ВПЕРЁД ПО ГЛАВНОМУ ПУТИ

Разменивать его на мелочи себе дороже

На стене кабинета начальника управления сельского хозяйства Шахунского округа Сергея Соколова висит карта. На ней — вся подведомственная территория, разбитая на геометрические фигуры. Часть многоугольников насыщенного зелёного цвета, там раскинулись вековые леса. Другие — посветлее, их куда меньше, но именно там сосредоточено сельскохозяйственное производство округа.

Завлечь инвестора

В числе последних и территория вокруг деревни Коновод. Лет пятнадцать назад там было зарегистрировано сельхозпредприятие. Несмотря на название населённого пункта, где получило прописку хозяйство, за основу взяли вовсе не разведение лошадей. В Шахунский округ прибыли экзотические птицы, и на севере области появилась страусиная ферма. Некоторое время дела шли в гору, но недолго, а в 2016-м проблемы приняли столь серьёзные масштабы, что судебные приставы наложили арест на пернатых. Птицы ответили за долги, накопленные владельцем фермы. Позже в отношении хозяйства запустили процедуру банкротства. ООО «Нижегородский страус» осталось на карте округа, правда, правильнее было бы называть предприятие «Нижегородский индюк», поскольку сейчас там разводят таких птиц. Но о расцвете хозяйства всё же говорить пока не приходится. Хорошо, что жизнь ещё теплится. Соседи Коновода и тем похвастать не могут, производство вовсе ушло из сёл и деревень. Развивается сельское хозяйство на территориях, где расположены АО «Хмелевицы» и три СПК — «Новый путь», «Родина», «Русь». — В 1990-е насчитывалось около 20 хозяйств, — рассказывает Сергей Иванович. — Но смутное время смогли одолеть немногие. Как результат — невостребованные земли, исчисляемые тысячами гектаров. Если лет 30 назад в округе обрабатывалось 40 тысяч га, сейчас — 12 тысяч. Пустующим угодьям пытаются подобрать хозяина. То на одной территории, то на другой регистрируют крестьянско-фермерские хозяйства, но век их не слишком долог. Несколько лет — и фермеры уходят со сцены. Развить деятельность не получается, несмотря на грантовую поддержку от государства. Да и немногое по силам фермеру — ну, введёт в оборот пару сотен гектаров в лучшем случае, а счёт-то на тысячи идёт. Найти бы инвестора да развернуть в округе масштабное производство, благо, просторы позволяют. Однако не торопится на здешние земли приходить состоятельный хозяин. — Поля у нас бедные, — объясняет Сергей Иванович. — Для производства продовольственной пшеницы, к примеру, не годятся. Да и вложить в них нужно много, чтобы результат получить. В этом отношении куда привлекательнее земли юга области. У нас же хорошо растут кормовые культуры — значит, нужно развивать животноводство. Но молочная ферма — тоже дело хлопотное, не сразу даст отдачу. Поэтому никто и не изъявляет желания вкладывать средства. Как вариант, можно развивать животноводство не молочное, а мясное. Данное направление требует меньших вложений. Но и его подхватить желающих пока не нашлось. Есть надежда, что с приходом природного газа инвестиционная привлекательность округа повысится. Не исключено, что и в сельхозпроизводство средства вложат. Надежду дала программа газификации региона, рассчитанная до 2025 года. Одно из её направлений — север области, куда планируют вести природное топливо.

