В СЛИВКАХ — ВЕСЬ СМЫСЛ
Обсуждаем состояние молочной отрасли на исходе непростого для всех года
Молочные продукты всегда входили в число основных на столах жителей страны. Изменил ли ситуацию на потребительском рынке уходящий год? Как чувствует себя молочная отрасль? Нижегородский областной информационный центр выступил с предложением рассмотреть тему за круглым столом. В заседании приняли участие министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Николай Денисов, генеральный директор Нижегородского молочного союза Николай Трофимов, руководитель сельхозпредприятий «Каменское» Богородского района и «Шатовка» Арзамасского Андрей Николаев, генеральный директор АО «Княгининское молоко» Сергей Волков, журналисты газеты «Земля нижегородская».
Цифры на ценниках стабильны
При Нижегородском молочном союзе действует несколько экспертных групп. Одна из них занимается изучением потребительского рынка, её возглавляет Сергей Волков. — Мы постоянно анализируем ситуацию с производством и реализацией молочной продукции, — рассказывает Сергей Валерьевич. — Могу сказать, что в этом году не наблюдается заметного подорожания товара в торговых сетях. Наше предприятие, например, в 2020-м ни разу не повышало отпускные цены. Что касается качества, этот показатель на хорошем уровне. Многие переработчики ввели у себя жёсткую систему контроля — таково требование времени… Рыночная ситуация заставляет производителей серьёзно относиться к вопросу соответствия товара нормам. Конкуренция среди молокозаводов нешуточная — кому же хочется терять потребителей. В случае чего торговые сети быстро найдут замену потерявшим репутацию поставщикам. На днях президент страны поднял вопрос подорожания продуктов питания в магазинах. Правительство ищет способы сдерживания цен. Молочные продукты не фигурируют в числе сильно подскочивших в стоимости. Они подорожали за год всего на 3,8 процента, тогда как сахарный песок — на 70 с лишним. Причём на общий показатель удорожания повлияли лишь отдельные виды молокопродукции. Как правило, это товары для людей с доходом выше среднего. Конкуренция делает своё дело — ограничивает предприятия и торговлю в увеличении цен. К их удержанию, по словам Сергея Волкова, подталкивает и невысокая покупательская способность значительной части жителей. В этом году доходы людей падали, так что повышать цены действительно не время. Сергей Валерьевич считает, что цифры на полках с молочными товарами будут относительно стабильны ещё, как минимум, два года.
Если выгода, то всем
Молокозаводам непросто выживать в нынешней ситуации. Предприятия спасает то, что многие из них сумели модернизировать производство. Это, во-первых, позволило снизить себестоимость продукции. Вовторых, на предприятиях появились линии глубокой переработки, где выпускают продукцию с более высокой прибавочной стоимостью. Ведь известно, что рентабельность производства той же сгущёнки выше, чем обычного пастеризованного молока. — Важно продолжать модернизацию, — включается в разговор гендиректор Нижегородского молочного союза Николай Трофимов. — Как раз такое направление обозначено в концепции развития молочной отрасли региона, которую мы разрабатывали вместе с минсельхозпродом. Также необходимо увеличивать загрузку мощностей предприятий переработки, которые сейчас используются не в полную силу. Это позволит снизить затраты на выпуск единицы продукции, значит, предложить потребителям более конкурентную цену. И в то же время — не обидеть аграриев при закупке сырого молока. Кстати, в последние два года не наблюдалось резких сезонных скачков закупочных цен. Николай Трофимов объясняет это так: — Сильное падение наблюдалось в 2018 году, что заметно повлияло на финансовое состояние сельхозпроизводителей. Потом началось восстановление и стабилизация. Все поняли, что крестьянам и переработчикам надо находить взаимовыгодные решения при любом развитии событий. — Молочный союз здесь в помощь, — отмечает министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов. — Он существует как раз два года, с его созданием появилась площадка для обсуждения насущных вопросов. В работе участвуют все участники рынка, учитывается мнение каждого. Скачки закупочных цен — давняя история. Долгое время не удавалось решить эту проблему, что порой приводило к конфликтам между аграриями и переработчиками. — Сейчас мы видим, что положение стало меняться, — говорит генеральный директор сельхозпредприятий «Каменское» и «Шатовка» Андрей Николаев. — Набирает обороты практика заключения годовых контрактов, мы ещё называем их сквозными. Это когда молокозаводы заключают с хозяйствами договоры на поставку молока по стабильным ценам в течение всего года. При такой системе всем можно планировать доходы и расходы, выстраивать планы. Ещё одна тенденция в том, что переработчики возвращаются к мысли о необходимости развития собственной сырьевой базы. Такая идея уже возникала, Шахунский молокозавод сумел наиболее полно воплотить её в жизнь. Он взял под крыло целый ряд хозяйств в нашей и Кировской областях, вкладывает средства в их развитие. У завода в Княгинине пока два сельхозпредприятия, но он принял решение о строительстве крупного животноводческого комплекса. К развитию сырьевой базы подталкивает опять же необходимость снижения затрат на производство продукции, чтобы получить конкурентные преимущества на рынке.
