«РАЗДУМНЫЕ ВЗОРЫ» ВЕЧНОГО ПУТНИКА

Жена известного нижегородского фотокорреспондента, дважды лауреата премии Нижнего Новгорода Владимира Андрианова передала в дар городу Семёнову уникальный архив мужа. В этом подарке от Нины Константиновны — сотни и сотни снимков и слайдов, сделанных в Семёновском районе в 1980-90-е годы. Многие из них были опубликованы в газете «Земля нижегородская», с которой Владимир сотрудничал долгие годы. Читатели наверняка помнят эти фото.

Славный русский человек

Володя не любил слово «фотохудожник» и никогда не называл себя так, а его друг, нижегородский поэт, почти однофамилец Юрий Адрианов нашёл точное определение амплуа — фотомастер. Мастер — булгаковское слово — как нельзя точно подходит к Владимиру. Процитирую слова Юрия, сказанные однажды на открытии выставки Володи: «Андрианов — ненавязчивый певец. Он запевает как другие, а на деле получается, что словно читаешь стихотворные строки. Строки упругие, откровенные и такие родные. Его фотографии — это раздумные взоры родной земли». Слово-то какое — раздумные! Фотография — искусство увидеть, уловить, отобразить мгновение. Но как объяснить, что при обилии современной техники, при её поистине бескрайних возможностях, при огромном количестве людей, профессионально владеющих ею, раздумных снимков до обидного мало. Однажды Юрий посвятит Владимиру такую эпиграмму: Певец — не спорта и не власти, А наших сёл, лесов и рек, К тому ж не просто фотомастер, А славный русский человек. Работать с Владимиром было в какой-то степени нелегко. Объясню почему. Вспоминаю снимок безногого солдата у современного танка. Скажите: глядя на него, разве не подступают слёзы? После такого сюжета репортаж с открытия военной техники на Нижегородской ярмарке (а именно там было сделано фото) журналисту уже невозможно писать пусть и профессионально, но трафаретно, не вкладывая душу, не пропуская боль солдат через своё сердце. Владимир поднимал планку на новую высоту. Всем, кто работал и общался с ним, можно было только позавидовать: коммуникабельный, динамичный, остроумный человек. Не случайно друзей на Нижегородчине, да и по всей Руси-матушке, у него было немерено. К его способностям добавила бы ещё дар общения. Хороший снимок не рождается сам собой, его нужно выстрадать, выстроить, придумать. Известного российского писателя Валентина Распутина не нужно представлять. Внешность, я бы сказала, не самая фотогеничная — обычная. А на фото Андрианова перед нами именно Распутин: одухотворенное лицо, умные с прищуром глаза творца. Два талантливых человека вели разговор о великом страннике совести — протопопе Аввакуме, и в какой-то момент фотомастер уловил душу писателя.

Свет веры

Со времен нижегородского летописца Дмитриева долгие десятилетия никто не создавал хоть какие-то стоящие фотографии старообрядцев. До Андрианова. Получить благословение на съёмки в старообрядческой Никольской церкви в 1990-е годы было крайне сложно, но люди, от которых это зависело, поверили в чистоту помыслов, искренность, тактичность фотокорреспондента Андрианова. Он даже провёл в церкви пасхальную ночь. И родились светлые, как родники, снимки. Вот девушка с ясными, любопытными глазами стоит со свечой у иконы Богоматери, вот безбородые молодые лица мужчин, идущих в Крестном ходе. Снимкам этим уже под тридцать лет, они тоже часть истории, нашей с вами летописи. В 80-е, 90-е годы прошлого века Андрианов часто ездил по старообрядческим местам с экспедициями, организованными Семёновским историко-художественным музеем, снимал очень много. Комаровский, Оленевский скиты (точнее, то, что от них осталось), могилы старцев, лица современных староверов… Подружился со многими, а особо выделял легендарного, ныне уже почившего Авдея Савельевича Маслова. Да-да, того самого, кто лучшим в районе ложкарём считался, был вдохновителем и организатором постройки старообрядческой церкви в Малом Зиновьеве. Очень Володя любил фотографировать деда Авдея с его шикарной, ну точно старообрядческой окладистой бородой, открытым русским лицом. А на свою персональную выставку Владимир выбрал снимок, где запечатлены только… руки старого мастера. И это фото тоже стало открытием. Снимки, о которых я рассказала, можно увидеть в самой значимой книге о Семёновском крае — «Керженские тайны», а в архиве, переданном супругой мастера — ещё сотни слайдов, которые дождутся своего часа и будут оценены по достоинству.

