45_2011_5-1
07.11.2011

Бабушкин завет

­ В селе Чертас Большеболдинского района. Так получилось, что мама с отцом прожили вместе недолго, разошлись. Воспитывала меня мама, Вера Ивановна, которая сорок четыре года проработала в колхозе имени Октябрьской революции ­ и в животноводстве, и в полеводстве. В 27­летнем возрасте была награждена орденом Ленина.

В военные годы, будучи совсем молоденькой, работала в Балахне на заготовке торфа для Балахнинской ТЭЦ.

Я появился на свет уже после Победы, в 1947 году.

­ Вряд ли вам, будучи мальчишкой, довелось, образно говоря, собак гонять по деревне…

­ Не до того было, уже в четвертом классе все лето трудился в колхозе. Самая первая работа, которую мы выполняли с другом, ­ развозили на лошадях зерно по домам, его выдавали колхозникам на трудодни.

И дома матери с малых лет нужно было помогать по хозяйству ­ держали корову, поросенка.

Маме моей, дай Бог ей здоровья, я многим в своей жизни обязан. А еще бабушке Фекле Григорьевне, которая мне, мальчонке, дала мудрый совет на всю жизнь: «Делай людям добро!»

«Баб, ­ спрашивал я у нее, ­ а если человек тебе гадости делает?»

А она сызнова: «Делай людям добро, и оно к тебе вернется, ты даже не заметишь».

Бабушка тоже всю жизнь проработала в колхозе. Зимой я вместе с ней в лесу сучки, хворост собирал ­ дров­то не хватало.

Тогда у крестьянина одна из главных забот была ­ заготовить корма для своей коровы. Так как нужно было содержать колхозный скот, сена и соломы личным подворьям выделяли очень мало. Давали отаву ­ второй укос, надо было косить. Я уже в пятом классе умел управляться с косой.

Диплом, политый потом

­ То, что вы пошли учиться в Горьковский сельскохозяйственный институт на агронома, наверное, никого не удивило. А вот что более всего запомнилось из студенческих лет?

­ Когда я учился на третьем курсе, должен был готовить работу «под диплом», опыты в поле ставить. И тут у матери пала корова. А без коровы в деревне жить нельзя! Полученных по страховке денег на покупку другой недоставало. И я, так и не успев заложить никаких опытов, пошел работать в уборочную помощником комбайнера, чтобы заработать денег. Дело это для меня было не новое, помощником комбайнера с седьмого класса работал.

Денег я заработал, помог матери. Но мне пришлось потом не дипломную работу защищать, так как не было ни результатов опытов, ни самих опытов, а сдавать государственные экзамены. Те, кто дипломные работы защитили, уже гуляли, домой ездили, а у меня двухмесячная «страда» ­ по специальным наукам тридцать восемь вопросов! Но в итоге все экзамены сдал на отлично.

«Люди выковали из меня председателя»

­ У многих в памяти образ председателя колхоза из одноименного советского фильма. Фронтовик, многое изведавший в жизни. А у вас, когда вам доверили руководить хозяйством, кроме института, за спиной мало чего было…

­ Год службы в армии и год работы главным агрономом в колхозе «Илларионовский». Здесь я, кстати, и семьей обзавелся.

Помню, вызывает меня первый секретарь Большеболдинского райкома партии Николай Александрович Игошин и без обиняков заявляет: «Будешь председателем колхоза «Аносовский». И стал мне перспективу рисовать: знамена, урожаи!

Я отбиваюсь, как могу: «Да мне же всего 24 года, работаю без году неделю!»

А секретарь свое гнет: пошлем, говорит, тебя на курсы.

«Не вздумай соглашаться, ­ по­доброму отговаривал меня председатель колхоза, где я работал. ­ Рано, Коль, в такой воз впрягаться!» И я отказался.

Но обо мне не забыли: всего через год избрали председателем родного колхоза имени Октябрьской революции.

­ С должным ли уважением отнеслись к молодому председателю колхозники?

