СКИНУТЬ БЫ ДЕСЯТОК ЛЕТ

Уникальный промысел с мировым именем может кануть в Лету, если его не подхватит молодежь

На предприятии народных художественных промыслов ООО «Варнавинская резная кость (Варко)» не слышно шума бормашин. Изделия из кости сейчас здесь не производят — на предприятии не осталось ни одного работающего мастера, поэтому, возможно, на двери уникального производства придется повесить замок. Людей, которые владеют мастерством резьбы по кости, в поселке осталось не так много, большинство из них уже немолоды. Попытаемся понять, останется ли Варнавино одним из шести косторезных центров России или редчайший промысел будет утрачен.

Праздновать юбилей некому

Первый раз на предприятии народных художественных промыслов ООО «Варко» мне довелось побывать десять лет назад, летом 2011 года. В тот год фабрика отмечала 40 лет с создания в Варнавине участка, где было начато обучение молодежи резьбе по кости. Получается, что в этом году производство отмечает полувековой юбилей. Однако праздновать его, по сути, некому. Единственный человек, которого я встретила в здании старой пересыльной тюрьмы, где располагается предприятие, его директор Зоя Федоровна Корина. Как и все последние пятнадцать лет, что она возглавляет фабрику, на своем рабочем месте. Но рядом с ее кабинетом пустой коридор, закрытые двери мастерских. Вспоминаю, как здесь было тогда, в 2011-м. На фабрику пришла в составе группы любопытных посетителей, осматривали мастерские. Запомнилось рабочее место мастера: под лампой на столе, усыпанном костяной пылью, неоконченные фигурки животных. Зоя Федоровна тогда объясняла гостям, что труд резчика кропотливый, требует усидчивости, художественного видения и, конечно, таланта. Восхищались тогда, рассматривая произведения искусства из клыков моржа, лосиных рогов, костей крупного рогатого скота, дорогой слоновой кости и даже редкого бивня мамонта, который отличается от других материалов структурой и молочным цветом. Произведения из кости мамонта выполняла главный художник предприятия Ольга Робертовна Седунова. Всего на предприятии тогда работали двенадцать мастериц. И уже тогда была тревога, что молодежь не идет работать на предприятие, мало интересуется народными промыслами. Выходит, опасения были не напрасными. — Я одна на предприятии, — говорит сейчас Зоя Федоровна. — Мастера все ушли на пенсию. А новые не приходят, да и учить их уже некому. Директор делится планами: понемногу распродаст остатки изделий, завершит все дела и уйдет на заслуженный отдых, тогда, наверное, фабрику придется закрыть. А спрос на художественные произведения из кости есть — у предприятия их брали два магазина в Нижнем Новгороде, торгующие изделиями НХП. Украшенные цветами резные шкатулки, скульптурные композиции, маленькие фигурки животных, ножи с костяными ручками, гребни, кольца, ажурные бусы, броши, серьги и браслеты, в которых видны природные мотивы: переплетение ветвей и побегов, листья и цветы — всё это делали на фабрике. Сложно представить, что на это может не быть спроса, ведь косторезное искусство по-настоящему редкое. В России всего несколько мест, где знают секреты резьбы по кости: кроме Варнавина, это Холмогоры Архангельской области, откуда к нам пришел промысел, Хотьково Московской области, Тобольск, Якутия, Чукотка. Изделия, которые создавали варнавинские мастера, ценились во всем мире. В советские годы, когда была плановая экономика, на производстве работали более ста человек. В начале 1990-х число сократилось до сорока восьми, потом стало еще меньше. По словам Зои Кориной, они старались приглашать на работу молодежь, однако никто не задержался: чтобы зарабатывать, мастер должен работать быстро и качественно, а этому нужно долго учиться. — Сейчас существует господдержка молодых специалистов народных художественных промыслов, но нам бы она пригодилась десять лет назад, — говорит Зоя Федоровна. Были сложности и с сырьем, для резьбы используют специально подготовленную кость, в последние годы ее привозили из Белоруссии. Сейчас на складе лежат остатки: большие изделия — шахматы, шкатулки — из них не сделать.

