ЧЕРЕМУШКИ ПОСЛЕ ШЕСТИ
Сбываются ли тревожные прогнозы о будущем посёлка
Вы уже знакомы с рубрикой «30 лет вместе». Она посвящена юбилею газеты «Земля нижегородская» и ведёт по следам прежних публикаций. Шесть лет назад мы делали репортаж из Черемушек Варнавинского района. Тогда они напоминали растревоженный улей. В посёлок прилетела весть о закрытии учреждения, от которого зависел местный уклад. Давайте наведаемся по знакомому адресу.
Усилия напрасны
Для начала вспомним ситуацию, которая сложилась в 2015 году. В Черемушках базировалось лечебное исправительное учреждение № 10 (ЛИУ-10) для контингента с туберкулёзом. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) приняла решение о его закрытии. Это означало потерю работы для двухсот сотрудников режимного объекта, которые в большинстве своём проживали в посёлке. Им предстояло искать место на стороне, поскольку в Черемушках вариантов не было. К тому же, учреждение обеспечивало электро- и водоснабжение, пожарную охрану населённого пункта. Помогало содержать социальную сферу — Дом культуры, школу, детский сад. Местная казна получала ежегодно в качестве подоходного налога 10 миллионов рублей. Это серьёзные средства для дотационного района. Не случайно варнавинские власти и жители Черемушек пытались отстоять объект. Создавали инициативные группы, обращались в область, снаряжали ходоков в столицу. — Если исчезнет работа, молодёжь будет вынуждена уезжать отсюда навсегда, — говорили люди. — Квартиру здесь не продашь — никто не купит, так что через несколько лет наши Черемушки могут обрасти брошенными домами. А постепенно захиреют Дом культуры, школа, детсад. Усилия оказались напрасны — колонию закрыли. По официальной формулировке, она законсервирована, но это не меняет сути. С 2015 года посёлок живёт без учреждения, ради которого когда-то возводился.
Рядом пустота
Черемушки находятся на территории Восходовского сельсовета. Глава администрации Владимир Гайчук встретил нас как давних знакомых. Да мы таковыми и оказались, что тут же выяснилось. В 2015 году он возглавлял ЛИУ-10, тогда и познакомились. После закрытия учреждения Владимир Анатольевич покинул систему ФСИН. — Помнится, шесть лет назад в Черемушках числилось 350 жителей, — начали мы. — Сколько сейчас? — Зарегистрировано 295, реально проживают 148, — назвал цифры глава. — Разъезжаются люди — треть квартир стоят пустыми. Основной жилой фонд — многоквартирные дома. Они строились с расчётом на централизованное обеспечение водой и теплом от колонии. Сейчас посёлок не зависит от ЛИУ-10, но сети остались прежние. В пустующих квартирах никто не следит за ними, поэтому случаются аварии. Этой зимой было несколько случаев разморозки — разрыва труб отопления. Некоторые дома полностью опустели, с ними легче. Подачу тепла туда попросту прекратили. — Квартиру здесь дорого не продашь, — продолжает Владимир Гайчук. — За хорошую трёхкомнатную не выручишь даже 200 тысяч рублей. Люди уезжают, продают жильё по дешёвке. А покупает кто? Те, например, кому нужна прописка. Они только числятся в Черемушках, а проживают совсем в других местах. Иные приобретают квартиры с замыслом обналичить материнский капитал. Сговариваются с продавцом на 150 тысяч рублей, а в документах ставят 400-600 тысяч, в зависимости от положенных бюджетных выплат. Государство перечисляет средства — капитал в кармане. Как бы там ни было, обрастает посёлок пустующим жильём. Правы оказались люди, когда в 2015-м высказывали опасения.