В АПК по спецнабору
Ни один разговор об агропромышленном комплексе не обходится без обсуждения кадровой проблемы. Так было и на этот раз. В сельском хозяйстве и молочной промышленности не хватает квалифицированных работников, мало молодёжи. — Ежегодно предприятия покидают до 8 процентов персонала, — привёл цифру Николай Трофимов. — К решению вопроса обеспечения АПК кадрами надо подключать все уровни власти, учебные заведения, руководителей хозяйств. Требуется комплексный подход. Николай Денисов поделился планами минсельхозпрода на подготовку специалистов: — В ведении нашего министерства два средних специальных учебных заведения — Работкинский аграрный колледж и Ардатовский аграрный техникум. Внимание первого заостряем на необходимости подготовки зоотехников, второго — агрономов. Будем укреплять материальнотехническую базу. Мы видим, что Ардатовский техникум начал проводить профориентацию в школах района, группа агрономов уже формируется. Согласен с предложением, что руководителям сельхозпредприятий надо активнее участвовать в работе с молодёжью. Мы их на это настраиваем. Всего в области четыре десятка техникумов и колледжей, где есть аграрные специальности. Большинство из них находятся в ведении министерства образования. До сих пор они ориентировались на общий план набора учащихся — неважно, по каким профессиям. Естественно, ребята охотнее шли на поваров, чем на агрономов. Сейчас минсельхозпрод договорился с минобром о подготовке специалистов-аграрников по отдельному заказу. Надо заметить, за минувшие два года в агропромышленный комплекс пришли 600 молодых работников, в том числе 300 специалистов с образованием. Николай Денисов считает, что этому способствуют федеральные и областные меры поддержки, которые предусматривают обеспечение жильём, доплаты к заработку, подъёмные. Наблюдается рост обращений от выпускников школ с целью поступления в аграрные учебные заведения по направлениям от предприятий АПК. Всё это хорошо для молочной отрасли, потому что даже агрономы работают на неё. От них зависит обеспечение бурёнок и пеструх кормами.
Она того стоит
Теперь снимем сливки — то есть, оценим значение молочной отрасли для региона. Во-первых, молочное животноводство приносит основной доход большинству хозяйств нашей области. Значит, даёт работникам заработок. Во-вторых, обеспечивает нижегородцев качественной продукцией. В-третьих, по данным Нижмолсоюза, каждый килограмм молока приносит области 35 рублей, если произведён и переработан здесь. В 2019 году валовой надой составил 623 тысячи тонн, значит, крестьяне заработали для региона 21 миллиард рублей. Согласитесь, сливки густые, ради этого стоит развивать отрасль.
Александр СИНИЦЫН.
Фото Ксении САМСОНОВОЙ.
#газета #землянижегородская #молоко #министр #круглыйстол #рынок