ЗЕМЛЕПАШЕЦ ВСТАЛ НА ЗАЩИТУ

Памятники формируют среду, поэтому художнику надо быть гуманистом

Татьяна Холуёва — известный скульптор, заслуженный художник и заслуженный деятель искусств России, имеет звание «Почетный гражданин города Нижнего Новгорода», дважды лауреат премии Нижнего Новгорода. Она — автор памятников, без которых город невозможно представить. Профессор, преподает в Нижегородском архитектурно-строительном университете. В рамках проекта «Мой Нижний» поговорим о городе, роли искусства в его пространстве, важности создания гармоничной среды.

— Татьяна Георгиевна, когда вы впервые оказались в Нижнем Новгороде?

— Родилась в Торжке — древнейшем городе, которому больше тысячи лет, с очень хорошей энергетикой. После школы поступила учиться в Ленинград в Высшее профессионально-художественное училище имени Мухиной. На курсе всего пять-шесть человек, у нас были замечательные учителя, до сих пор очень благодарна им. Потом перевелась в Москву, в Строгановское художественное училище, которое окончила в 1964 году. Моя дипломная работа — монументальная скульптура — была установлена во Владимире. После учебы отправилась работать по распределению архитектором в Горький. Живу здесь без малого шестьдесят лет.

— Каким было ваше первое впечатление о городе?

— Вместе с мужем и маленьким сыном вначале поселились в Сормове на Светлоярской улице. На работу в центр приходилось добираться на трех автобусах. Мастерскую дали в здании Сергиевской церкви, в ней я проработала сорок лет. Доезжала до Речного вокзала, а потом поднималась в гору. Когда первый раз приехали в верхнюю часть города, прошлись по откосам и набережным, пора зило огромное пространство, необъятные дали: простор, видно нижнюю часть города, леса, две большие реки. Есть города, расположенные на плоскости, а Нижнему Новгороду повезло — рельеф придает масштабность, он «царственно поставлен».

— Как изменился город за то время, что живете в нем?

— Город менялся на глазах. Мы переехали в верхнюю часть, и вся жизнь проходила в кольце трамвая № 2. Изначально порадовало, что в Горьком был исторический центр, старая часть, много деревянных домов. У города было свое лицо, целостность. Но видела, как в центре сносили старую застройку, например, на улице Заломова, появлялись типовые дома. Многое исчезло, что-то до сих пор сохраняется. Мне кажется, когда такое происходит — исторические здания заменяются на типовые — это не украшает город, немного обедняет его, история уходит в никуда. Когда есть сложившееся пространство, вторжение в него должно быть очень осторожным, ненасильственным, гармония должна сохраняться. Об этом стоит помнить тем, кто меняет облик города. Город разрастался, появлялись новые микрорайоны на окраинах, новые общественные здания. В целом, он стал более ухоженным.

— Татьяна Георгиевна, расскажите о вашей работе.

— Скульптор-монументалист работает с объектами в окружающей среде, с улицей. Когда я только приехала в Горький, большого запроса на памятники не было, возможно, потому, что город был закрытый, промышленный. Много работала со станковой и монументальной пластикой, участвовала в областных, республиканских, всесоюзных, а потом всероссийских художественных выставках. Работала в мастерских при художественном фонде. Много делали памятных, мемориальных досок героям и знаменитым людям для нашей области и других регионов. В те годы были заказы на мемориалы погибшим воинам в память о Великой Отечественной войне из разных районов области. Преподавала в художественном училище. Одна из моих первых крупных работ для города — памятник студентам и преподавателям Нижегородского технического университета, погибшим в войне, который установлен в сквере между корпусами на улице Минина. Его иногда называют «две головы», но знаю, что в вузе к нему очень тепло относятся, перед ним всегда проходят торжественные события.

— Как создавались ваши самые известные работы, например, памятник Георгию Победоносцу в Нижегородском кремле?