­ В хозяйство я пришел в непростой момент, в коллективе были трения, и мне пришлось гасить их. За год погасил.

­ Каким образом?

­ Разговаривал с людьми, убеждал.

Колхоз тогда находился в достаточно сложном положении, из которого его удалось вывести в достаточно короткие сроки.

­ Наверное, и по партийной линии приходилось «гайки закручивать».

­ Не поверите, но, когда возглавил колхоз, я был беспартийным. Со временем в партию приняли.

Я благодарен всем, с кем довелось восемнадцать лет работать в колхозе имени Октябрьской революции. Люди меня очень здорово поддержали, трудились честно, добросовестно. Это они выковали из меня председателя. Ну и я для них старался, конечно.

Заслуга всех тружеников колхоза имени Октябрьской революции есть в том, что мы тогда надоили четыре тысячи литров молока от симментальской мясо молочной породы. Урожай ­ тридцать центнеров. Насчет наградных знамен верно предсказывал секретарь райкома ­ их в колхозе больше десяти. До меня было заработано пять или шесть и при мне столько же. В те времена их непросто было заслужить.

Но главная гордость ­ люди, труженики села. Я всегда старался и стараюсь делать людям добро. У нас в колхозе люди были обеспечены жильем, зарплату получали неплохую, дети ходили в детский сад.

За все годы в этом хозяйстве пятерым колхозникам присвоено звание Героя Социалистического Труда, восемь человек удостоены ордена Ленина.

Не слушайте «оракулов»!

­ С начала 1990 х годов нашлось много охотников вдоволь поглумиться над русским человеком: дескать, он и лентяй, и пьяница, и ничего­то ему доверить нельзя. Да и сейчас отголоски этого слышны. Вас это не коробит?

­ Конечно, коробит. Подобные «оракулы», особенно западные, принижают сельского жителя, колхозника: они, дескать, лодыри и алкоголики, деградируют и т. д.

Когда я пришел на должность руководителя подсобного хозяйства «Пушкинское», поставил перед собой задачу доказать, что наши люди способны на большие дела. Ситуация там была непростая. Мы тогда создали такую систему оплаты, которая стимулировала высокопроизводительный труд.

Но самой главной задачей было соединить науку с практикой. Хозяйство стало элитно­семеноводческим, филиалом научно­исследовательского института Нечерноземья. Нам было предоставлено право торговать семенами на 27 регионов. В 2008­2010 годах у нас был лучший результат по надоям в России. Мы доказали, что озимая пшеница в наших условиях может давать очень хороший урожай и не вымерзнет. По нашему пути пошли не только своя область, но и другие регионы.

Второе ­ мы создали гос­племзавод. При этом завозили из Канады не скот, а семя. В результате селекционной работы получили лучшее стадо на сегодняшний день.

Сельчане встрепенулись

­ Когда вас впервые избрали депутатом Законодательного Собрания, за вашими плечами был огромный опыт практической работы, вы знали все проблемы аграриев. Но законотворческая работа все же другая. С какими сложностями столкнулись?

­ Моей главной задачей была, есть и будет поддержка сельского хозяйства. Мы знаем прекрасно о том, что во всем мире эта отрасль всемерно поддерживается, и только у нас, в России, поддержка агропромышленного комплекса на федеральном уровне явно недостаточна.

В этой ситуации многократно возрастает значение той политики, которая проводится на региональном уровне.

В нынешнем составе Законодательного Собрания аграрий я один, но необходимость поддержки сельского хозяйства находит понимание у всего депутатского корпуса.

­ Какие горячие дебаты разгорались лет десять­пятнадцать назад при принятии бюджета на заседаниях Законодательного Собрания между депутатами­аграриями и исполнительной властью! Помнится, один из депутатов с трибуны пригрозил, что, если требуемая сумма на поддержку АПК не будет выделена, он сдаст свой депутатский мандат. Похоже, подобные «бои» безвозвратно канули в прошлое?

