УЖ ЕСЛИ РЕШАТЬ, ТО РЕШИТЕЛЬНО
Для экстремальных ситуаций есть универсальный рецепт
На подходе к Нижнему Новгороду томилась многокилометровая пробка. По встречной полосе со стороны областного центра мчалась карета скорой помощи. «Кому-то хуже, чем нам», — сочувственно вздыхали водители и пассажиры в веренице машин. Предположение было верным. В опасности оказалась жизнь двух человек, причём один из них только собирался появиться на свет.
С мигалкой
— Александр Иванович, расскажи журналистам, как дело было, — обращается главный врач Нижегородского территориального центра медицины катастроф (НТЦМК) Михаил Созонов к сотруднику, который в тот день дежурил в оперативно-диспетчерском отделе. — Всё началось со звонка из Дивеевского района, — вспоминает Александр Коновалов. — Местная больница просила определить к областным специалистам женщину, у которой тяжело протекала беременность. Мы назначили её в роддом № 40. Но на подъезде к городу машина из Дивеева застряла в пробке. Женщине рожать, а у неё поперечное расположение плода. Медлить было нельзя, иначе потеряли бы обоих… Александр Иванович предложил отправить навстречу дивеевцам скорую из НТЦМК, согласовал схему движения с ГИБДД. Через несколько минут карета с мигалкой уже неслась к роженице, чтобы доставить её по назначению. Бригада медиков Центра, а чуть позднее врачи роддома № 40 действовали грамотно. Во всей операции были заняты не меньше десятка спецов, но случай того заслуживал. В итоге новорожденный благополучно пополнил ряды жителей области.
Под нагрузкой
Отлаженная система работы территориального Центра очень помогла, когда началась история с коронавирусом. Год назад именно автомобиль учреждения доставил из аэропорта в больницу первую пациентку-нижегородку с подозрением на недуг. Вскоре НТЦМК перешёл на усиленный режим, ведь поток вызовов рос лавинообразно. Бригады Центра медицины катастроф не успевали перекусить во время смен. Главврач Михаил Созонов говорит, что силами Центра за год доставлены в медучреждения более 30 тысяч человек. Привлекалась даже санитарная авиация. Ресурсы НТЦМК стали большим подспорьем городским и районным станциям скорой помощи, нагрузка на которые тоже была запредельной. — Возможности нашей организации вам представят сотрудники, — снова делегировал полномочия Михаил Михайлович. — А вы расскажите читателям об Александре Ивановиче Коновалове, он — один из лучших специалистов. Александр Коновалов предпочёл сначала говорить не о себе, а о Центре. Специалист устроил нам экскурсию. — Здесь комплектуются «тревожные чемоданчики» выездных бригад, — показывает он на полки с медикаментами. — Отсюда же направляем необходимые препараты в медучреждения по всей области. Кроме того, у нас есть различное медицинское оборудование, электрогенераторы, специальная экипировка. Запасы позволяют развернуть целый госпиталь в случае крупных чрезвычайных ситуаций. Учения по развёртыванию госпиталей проводятся регулярно. Сборные модули для них предоставляет МЧС, остальное оснащение и лекарства — наше учреждение. В задачи НТЦМК входит именно организация медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях, а также контроль за готовностью медицинских учреждений к работе в условиях ЧС, прогнозирование обстановки. Пожары, наводнения, дорожнотранспортные происшествия — всё это в сфере ответственности. В Центре оборудован специальный зал с огромным экраном, откуда можно координировать работу медицинских служб и больниц области. Впрочем, в повседневной жизни работы тоже хватает. Скажем, кареты скорой помощи НТЦМК дежурят на всех массовых мероприятиях в регионе.
За советом
В ходе экскурсии мы обратили внимание, как чётко формулирует мысли Александр Коновалов. Оказалось, вполне закономерно. Александр Иванович — подполковник медицинской службы. Сейчас — в запасе, но умение говорить по сути отточено годами. Родом он из Казахстана. Стать медиком мечтал с детства, после школы выбрал Актюбинский медицинский институт. С первого раза не поступил, отслужил в армии — и воплотил детскую мечту. Правда, она после срочной службы несколько трансформировалась. Александр решил стать не просто медиком, а медиком военным. Получил эту специализацию в Томске, а вообще его специальность называется «организация здравоохранения и общественное здоровье». Этим и довелось заниматься во время службы в пограничных войсках на Северном Кавказе. Он провёл там тревожный период конца 1980-х и совсем уж неспокойный — на протяжении 1990-х. Нагорный Карабах, Дагестан… В 2000 году Александр Коновалов приехал в Нижний Новгород. Окончил ординатуру военно-медицинского института погранвойск, служил заместителем начальника одного из факультетов этого вуза. После увольнения в запас пришёл в Центр медицины катастроф, куда его охотно приняли. Подругому и быть не могло при том опыте, который имеется у Александра Ивановича. Было время, он возглавлял оперативно-диспетчерский отдел в НТЦМК. Поставил работу как следует. А потом взял и ушёл в рядовые сотрудники. — Надо давать дорогу молодым! — улыбается на вопрос о причинах. Но опыт ведь никуда не делся, так что за советом к Александру Коновалову и сейчас идут сотрудники Центра. Тем более, на Северном Кавказе ему приходилось сталкиваться с нестандартными ситуациями и редкими заболеваниями. Они всегда сваливаются подобно коронавирусу — как снег на голову. — Главное — не растеряться и действовать решительно, — делится универсальным рецептом специалист. — Остальное доделают знания и навыки — помогут быстро наработать новый опыт. Что и произошло за время эпидемии.
Вместо послесловия
Мы поинтересовались у опытного медика, как он оценивает организацию работы по противостоянию эпидемии в нашем регионе. — Работа поставлена на уровне, — снова по-военному чётко отвечает Александр Иванович. От себя добавим, что поставить её на уровень удалось во многом благодаря таким специалистам, как Александр Коновалов и его коллеги. Видимо, универсальный рецепт вправду действует.
Александр СИНИЦЫН.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
#газета #землянижегородская #нтцмк #медицина #катастрофы #врачи