Он стал одним из символов нашего города. — В 1990-е годы стали появляться художественные конкурсы, в которых было интересно участвовать. И вот объявили конкурс на создание памятника защитникам Отечества в честь 50-летия Победы… Когда началась война, мне было пять лет. Нас с родителями, отец был конструктором, эвакуировали. Ехали на поезде на открытых платформах, а их бомбили. Я видела и запомнила на всю жизнь этот страшный самолет, который летел низко-низко, и лицо того, кто в нём сидел. Военные годы прошли на территории завода в Казани, где мы жили, а родители работали. Это часть моего детства. Когда война закончилась, мы вернулись в Торжок, где жили бабушка и дедушка, город был сильно разрушен, он находился в прифронтовой полосе… Когда объявили конкурс, времени оставалось очень мало, а я все думала, что же сделать — хотелось создать для защитников Отечества что-то особенное. Пришел этот образ — Георгия Победоносца. Это очень русский образ: Егорий храбрый, землепашец, который встает на защиту Родины, когда приходит опасность. Делали скульптуру в соавторстве с моим сыном, художником Александром Холуёвым и архитектором Владимиром Васильевым. Наша работа победила в конкурсе. Место историческое: рядом Дмитриевская башня, выставка военной техники. Чтобы вписать скульптуру в пространство, придумали для нее высокую стелу. Вообще, это всегда огромная ответственность: памятник формирует среду вокруг себя, он привносит в место дух того, кому посвящен. Он простоит годы, люди будут смотреть на него каждый день, поэтому художнику важно быть гуманистом, чтобы не травмировать зрителя, чтобы никому не было плохо, надо уважать людей и доносить правильные смыслы.

— Мне запомнилось открытие бюста Александра Пушкина у здания Оперного театра, всем классом из гимназии ходили на торжество: много людей, читали стихи.

— Это было хорошее событие. Памятник делали вместе с архитектором Александром Улановским. Я очень люблю Пушкина, у меня многое с ним связано! В скульптуре нет цвета, нет движения, но в этой статике надо передать живой образ, а не только внешнее сходство. Поэтому приходится многое узнавать о герое. Так было с памятником конструктору Ростиславу Алексееву, который мы выполнили в соавторстве с архитектором Анастасией Хвиль и который установлен в Сормовском районе. Я лично не была знакома с Алексеевым. Но, работая над скульптурой, много разговаривала с людьми, которые его окружали, его дочерью Татьяной Ростиславовной. Хороший был человек — Алексеев: яхтсмен, рисовал, никогда не выделял себя, но столько эстетики в его работах. Вот эту окрыленность творчеством хотелось передать. На открытии памятника люди говорили, что нам это удалось.

— Какое ваше любимое место в городе?

— Люблю простор и природу, поэтому нравятся Верхневолжская набережная, набережная Федоровского, Гребешковский откос, парк Швейцария. Уже говорила, что географическое положение дает Нижнему Новгороду много очков. Однажды показывала город словацкой художнице, мы вышли на откос, она с таким восторгом смотрела на этот простор — и говорит (немного знала русский): как бы мы хвастались, если бы у нас было такое.

— Чем город может гордиться и что можно считать его символом?

— Город славен земляками, своей историей. А символ, наверное, это труженик — всё-таки человек должен быть в центре внимания.

— Чего городу не хватает?

— Культурных пространств, выставочных залов, музеев. В городе, на мой взгляд, маловато пластики. Хотелось бы больше внимания к памяти достойных соотечественников. Среда обитания воспитывает человека. Ребенок видит памятник, мемориальную доску, скульптуру — он задает вопрос: кто это? Через это он узнает родную историю. Культурные объекты привлекают туристов, благодаря им остается хорошее воспоминание о месте, в котором побывал. Город, село — это наш большой дом, давайте будем ему настоящими хозяевами. У себя в квартире мы полы моем, следим за чистотой, так и в городе надо — следить за порядком. На улице человеку должно быть комфортно. Семьдесят процентов информации мы получаем через глаза. Поэтому архитектура, улица, окружающая среда не должны подавлять, а наоборот, радовать. Конечно, у города много задач, хозяйственных и других. Но об эстетике тоже нельзя забывать.

— Что можно пожелать городу в год его 800-летия? Какой подарок бы вы ему сделали?

— Пожелала бы ему сохранить свое лицо. Чтобы потомки видели его особенным, не похожим на другие. Пусть люди берегут свое достояние, историю, старые здания, то, что наш город, а значит, и нас самих, отличает от других. Если была бы возможность, хотела бы сделать городу три подарка — три памятника. Первый: памятник Николаю Лобачевскому. Выдающийся математик, один из создателей неэвклидовой геометрии родился в Нижнем Новгороде. Считаю большим упущением, что там, где находился его дом — в районе улицы Алексеевской, нет никакого памятного места, посвященного ученому с мировым именем. Второй: памятник Пушкину на Большой Покровской около здания Дворянского собрания. Поэт бывал в Нижнем Новгороде, гулял по этой улице, с его именем у нас многое связано. Третий: памятник красавице Алёне из легенды о Коромысловой башне возле стен кремля — это тоже часть городской истории.

Беседу вела Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

#газета #землянижегородская #скульптор #интервью #личность #художник