­ Я скажу другое. Тот же Иван Петрович Скляров много принимал хороших решений, да денег не было! Вот и таяли на глазах в течение года средства, предназначенные на поддержку АПК.

Валерия Павлиновича Шанцева я очень ценю и уважаю. Подчеркну, что при многократно выросших при его руководстве областью возможностях бюджета деньги на поддержку агропромышленного комплекса выделяются с тщательным учетом целесообразности и эффективности каждого направления. «Докажи, Шкилев, что это необходимо!» ­ настаивает каждый раз губернатор. Принимаются только аргументированные предложения.

При Шанцеве агропромышленный комплекс, социальная сфера села ­ в числе главных приоритетов, в том числе в труднейшую кризисную пору. С тех пор как Валерий Павлинович возглавил нашу область, деньги пошли регулярно, под конкретные программы.

Сравните: в 2005 году на сельское хозяйство из областной казны было выделено 800 миллионов рублей, а в 2010 м ­ 3,5 миллиарда. Это о многом говорит.

После прошлогоднего аномально засушливого лета в некоторых хозяйствах не было семян. И губернатор сразу, без разговоров, выделил на проведение весеннего сева 600 миллионов рублей бюджетных средств. Люди сразу встрепенулись: «Ага, о нас думают, о нас помнят, в трудный момент не бросают!»

Идеи овладевают массами

­ Идея приоритетного развития отрасли животноводства от вас пришла или кто­то другой предложил?

­ Это все пришло от аграриев. Не именно от меня, агронома. Но любому аграрию, и губернатору тоже, было ясно, что животноводство оказалось у нас в загоне, маточное поголовье стали забивать. Губернатор вместе с министерством сельского хозяйства разработали срочные меры поддержки этой отрасли, о которых на селе хорошо известно. И ситуация постепенно стала меняться к лучшему. За счет дополнительных дотаций на произведенную в области и реализованную животноводческую продукцию мы дополнительно корма привлекали, сохранили поголовье и увеличили производство молока и мяса.

­ Вам ли не видеть проблем, которые необходимо решать уже в ближайшее время…

­ Замечательно, что в последние годы в области уделяется большое внимание строительству и реконструкции животноводческих комплексов. Но, на мой взгляд, предпочтение надо отдавать более мощным комплексам ­ на две с половиной тысячи коров. С механизированной дойкой, компьютерным обеспечением. Экономически это выгодно.

­ Будут ли в дальнейшем предусмотрены аналогичные областные программы и в растениеводстве?

­ Они уже принимаются. Задача наша какая сейчас? В этом мы едины с министром сельского хозяйства: провести инвентаризацию земли. Сколько же у нас осталось непаханой? Эту землю обязательно надо восстановить. И деньги из бюджета на эти цели уже выделяются.

­ Тут и там слышится беспокойство: «Люди покидают деревню!» Как изменить негативную тенденцию?

­ Надо создавать условия для работы и жизни людей. И многое уже делается. Строительство жилья для селян с 70­процентным финансовым участием бюджетных средств. Новая техника сейчас появляется, материальная поддержка оказывается молодым специалистам, пришедшим на работу в сельское хозяйство.

Больше того, я выскажу, может быть, неожиданное для многих мнение: людей на деревне достаточно! Нужен высокопроизводительный труд с привлечением современной техники, современного оборудования на фермах. И все будет нормально, при таких условиях там много людей не потребуется.

«В кресле не засижусь»

­ Не столь давно вы перешли на постоянную работу в Законодательное Собрание, на штатной основе возглавляете аграрный комитет. Не превратитесь ли по этой причине в кабинетного работника?

­ Нет. Буду ездить по сельхозпредприятиям, все делать для того, чтобы поднимать сельское хозяйство. Буду искать инвесторов, которые бы вкладывали средства в эту отрасль. Так что в служебном кресле не засижусь.

­ Спасибо за беседу. С праздником!

Вопросы задавали
Александр ЗАБАШТА,
Николай РЯЗАНОВ.

Фото пресс­службы ЗС НО.