СОСТАВИТЬ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ ВКУСОВ

Как продукт влияет на благосостояние территории

Шпреевальд, заповедное местечко Земли Бранденбург в Германии, называют краем хоббитов и огурцов. Гномы, согласно легендам, живут тут издревле в лесах, дремучестью своей да непроходимостью способных поспорить с сибирской тайгой. Огурцы же обосновались не так давно по историческим меркам. Прежде на местных глинистых почвах пытались выращивать зерно, получалось не очень. Крестьяне совсем уж было отчаялись, да оказалось, что земли отлично подходят для овощей, в том числе — огурцов. Открытие, изменившее судьбы тысяч людей, было сделано на рубеже XVIII-XIX веков. Теперь обитатели Шпреевальда живут на широкую ногу.

Почти сказочная история

Местные земледельцы решили солить и мариновать огурцы. В таком виде продукцию сплавляли по воде — Шпреевальд называют ещё и немецкой Венецией, здешние места исполосованы многочисленными притоками реки Шпреи. Овощ раскусили в Дрездене, Берлине, потом во всей Германии. Теперь шпреевальдские огурцы знамениты на весь мир. Потом марка была официально зарегистрирована. Причём оформили бренд не только в Германии, но и на уровне Евросоюза. Солят огурцы по эксклюзивным рецептам в керамических горшках или в специальных бочках. Из обычной процедуры, хорошо знакомой едва ли не каждой российской хозяйке, немцы умудрились сделать шоу. Туристы приезжают в Шпреевальд круглый год, чтобы посмотреть то самое представление. В Шпреевальде проводят фестивали, выбирают огуречных королеву и короля. Здесь построили гостиницы в форме бочонка для засолки пупырчатых, проложили 260 километров дорожек для велосипедистов, по которым запросто можно отправиться в путешествие по следам овоща. Получилась целая индустрия, в основе которой обычный огурец. Почти сказочную историю о том, как привычный овощ стал звездой, рассказал директор департамента по управлению продажами регионального объединения Шпреевальд Андрес Траубе на Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень-2020». Андрес поделился опытом продвижения регионального бренда. Тема, которая вот уже второй год является одной из приоритетных для российского сельского хозяйства. Ещё в 2019-м в ходе «прямой линии» президент России Владимир Путин дал поручение разработать программу поддержки уникальных равно эксклюзивных продуктов. Минсельхоз подготовил ряд предложений, включающих проведение гастрономических фестивалей. Первый, национальный, состоялся в самом центре столицы, на Красной площади, в прошлом году. Корреспонденты «Земли нижегородской» лично оценили масштаб мероприятия и рассказали о нём читателям. Напомним, участие в фестивале приняли более 100 производителей из 50 регионов. Но большой сбор завершился, и слава об уникальных продуктах, что производят отечественные крестьяне, затихла вместе с опустевшими холодильниками москвичей. Пополнить запасы приглянувшихся колбас, сыров, йогуртов под региональной маркой у жителей столицы, равно как других городов и весей, возможности нет.

Окорок ветчине не уступает

Значит, нужно организовать сеть торговых точек, где можно было бы запросто купить те самые уникальные продукты. Есть и другие задачи: продвижение продукции на экспорт и развитие агротуризма. — Практически в каждой области, республике есть уникальные продукты, которые могли бы стать гастрономической карточкой, — считает министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев. — К примеру, тамбовский окорок ничем не уступает пармской ветчине, а муромский калач — французскому багету. Но проблема в том, что про ветчину и багет знает весь мир, а про окорок и калач даже в своей стране далеко не все наслышаны. Дело за малым: познакомить планету с уникальными продуктами из разных регионов России. Цель амбициозная, путь к её решению в Минсельхозе в общих чертах обозначили. Начали издалека — разделили региональные бренды на пять категорий. К первой группе относят продукты со значком НМПТ на упаковке. НМПТ расшифровывается как наименование места происхождения товара. Пример — адыгейский сыр, городецкий пряник. Продукция второй категории никак не маркируется, но производят её в деревнях и посёлках. Установлено ограничение по численности населения — не более 3 тысяч человек. Среди таких брендов, скажем, сунский рыжик, который собирают и солят в соседней Кировской области. В Нижегородской же в качестве примера можно привести огурцы из Вазьянки Спасского района. Обозначенные продукты относятся к категории микробрендов. К следующим — малым брендам — причисляют продукты, приготовленные на территориях, где проживает не более 30 тысяч человек. Тот самый муромский калач. Четвёртая группа объединяет собственно региональные бренды — костромской сыр, астраханские арбузы. В пятой — продукция, которую производят на территории нескольких областей: дальневосточные морепродукты, сибирские пельмени. Однако мало назваться груздем, читай региональным брендом, чтобы полезть в кузов. В Минсельхозе определили несколько признаков, при соответствии которым продукт признаётся уникальным. В их числе географическая принадлежность, идентичность, организация производства на обозначенной территории. Как это работает? Например, адыгейские сыровары утверждают, что их продукт можно приготовить только из молока, что дают местные коровы, козы, овцы, вскормленные на местных же лугах. А созревает сыр в корзинах, сплетённых из сливовых прутьев, срезанных с деревьев, растущих на территории республики. Вот и ещё один признак регионального бренда — его история, легенда. По сути, это магнит для привлечения туристов.

Лицо под брендом

О категориях региональных брендов заговорили неспроста. На «Золотой осени» Дмитрий Патрушев дал старт первому конкурсу «Вкусы России». В нём пять номинаций — своя для каждой категории брендов. 9 ноября завершается приём заявок. Итоги огласят в конце декабря. Победителям окажут поддержку в увеличении продаж продукции. Участников ждёт образовательный курс по продвижению товара, возможность продемонстрировать его на выставках. Конкурс планируют проводить ежегодно. А в интернете будет создаваться электронная энциклопедия вкусов. Регионы один за другим заявляют об участии в национальном конкурсе. Например, Дагестан представил девять брендов, среди них витаминный чай, сушёная колбаса, фруктовый нектар, кизлярский рис. Оренбургская область отправила в бой свою пятёрку: соль-илецкие арбузы, ириклинского леща, старогородские пирожки, бузулукский сыр, мармелад. Смоленскую землю представит демидовский огурец. Уникальные продукты имеются и в нашей области. Летом побывали в Варнавинском районе. Там Галина Молева держит пасеку. Сначала пчёлами занималась на уровне подворья, позже зарегистрировала КФХ. Дело ведёт вместе с сыном Игорем. Разливают продукт по бочонкам, их фермерам делают под заказ. На пузатом боку бочонков надпись «Варнавинская пасека. Северный мёд». Чем не региональный бренд? Это лишь один пример, можно найти и другие. Достаточно прогуляться по ярмаркам, где фермеры реализуют свои товары. Подобное разнообразие вкусов не во всяком супермаркете встретишь. Так что для нижегородцев тоже открываются неплохие возможности в продвижении брендов. Тем более, они не ограничиваются лишь продуктами питания и имеют славную историю.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Вячеслава ФЁДОРОВА.

#газета #землянижегородская #продукт #территория #бренд