«Лица необщее выраженье»

Прежде чем рассказать о биографии фотомастера, расскажу об одном его портрете. В кольчуге и при топоре — это Андрианов в образе. История снимка такова. В Нижнем Новгороде (не помню, в честь какого события — на открытии ярмарки, наверное) собрались мастера промыслов и ремесленники со всех концов России. Владимир делал большую фотосессию, фотографировал и ребят из Тулы, изготавливавших современное рыцарское одеяние. Он присматривался к ним, они — к нему. Владимир получил неожиданное предложение примерить доспехи. И впору оказался ему рыцарский костюм, словно для него плели одеяние. Публика аж зааплодировала. А родился Владимир в 1952 году в семье рабочих Горьковского автозавода. Мечтал о журналис тике, публиковал первые заметки в «Ленинской смене», затем устроился работать в редакцию воскресенской районной газеты. Я в то время начинала трудиться в семёновском «Ленинском пути». С тех пор и дружили, вместе МГУ оканчивали. И вот вам поворот судьбы: влюбился и женился Володя на моей двоюродной сестре — красавице и умнице Ниночке. Это была настоящая любовь, какая редко кому в жизни выпадает. Я стала собкором областной газеты «Земля нижегородская», Володя – корреспондентом «Нижегородской правды». Не раз и не два пытались переманить его столичные издания, где, что уж говорить, зарплата в разы выше, возможностей больше. Но «певец сёл, лесов и рек» остался верен просторам Заволжья, молчаливому обаянию Светлояра, торопливым разбегам просёлков, родным лицам ветлужан и кержаков. Хотя, он всегда активно сотрудничал с центральными газетами и журналами, по их заданиям часто ездил по стране — от Прибалтики до Сахалина и Камчатки. Его репортажи и снимки постоянно выставлялись на всесоюзных и российских выставках, часто становились победителями профессиональных конкурсов. Андрианов отличался побаратынски «лица необщим выраженьем». Приведу пример. Начало 1990-х, разгар войны в Чечне. Тогдашний губернатор Борис Немцов, мэр Нижнего Новгорода Иван Скляров и председатель Законодательного Собрания Евгений Крестьянинов едут в Чеченскую Республику, с ними отправляются журналисты ведущих изданий области. Было много публикаций, фотографий из «горячей» точки, а мне особо запомнилась одна. Тройка представителей власти на снимке Андрианова не позирует — серьёзные мужчины просто устало сидят на «бэтээре», в котором проболтались целый день по боевым позициям. В последние годы жизни наряду с журналистикой Владимир занимался выпуском альбомов и книг вместе с вдохновителем и организатором проектов по краеведению в нашей области, журналистом «Земли нижегородской» Вячеславом Фёдоровым. За один из них — фотоальбом «Образ земли Нижегородской», созданный с командой коллег-единомышленников, он был удостоен звания лауреата премии Нижнего Новгорода. Второй раз лауреатом этой премии он стал после ухода из жизни — как один из основных фотолетописцев, кто вместе с Николаем Мошковым пропел вдохновенную песню своей отчине в книге «Образ земли Нижегородской».

Здравствуй, Володя

Не стало Владимира Филипповича 16 лет назад, ему тогда едва перевалило за пятьдесят. Ушёл неожиданно, ведь, казалось, запасам его энергии, жизнелюбия конца не будет. Болезнь подкралась внезапно… Я сознательно употребила в отношении Нины Константиновны слово «жена», а не «вдова». Для неё, для дочери и внучек, для нас, его друзей, жив Мастер. На наших дачах в Меринове повсюду его работы: болдинские, керженские, светлоярские пейзажи. Приезжает Нина из Нижнего Новгорода на дачу, открывает дверь, и прямо с порога с большой фотографии её приветствует Владимир. Стоит у храма — удивительно красивый, улыбчивый, родной. Тогда Нина говорит: «Привет, Володя!». Долго думала, как назвать свой рассказ о мастере. Почему-то вспомнилось, как на открытии последней выставки Юрий Адрианов назвал его «вечным путником». Тогда подумалось: почему такое сравнение? Но, как всегда, был точен гениальный «почти однофамилец»: Владимир постигал Россию именно как вечный путник, отмечая мельчайшие детали бытия, видя то, что порой незаметно людям, но оживает в его снимках для истории.

Светлана БАРМИНА,

заслуженный работник культуры РФ.

#газета #землянижегородская #личность #фотокорреспондент #память