МОЛОЧНЫЙ МАРШАЛ
Характер — вот что важно для главнокомандующего
На дисплее «умных часов» высветилось сообщение: «Пора прогуляться». Нина Ивановна Квасникова, следуя ему, облачилась в форменную куртку и отправилась с инспекцией по городецкому молочному заводу, которым руководит. Обход территории для неё — дело обязательное. Во время «прогулки» и производство проконтролирует, и с людьми поговорит, узнает, у кого какие горести и радости. В бедах поддержит, счастливые моменты разделит.
Поплакала и согласилась
Когда-то вся «прогулка» по молокозаводу занимала несколько минут. Нина Квасникова пришла на предприятие ровно 50 лет назад. Выпускница Вологодского молочного техникума получила направление в Городец, куда её приняли микробиологом. Это специалист особый. С лаборатории начинается путь молока по заводу, там же он и заканчивается. По крайней мере, такая практика заведена в настоящий момент. Сырьё и готовую продукцию пропускают через множество аппаратов и приборов. А когда-то в распоряжении молодой лаборантки Нины было всего несколько пробирок, пара колб и простейшие реактивы. — Помню, привезли нас на экскурсию на молокозавод, — рассказывает Любовь Бубнова, начальник управления сельского хозяйства Городецкого района. — Небольшое помещение, на полу лужи, грязь. Любовь Владимировна всё сокрушалась, что в кабинете у Нины Ивановны не нашлось фотографии молокозавода 50-летней давности, чтобы сравнить: что было и как стало. От того небольшого помещения в будущее взяли всего четыре стены. А Нина Ивановна, заступив на должность директора, ввязалась в долгоиграющую стройку. — Микробиологом проработала всего два года, а потом назначили заведующей производством, — вспоминает. — В лаборатории было неинтересно, хотелось видеть результаты своего труда. Так что назначению обрадовалась. Нина Ивановна, прежде чем стать директором, прошла все ступени производства. Когда предложили стать руководителем, засомневалась — справится ли. Время неспокойное было — 1989 год. — Поплакала, но согласилась, — так вспоминает она разговор с тогдашним начальником сельхозуправления Сергеем Суховым. — А про себя подумала: не получится — уйду. Неужели мне на судоремонтном заводе работу не найдут? Судоремонтный завод в мыслях возник не просто так. К тому времени Нина Квасникова окончила Горьковский институт инженеров водного транспорта. Училась заочно. В обеденный перерыв бегала сдавать экзамены. — Сумасшедшая, — так о себе отзывается сама. — Что не сиделось спокойно? Дочка маленькая, заботы требовала, а меня образование получать потянуло. Специальность выбрала совсем неженскую — инженер-механик. Опять же не случайно. Перед тем как возглавить завод, несколько месяцев проработала главным инженером на предприятии. На судоремонтном работу искать не пришлось. На молочном всё получилось.
Овраг становится равниной
1990-е пережили далеко не все перерабатывающие предприятия. Раньше молоказаводы были в каждом районе области, перемены сумели перешагнуть не больше десятка. Городецкий — в их числе. Начинающий руководитель сразу поняла, что выстоять можно только одним способом — развиваясь. Вскоре к имеющемуся зданию пристроили ещё один цех, площадью гораздо большей прежнего, потом ещё и ещё… — Стройку бы надо продолжать, — говорит. — Да свободной земли больше нет. С одной стороны соседи мешают, с другой — овраг. Часть его, к слову, засыпали и бесполезную площадь сделали полезной, там теперь тоже разместились производственные помещения. Так что, возможно, превращение оврага в равнину будет продолжено. А пока Нина Ивановна с руководителями подразделений завода проводит мозговой штурм: какое оборудование разместить в недавно построенном цеху. Кое-какие наметки уже есть, так что пустовать ему осталось недолго. Когда были на молокозаводе, там как раз завершали монтаж новой производственной линии. Предназначена она для выпуска сливочного масла. Да непростого, а приготовленного старым деревенским способом. Раньше хозяйки сбивали сливки и получали масло. Теперь это делают не женщины, а машины. — Линию установили, сейчас будем опробовать, — говорит Андрей Бастраков, программист. Новую продукцию в ассортимент молокозавода вводят осторожно. Почему? Если проследить производственную цепочку, то начинается она с сельхозпредприятия, которое даёт сырьё, затем следует перерабатывающий завод, где выпускают готовую продукцию, и заключительное звено — торговые сети. Хозяйства нередко жалуются на переработчиков, мол, цену на молоко диктуют именно они, и тут нет особых вариантов: либо подчиняйся, либо выливай сырьё в канаву. Но и у заводов положение незавидное. Они будто в тиски зажаты. С одной стороны сельхозпредприятия, без продукции которых, причём продукции определённого качества, производство можно тут же останавливать. С другой — магазины, и их диктат куда серьёзнее будет, чем у переработчиков: тут и требования к соблюдению стандартов, и к ассортименту, а ценовая политика очень строгая. — Чтобы запустить новый продукт, нужно разработать рецептуру, технологию, закупить сырьё, придумать упаковку, — перечисляет Нина Ивановна. — И это хорошо, если на оборудование не придётся тратиться. Но не факт, что продукт пойдёт дальше пробной партии. И тогда получится, что все усилия и затраты были напрасными.
Мафия — это семья
Об оборудовании разговор особый. Когда-то на предприятии стояла отечественная линия. Было это, правда, давно. Но воспоминания о том времени до сих пор заставляют директора вздрагивать: молоко разливали по пакетам, пока везли его до магазина, тара рвалась, продукт выливался. Потери несли страшные. Дело решил случай. Нина Ивановна как-то наткнулась на страницу в журнале, где рекламировали иностранную линию по розливу молока. Собралась в Санкт-Петербург, где располагался филиал зарубежной компании, упросила менеджеров продать оборудование в рассрочку. Те долго упирались, но в конце концов сдались. С той линии началась модернизация завода и не прекращается до сих пор. Работают на заводе семьями. Директор, рассказывая о такой особенности, перечисляет трудовые династии. Но начинать нужно с Квасниковых. Рядом с Ниной Ивановной трудятся две дочери. Одна отвечает за кадры, другая — за финансы, зять заведует производством, муж следит за исправностью оборудования. — Молочная мафия, — улыбается. Или армия. Не случайно же сотрудники завода приветствуют директора: — Доброе утро, наш генерал. Хотя, судя по заслугам и наградам, перечисление которых займёт не одну страницу, не генерал — маршал.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Городецкий район.
#газета #землянижегородская #городец #молокозавод #молоко #переработка