Успех с подтекстом
Теперь осмотрим соцсферу. В Доме культуры нас встретила ещё одна знакомая — Юлия Чернигина. Шесть лет назад она работала в колонии, сейчас возглавляет ДК. — В прошлом году проводили меньше мероприятий, чем обычно, по известным причинам, — рассказывает Юлия Анатольевна. — Но все главные праздники отмечали. Бильярд, теннис в фойе пользуются спросом. Листаем с заведующей альбомы со старыми фотографиями. Там Черемушки в расцвете. Крепышом выглядит покосившийся ныне Дом культуры, на улицах многолюдно. — А помнишь, как ты лихо на мотоцикле гонял по посёлку? — обращается Юлия Чернигина к главе администрации Владимиру Гайчуку. — Как не помнить, — отвечает тот. — Разбился однажды — еле выходили врачи. Юлия Анатольевна и Владимир Анатольевич местные по рождению, болит душа за посёлок. В 2015 году мы рассказывали о дочери Юлии Чернигиной — девятикласснице Маше. Она победила в районных лыжных соревнованиях памяти Героя России Александра Перова. — Где Мария сейчас? — спрашиваем. — Живёт в Варнавине, замужем. У меня теперь титул бабушки. А на лыжных соревнованиях наши ребята всегда успешно выступают, вот и нынче отличились. Учителем физкультуры по-прежнему работает Наталья Валерьевна Широкова, можете проведать. В школе нас встретил весь коллектив, хотя на дворе стояли каникулы. Посидели за чашкой чая — ну, всё как в 2015-м. — Да, на соревнованиях выступили успешно, — подтвердила Наталья Широкова. — Заняли три призовых места, ещё трое ребят вошли в десятку лучших. Всего в школе 15 учеников — судите сами о весомости достижения. — Жаль только, учащихся всё меньше, — вздохнули педагоги. — Количество сократилось в несколько раз по сравнению с 2015 годом. Пополнения ждать неоткуда, поскольку малышей в детском саду тоже не прибавляется. Во время нашего прошлого приезда их было под три десятка, сейчас — 11. Налицо последствия массового оттока молодёжи из Черемушек. К сожалению, этот прогноз тоже сбывается. Из положительного отметим, что соцсфера в Черемушках старается жить полной жизнью. Честь и хвала тем, кто в ней трудится.
Кому говорят спасибо
— Хорошо, что в посёлке много активных людей, — говорит Владимир Гайчук. — Без их помощи нам было бы гораздо труднее управляться с делами. Вот недавно бросили клич, что надо разобрать старые бесхозные дома — мужики собрались, дело сделали. Пожароопасность снизилась, вид посёлка стал лучше. Среди самых активных — Андрей Алексин. Тоже когда-то работал в колонии, сейчас на пенсии. Напомним, что именно по его инициативе в Черемушках построена церковь преподобного Варнавы Ветлужского. Алексин украсил храм резьбой, благодаря чему тот приобрёл неповторимый колорит. Альбомы в Доме культуры — тоже дело рук Андрея Анатольевича. Он постоянно их дополняет, подклеивает. Ещё отметим Эдуарда Бикмухамедова. Служил в ЛИУ-10 заместителем по производству, сейчас работает оператором котельной. Отстаивает интересы односельчан в качестве депутата земского собрания. К слову, Эдуард Хасанович чуть не единственный в Черемушках владелец личного подсобного хозяйства. У него, кроме кур, живёт козье семейство из трёх… В общем, семья полная. Это практически вся более-менее крупная живность на посёлок, если не считать собак. Но о них — чуть позже. Среди активных можно также назвать педагогов, руководителя Дома культуры Юлию Чернигину. Конечно, мы упомянули не всех — только кого знаем. Будет повод приехать ещё раз, чтобы познакомиться с другими.
У доски объявлений
Люди покидают посёлок, зато дикие звери проявляют интерес. Жители говорят, что на территории колонии осенью обретался медведь. Теперь все гадают, зачем приходил косолапый — просто посмотреть или поселиться? А ну как вернётся после зимней спячки. Тогда уж точно вступит в силу известный принцип мест заключения: «Закон тайга, медведь хозяин». Волки нынче атаковали несколько раз. Нанесли урон четвероногим друзьям человека. Но те тоже не подарок — покусывали жителей. Не зря в центре посёлка висит объявление: «Собственники собак! Ещё раз просим привязать своих питомцев! В противном случае будут выписаны штрафы». Кто-то внёс изменения в текст авторучкой: «Собственники собак! Ещё раз просим ОТвязать своих питомцев! Будут выписаны ПРЕМИИ. А ТО ВОЛКИ ОЧЕНЬ ГОЛОДНЫЕ». Ну, можно выдохнуть. Поживут ещё Черемушки, раз с чувством юмора всё нормально.
Александр СИНИЦЫН.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Варнавинский район.
#газета #землянижегородская #варнавино #черемушки