ДЕТЯМ ДУРАЧИТЬСЯ РАЗРЕШАЕТСЯ

Сотни взрослых объединились ради хорошей идеи

Каждый человек особенный — так считает Анна Белоусова, многодетная мама, которая вместе с единомышленниками организовала три года назад в Чкаловске инклюзивный центр семьи и детства «УМка». Ради его открытия объединились многие жители города, а сейчас «УМку» называют одним из самых крупных социальных проектов, реализованных в Чкаловском округе в последние годы.

Чай с конфетами

На столе в небольшой цветастой кухне перед нами огромная ваза доверху наполненная конфетами. Скоро желтый автобус, который видно из окна, поедет в школу и привезет ребят, которые ходят в центре «УМка» в группу продленного дня, здесь их будет ждать горячий обед. — На кухне дети пироги пекут и пельмени лепят — это часть социально-бытовой адаптации, — объясняет председатель центра семьи и детства Анна Белоусова. — Когда некоторых ребят спрашиваешь, что тебе больше всего у нас нравится, они отвечают: «Чай с конфетами». Во время беседы Анна часто шутит, немного с иронией. — Недавно случайно подслушала разговор одной девочки с логопедом, — продолжает она. — Педагог говорит: «Если ты не будешь делать домашнее задание, тебе придется все время ходить ко мне». А та ей в ответ: «Я поняла: никогда не буду делать домашнее задание, чтобы всегда ходить к вам». Мы стараемся, чтобы дети чувствовали себя комфортно. У нас им можно практически всё: бегать, шуметь, играть, дурачиться, общаться. Наверное, лет пять назад многодетная мама не могла представить, что станет руководителем центра, который занимает отдельное здание, где работают двадцать девять сотрудников, на занятия приходят двести детей, и который стал известен далеко за пределами района. А началось всё с желания организовать поездки в бассейн для ребят с ограниченными возможностями. — Когда у меня родился первый ребенок, я, как и многие мамы, мечтала, что буду водить его во все кружки, но так произошло, что сыну дали инвалидность, — рассказывает Анна. — Ему тогда было четыре года, и нам некуда было пойти, сложно было организовать для него какуюто деятельность. Я была не одна такая. Познакомились с другими родителями. Многие семьи, у которых особенные дети, никуда не ездят: далеко, нет своих машин, стесняются. Тогда мамы решили действовать. Вместе со Светланой Прометовой, которая сейчас работает в «УМке» бухгалтером, написали свой первый проект, получили небольшой грант, на эти средства арендовали автобус, стали возить детей в бассейн и в Нижний Новгород — на экскурсии, в театр, в цирк, в зоопарк. — Однажды с нами поехала девочка с синдромом Дауна, ей было девять лет, но она никогда не была в большом городе, а ее папа ни разу не ходил в кинотеатр. Никогда не забуду, как мы пришли в торговый центр, и они стали кататься на эскалаторе вверх-вниз: ребенок ни разу в жизни не видел ничего подобного, — вспоминает Анна. — Тогда пришло осознание, что мы делаем что-то важное, значит надо продолжать.

Блин продали с аукциона

Когда появилась идея создать детский центр, районная администрация предложила взять комнаты в здании бывшего комбината бытового обслуживания на улице Инженерной. Помещение в пристройке к пятиэтажному дому находилось в плачевном состоянии. В соседних комнатах располагались разные организации: ремонт обуви, химчистка и даже уголовно-исполнительная инспекция. Сейчас они съехали и все здание перешло детскому центру. Энтузиасты начали ремонт, всё делали своими руками. Первые деньги заработали, продавая блины на Дне города. — Придумали провести благотворительную акцию, чтобы собрать средства, — говорит руководитель центра. — Была страшная жара, и женщины целый день в несколько смен пекли блины, стоя у электроплиток. За угощением выстроилась огромная очередь. Один блин испекла дочь Валерия Чкалова, которая приехала на праздник, его мы продали с аукциона. Удалось собрать приличную сумму. Блины я больше с тех пор не пекла. Энтузиасты написали письмо губернатору Валерию Шанцеву, он выделил 500 тысяч рублей на ремонт. Нашлись спонсоры из разных городов, которые жертвовали деньги и стройматериалы, по словам Анны, некоторые из них даже не представляли, где находится Чкаловск, но всё равно откликнулись. Привлекли грантовые средства, на которые приобрели первое оборудование для занятий. Энтузиастам помогали родные, друзья, знакомые, просто жители Чкаловска — всего несколько сотен человек, поэтому можно сказать, что город объединился, чтобы открыть детский центр. — Оглядываясь назад, иногда становится страшно, как мы решились, — говорит Анна Белоусова. — Но тогда нам было море по колено. Была отвага и большое желание сделать это. Еще не знали, с какими трудностями придется столкнуться. Наш центр открылся в мае 2018 года, а уже через несколько дней пришла первая проверка. К организациям, где находятся дети, предъявляются большие требования. Приходится взаимодействовать с надзорными органами. Вторая проблема — кадровая. В городе не было специалистов, которые умеют работать с особенными детьми, поэтому учили их. Мы до сих пор многому учимся. Третье: постоянный поиск модели финансовой устойчивости. Центр семьи и детства «УМка» — это нижегородская региональная общественная организация. Находится на самообеспечении.