Племенные обеспечивают рост

— Как бы там ни было, наша главная задача — увеличение производства, — продолжает разговор начальник сельхозуправления. — Тогда уже будем думать не о том, как выжить, станем строить планы развития и воплощать их. Главный источник доходов местных сельхозпредприятий — молочное животноводство. За последние пять лет в округе построено несколько комплексов, где с комфортом обосновалось полторы тысячи бурёнок. Недавно ввели в строй двор на 500 голов в АО «Хмелевицы». Его заселили племенными тёлками, которые прибыли из Кировской области. Гостьи присоединились к стаду совсем недавно. Однако производство молока уже заметно увеличилось. Причём как в отдельно взятом хозяйстве, так и в округе в целом. В валовке шахунские животноводы ежедневно плюсуют к прошлогодним показателям по 9-10 тонн. Суточный надой на корову составляет 16 литров. В 2019-м, для сравнения, получали 10 литров. — В прошлом году от каждой бурёнки получили около 4 тысяч килограммов молока, в этом — рассчитываем подобраться к рубежу в 5 тысяч, — делится планами Сергей Соколов. — В «Хмелевицах» ставят более амбициозные задачи, цель — преодолеть планку в 7 тысяч килограммов молока от коровы. В этом году добиться такого результата ещё не удастся, а в следующем — вполне. — Комплексы строим по областной программе поддержки, часть затрат возвращается в хозяйства, — рассказывает руководитель аграрного ведомства округа. — Первоначально вкладывают свои средства, и только потом поступает компенсация из бюджета. Таковы условия программы. Финансовые возможности позволяют вести строительство лишь двум предприятиям. У оставшихся — силы куда скромнее. Особенно у СПК «Русь». Хозяйство небольшое, живёт в основном на свои средства, поддержку от государства получает совсем не в тех объёмах, как более крупные товарищи. Там о строительстве новой фермы даже не помышляют. — Недавно ездили в Ковернинский район, — продолжает тему Сергей Иванович, — где на животноводческом дворе установили робота. Понаблюдали руководители наших хозяйств за его работой, загорелись установить такого же и на своих дворах. Желание возникло не на пустом месте, на фоне кадровых проблем. Пока стоят они не так остро, но прогнозы неутешительны. В основном на предприятиях трудятся работники в возрасте.

Взялись за кукурузу

Растениеводство округа целиком и полностью ориентировано на производство кормов. Минувший сезон сложился для крестьян удачно. Хотя весна, не желавшая вступать в свои права, заставила поволноваться. Тепло и на юг области пришло с запозданием, а на севере его ждали ещё несколько недель. Зато урожай, и весьма приличный, собрали вовремя. Успели поднять зябь в запланированном объёме. Это уже задел на будущее. — Льном не занимаемся, — отвечает на наш вопрос о северном шёлке Сергей Соколов. — Считаем, что размениваться ни к чему. Ну, выделим под лён несколько сотен гектаров, большую ли прибыль получим? Не думаю. А ведь придётся покупать специальные агрегаты, осваивать технологию выращивания культуры, искать рынки сбыта… Нам гораздо выгоднее заниматься кормовыми культурами. Они в прибыли от реализованного молока принесут куда больше, чем лён. Как мы уже говорили, в округе взят ориентир на рост производства. А чтобы бурёнки давали больше молока, им необходимо составить питательное меню. Вот почему несколько лет назад в севооборот вернулась кукуруза, сеют её на силос. Первопроходцем в этом деле выступили «Хмелевицы». В 2020-м эстафету подхватил «Новый путь». Урожай культура дала отличный, за 300 центнеров с гектара. Не удивительно, что в следующем сезоне планирует взяться за кукурузу и «Родина». — В этом году хозяйства округа приобрели восемь тракторов, погрузчик, грузовик, прессподборщик и другую технику, — говорит Сергей Иванович. — Машины и оборудование покупают и на собственные средства, и по программам поддержки, и в лизинг. С последним вариантом нередко возникают сложности. Требуют предоставить солидный пакет документов, нужна залоговая база. Так что нередко оформить кредит в банке куда проще. Кстати, в округе действует своя программа поддержки. Её финансовое обеспечение составляет миллион рублей. Средства предназначены на компенсацию затрат. Как правило, идут они на возмещение части расходов при покупке той же сельхозтехники. — Эпидемия коронавируса наложила отпечаток на празднование Дня работника сельского хозяйства, — сетует Сергей Соколов. — Традиционных торжеств не получилось. Поздравили людей в социальных сетях, по местному телевидению. Определили передовиков, объехали фермы, мастерские, вручили почётные грамоты и премии. А на производстве коронавирус особенно не сказался. Заболевшие, правда, были чуть ли не в каждом сельхозпредприятии, но крестьяне — народ особенный, выбывших товарищей нашлось кому заменить. Так что на общем деле эпидемия не отразилась.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Шахунский округ.

#газета #землянижегородская #шахунья #сельскоехозяйство #планы #итоги