспользовался. Гараж сразу разросся. Особо радуется Сергей, что приобрел погрузчик. Эта «длинная рука» очень помогает в хозяйстве. — Земли сейчас у Сергея Николаевича 265 га, — сообщает начальник сельхозуправления Алексей Зырянов. — Мы знаем, что он может освоить и больше, но сейчас земли свободной в округе практически нет. Разве что залесённые низкоплодородные участки остались. — Да, в наших краях свободной земли никогда не было, — соглашается Ботяков. — Но я возвращать землю в оборот готов. «Длинная рука» есть — появится участок, весь лес с него повыдергает. Болотистые участки на своих полях по большей части уже засыпал. Конечно, не тысячу га вернул в оборот, но всё-таки заметные площади. Не только поля приводит в порядок Сергей. Год от года растёт складское хозяйство. Недавно зерновой склад на 400 тонн построил, вслед за ним возвёл картофельный на 1100 тонн. Впрочем, система реализации у Ботякова организована так, что не всегда нужны хранилища. Картошку раннюю уже с августа продаёт. Не затягивает и с реализацией зерна. Прошлогодний урожай продал ещё до нового года, частники его с удовольствием забирают. Качественный продукт востребован, покупатель за ним сам приезжает. В хозяйство уже проложили дорогу постоянные покупатели из Москвы, Петербурга, Краснодара. В последние годы добавился Крым. Пробовали Ботяковы торговать на рынках в разных городах и сёлах, но это оказалось неудобным. Да и зачем, если «купец» сам приходит. Картошку прошлого урожая удалось реализовать от 11 до 26 рублей за кило. Последняя продажа была полтора месяца назад. В хранилище хоть и нет специальной вентиляции, но за температурой Сергей следит. С 5 утра он уже объезжает склады и, если нужно, делает проветривание. С этого года начнёт хранение «второго хлеба» в контейнерах, для этого уже понемногу закупаются ящики. С покупкой «длинной руки» Ботяков решил многое возить и даже хранить в мягких контейнерах — бэгах. Этой весной фермер опять посеет пшеницу и посадит картофель. Ячмень будет посеян на следующий год, для этого решено купить элиту.
Пока мы беседовали с фермером, сыновья ни минуты не сидели без дела. Так что и пообщаться с ними удалось буквально на колесе трактора. Младший Павел учится в Шатковском агротехникуме заочно, практика — в отцовском хозяйстве. — Нам крестьянский труд и образ жизни нравится, — говорит он. — Кто-то ездит на заработки в город, а нас земля зовёт. С 7 лет я сел на трактор, и пусть на первой скорости, но уже пытался работать. Сначала сено косили с братом, потом и остальные работы стали осваивать. Александр окончил сельскохозяйственную академию по специальности «Сервис в АПК». Все, что связано с техникой, знает наизусть. Вернулся на родину и не жалеет. Далеко не все сверстники готовы связать жизнь с крестьянским трудом. — Единицы сегодня выбирают этот путь, — говорит Александр. — Других спросишь — отвечают, что и тяжело, и денег мало. А ведь сегодня много хозяйств, где достойная зарплата. Там и техника современная. Нам вот в селе нравится стабильность, которой нет в городе. Сегодня фермерский труд позволяет и на море съездить, пусть ненадолго. Отгулял короткий отпуск — и возвращайся работать. Павел с братом полностью соглашается: — Мы хотим и дальше развивать хозяйство, мыслей об отъезде нет.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Шатковский район.
#газета #землянижегородская #шатки #красныйбор #фермеры