В вашем районе есть тьюторы?

Посещают дети «УМку» в основном бесплатно. Ребят готовят к школе, есть группа продленного дня, занимаются иностранными языками, Lego-конструированием, робототехникой, разными направлениями творчества, воздушной йогой. В центре есть логопед и психолог, соляная пещера — единственная в округе, три раза в неделю детей возят в бассейн. — Мы задумывали оказывать помощь детям с инвалидностью, — говорит Анна Белоусова. — Но принимаем всех, и сейчас свободных мест почти нет, приходят школьники и маленькие. Центр стал инклюзивным: мы не делаем различий между детьми — здоровыми и особенными. Для каждого создаем индивидуальный образовательный маршрут. По словам руководителя центра, около пятнадцати процентов ребятишек, которые у них занимаются — с ограниченными возможностями здоровья. Многие имеют сложности с адаптацией, находятся в пограничном состоянии — при вовремя оказанной помощи выправляются. — Мы видим, что сейчас самая большая проблема — ментальные нарушения, дети испытывают трудности с общением, контролем над поведением, — рассказывает Анна Белоусова. — Часто родители не знают, что делать. Исходим из потребностей ребенка, семьи. Работаем с каждым случаем отдельно. Четырехлетнего мальчика привели в центр, как только он открылся — у ребенка была серьезная задержка психо-речевого развития, в будущем, вероятно, его ждала коррекционная школа. За три года постоянных занятий ребенок преобразился, сейчас он ходит на подготовительные курсы в общеобразовательную школу. Дальше специалисты центра видят свою задачу в том, чтобы он к этой школе адаптировался. — Был случай: не могли найти подход к одному ребенку, пришлось вызывать специалиста по «хулиганству» из Санкт-Петербурга, который научил сотрудников правильно общаться с мальчиком — стало лучше, — Анна приводит истории некоторых ребят. — Две сестры учились в коррекционной школе, как только речь заходила об учебе, у них начиналась истерика. Провели с ними ряд тестов и поняли, что девочки просто не умеют читать, поэтому плохо пишут, не успевают. Поставили задачу научить их читать. За два месяца они этот навык подтянули, в итоге лучше стали относиться к учебе, уровень стресса снизился. По словам Анны Белоусовой, детский центр нашел поддержку и хорошо взаимодействует с районным управлением образования и молодежной политики. — Сейчас в общеобразовательных школах округа учатся дети с аутизмом, у которых не нарушен интеллект, это стало возможным благодаря появлению ставок тьюторов — наставников, которые их сопровождают, — рассказывает руководитель центра. — Замечаем, что за эти три года образовательная система в округе в отношении таких детей стала меняться в лучшую сторону.

Следующий шаг — школа

Во время пандемии центр «УМка» продолжал действовать, получив на это разрешение областного министерства образования. На автобусе собирали детей сотрудников предприятий, медиков — тех, кто должен был работать. В основном это были ученики начальных классов, которые еще не могут оставаться дома одни. Для ребят было организовано трехразовое питание. — Когда началось лето, сняли дачу, чтобы выезжать с детьми на природу, — рассказывает Анна Белоусова. — Утром на автобусе приезжали туда, а вечером развозили ребят по домам. Одной из жительниц соседство с нами не понравилось, хотя мы никому не мешали, она писала на нас жалобы. Проверки из разных органов шли одна за другой. В итоге специалисты МЧС нашли нарушения и выписали штраф. С ним мы не согласились. Состоялись суды, но штраф все равно пришлось выплатить. Однако летний лагерь проработал до осени. Ни о чем не жалею: дети провели лето на свежем воздухе. Непростой год не остановил желания двигаться вперед. Центр приобрел в Чкаловске заброшенное здание бывшего детского сада. Сейчас там идет капитальный ремонт. Здесь планируют открыть инклюзивную неформатную школу для тех, кто по каким-то причинам не может учиться в общеобразовательной. Называться она будет «Маяк». Планируется, что в ней будут маленькие классы, индивидуальный подход к ученикам. По словам Анны Белоусовой, в Нижегородской области таких школ нет, поэтому за опытом она ездила в подобные частные образовательные организации в Москве и Санкт-Петербурге. Вообще, Анна много ездит по стране, на стажировки, учится на тренера по социальному проектированию и уже стала экспертом по оценке таких проектов. Пока мы разговаривали, в коридорах послышались детские голоса. Ребята разошлись по комнатам — кто-то сел делать уроки, другие пошли играть. К Анне подбежала и обняла ее младшая дочка Даша. Все трое детей — Даша, Катя и Артем, который сейчас учится в третьем классе, много времени проводят с мамой в «УМке». У детского центра есть девиз, суть которого в том, что, действуя сообща, проще прийти к цели. К тому, что он появился в Чкаловске, привела мечта родителей сделать жизнь детей лучше, достойнее. Но просто мечтать недостаточно, для этого еще нужно много работать.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Чкаловский округ.

#газета #землянижегородская #чкаловск #дети #проект #умка