О ком в книгах написано

И все-таки одного мастера на предприятии мы застали. Николай Александрович Медведев — один из известнейших художников Варнавинского косторезного промысла. Сейчас он на пенсии, но зашел поработать в мастерской — делал рукоятку для ножа из черного дерева. В 1990-е годы он уехал из Варнавина в Ворсму, где производил ножи с красивыми рукоятями и целые композиции. Сейчас вернулся в Варнавино. Николай Александрович — человек удивительный, о нём и в книгах написано, и фильмы сняты. Он ученик основателя Варнавинского косторезного промысла Парфена Парфеновича Черниковича. Ремесло освоил в школе резьбы по кости, которую в 1970-е годы Черникович открыл при Варнавинском участке Казаковского ювелирного объединения. Работал на фабрике резчиком экспериментальной группы, а в 1980-е стал главным художником предприятия. Николай Медведев — автор более 250 образцов, принятых областным художественным советом для внедрения на производстве. Произведения мастера хранятся в музеях и частных коллекциях. Сам Николай Александрович рассказал, что, когда работал на фабрике, старался поддерживать и развивать художественный стиль, предложенный Парфеном Черниковичем. На мой вопрос о будущем промысла мастер ответил, что, конечно, ему бы хотелось, чтобы косторезное искусство развивалось, но для этого нужна поддержка, резчики должны иметь достойные условия. Кроме ООО «Варко», в Варнавине есть студия резьбы по кости, которая находится в местечке Булдаково. Ее возглавляет Иван Воскресенский, который в прошлом руководил фабрикой «Варко», а до него предприятие тридцать лет возглавлял его отец, заслуженный художник России Геннадий Юрьевич Воскресенский. Иван Геннадьевич — индивидуальный предприниматель, его производство не имеет статуса предприятия НХП. Сейчас в студии заняты пять мастеров. Мы связались с Иваном Геннадьевичем, он поделился своим видением ситуации. — Всё зависит от желания заниматься промыслом, — считает Иван Воскресенский. — Наша студия существует шестнадцать лет, работаем и будем продолжать резать по кости. Мне нравится это дело и есть желание развивать свой бизнес. Мастера, которые работают в студии, украшений из кости вырезают немного, их направление — шкатулки, охотничьи ножи. Спрос на изделия есть. Мастера делают индивидуальные вещи, работают на заказ. Однако, по словам Ивана Геннадьевича, студия ограничена в помещении и количестве заказов, поэтому рабочих мест не увеличивают. — Молодежь не хочет учиться промыслу, — говорит он. — Резьба по кости осваивается не быстро. Кость — такой материал, который ошибок не прощает, исправить в изделии что-то очень сложно. Проходит несколько лет, прежде чем резчик начинает делать что-то стоящее. Но в целом, на состояние промысла у Ивана Воскресенского взгляд не пессимистичный — он считает, что не обязательно быть крупным предприятием, можно работать и в артели, где художники объединены общим интересом.

Наш гвоздь — резная кость

В Варнавине предпринимаются попытки поддержать косторезный промысел. Осенью прошлого года в поселке произошло знаковое событие — при районном историко-художественном музее открылась мастерская резьбы по кости. Проект «Наш гвоздь — варнавинская резная кость» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области. А в конце февраля в музее в рамках этого проекта состоялось торжественное открытие обновленной экспозиции, посвященной резьбе по кости. На ней можно узнать об истории промысла, его основателе Парфене Черниковиче, столетие со дня рождения которого отмечали в 2020 году, других прославленных резчиках, увидеть их произведения. Новая мастерская находится на втором этаже соседнего с музеем здания. Необходимое оборудование для резьбы и выжигания по кости, приобретенное на средства гранта, размещается на нескольких столах в просторном помещении. Сейчас здесь занимаются полтора десятка школьников. Однако учить навыкам резьбы планируют не только детей, но и молодежь, всех, кто заинтересуется этим делом. Первые мастер-классы провели заслуженный художник РФ Нина Павловна Михайлова и заслуженный мастер НХП Нижегородской области Татьяна Дмитриевна Кучумова. — Проект направлен на сохранение нашего уникального промысла, — рассказывает директор Варнавинского историко-художественного музея Галина Цыганова. — Хотелось привлечь к нему детей, молодежь, жителей района, чтобы не забывали, приходили учиться резьбе по кости, и, возможно, кто-то стал бы заниматься этим в дальнейшем. Мы побывали в мастерской, где как раз шло занятие. Первоклассник Коля Скворцов, прежде чем сесть за работу, показал на выставке фигурки животных, которые вырезал сам. Коле всего семь лет, но уже умеет управляться с бормашиной. В тот день с ее помощью он учился выполнять рельефный рисунок: в свете яркой лампы на костяной заготовке вырезал объемное изображение. За работой ученика внимательно наблюдала руководитель мастерской Юлия Малышева. Историк по образованию, она работает в музее, занимается с ребятами. Резьбе по кости долгое время училась у известных варнавинских мастеров, в том числе и у Николая Медведева. Говорит, что освоить промысел непросто — это и работа с оборудованием, которая требует сноровки, но и без художественного взгляда в этом деле не обойтись. — Будет печально, если у нас в поселке, который является одним из главных центров промысла в стране, он будет утерян, — говорит Юлия. — Поэтому мы хотим популяризировать его, привлечь к нему внимание. Дело, безусловно, важное, и не зря получило поддержку. Иван Воскресенский считает идею создания учебной мастерской правильной. Если появится талантливый ученик, возможно, он возьмет его на работу. Найдутся ли те, кто захочет перенять мастерство? Откроются ли вновь двери предприятия НХП, которые вот-вот будут захлопнуты?

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Варнавинский район.

#газета #землянижегородская #варнавино #промысел #резьба #косторезание