С ГЛИНОЙ НУЖНО ПОБОРОТЬСЯ

Даже начинающим гончарам это нравится

Детей очень важно приобщать к истокам старинных промыслов, считают сотрудники Центра ремёсел Арзамасского района, расположенного в посёлке Выездное. Местные мастера, например, считают очень важным обучение азам гончарного промысла. Гончары всегда имели особый почёт и уважение. Это востребованное дело получает в наши дни новую жизнь.

Мастер обучения гончарному искусству Ксения Блинова хотела стать культурологом. Но во время учебы в гуманитарно-художественном институте посещала направление по сохранению ремёсел Нижегородской области и курсы гончарного ремесла и керамики. Там и влюбилась в промысел. — Глина не может не заинтересовать, — убеждена Ксения. — Это такой материал, который даёт энергию работнику, но может и забрать. С ней всегда надо бороться. Штука неподатливая, хоть и пластичная. Меня глина завораживает особой философией. Она сначала мягкая, податливая, из неё можно лепить что угодно. Но потом в процессе сильного воздействия температурами она становится закалённая, мелодично-звонкая… Для того чтобы начать на гончарном круге что-то производить, надо постараться. Современные круги помогают мастеру — не нужно их двигать рукой или ногой, но упорство требуется. Глину приходится несколько раз с силой замесить. Не забудем и главный принцип работы на гончарном круге — руки должны противостоять центробежной силе, которая хочет вытолкнуть материал за пределы круга. Для центровки изделия требуется сила и большая точность — именно в этот момент и выясняется, кто сильнее: глина или человек. Формовка создает основу сосуда. И уж после этого мастер приступает к вытягиванию стенок. Даже опытный гончар все этапы может повторять по нескольку раз. Ребятишкам же приходится и вовсе нелегко. Но, несмотря на трудности, юным гончарам занятия очень нравятся. — Обучение детей — основная задача Центра, — поясняет Ксения. — Мы передаём нюансы старинных ремёсел. В процессе учебы выясняется, кому больше нравится заниматься на гончарном круге, а у кого-то лучше получается ручная лепка. Несмотря на то, что дело сложное, в каждой группе находятся 4-5 человек наиболее мастеровитых. До недавнего времени Ксения Блинова преподавала гончарное ремесло в Берёзовке, а также вела кружок в селе Красное. После перевода в Выездновский Центр ученики за ней потянулись. К примеру, 10-летний Артём Казнин из Красного в тёплое время приезжает на занятия на велосипеде. У него большое желание постичь гончарное искусство. Мальчишка усердно работает — усидчивость и старание приносят свои плоды. За плечами юного мастера несколько конкурсных работ. Подвластен ему и гончарный круг, и ручная лепка. — Наши педагоги умело передают опыт, — гордится коллегами директор Светлана Маркина. — Желающих обучаться ремёслам немало, в наших кружках занимаются до 600 человек со всего района. А у гончарной мастерской даже есть музей. Детские творческие работы очень разнообразны — от крынок до картин. Да, и картины они умело выполняют из глины. Много сувенирной продукции: чайники, кружки, есть сложный сосуд пивняк, а весной пользуются большим спросом пасочницы. Юные умельцы пробуют себя и в роли педагогов. Ряд мастер-классов для гостей ведут сами дети. Посетители признаются, что время за гончарным кругом течёт незаметно. — Гончарное ремесло может в будущем перерасти из хобби в профессиональное увлечение, — поясняет Ксения Блинова. — Конкуренция в этой сфере усиливается, но свою нишу всегда можно найти. Умелый мастер сможет не только обеспечить себя уникальной домашней посудой, но и представить на продажу авторские вещи. Сейчас украшение дома вещами ручной работы стало особенно популярно. Столичные гости с удовольствием приобретают крынки, кружки, более сложные квасники или кухли в виде баранчика. Прибыльно стало заниматься производством изразцов для печей. Детям это творчество очень полезно ещё и потому, что именно керамика быстро развивает мелкую моторику и пространственное мышление.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Арзамасский район.

#газета #землянижегородская #арзамас #выездное #глина #гончар