В ПОИСКАХ СПАСИТЕЛЬНОЙ ФОРМУЛЫ
Наука как метод литературы, а может, наоборот
Автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл, как известно, обладал математическим складом ума, что литераторам обычно не свойственно. Это лишь через сто лет в СССР, в совсем другие 1960-е, ознаменованные очередным триумфом науки, в среду творческой интеллигенции бурно вольются «физикилирики», дерзнувшие в поисках ответов на неподдающиеся вопросы мироздания взять поэзию и прозу за спасительную формулу. Но что, если Кэрролл в первую очередь всё-таки учёный, а к писательству обращался, так сказать, для души?
Прожив без 13 дней 66 лет, из значимых художественных произведений в наследство читателям помимо «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» он оставил только роман «Сильви и Бруно», а также поэму «Охота на Снарка» и другие стихи. Куда более плодовит Кэрролл был в написании книг по алгебре, евклидовой геометрии и логике, созданных в занимательном игровом ключе, что обеспечило им широкую аудиторию. Его логические шарады и головоломки для детей, ставшие удачным художественным приёмом в похождениях Алисы, как отдельный жанр тоже оказались весьма востребованы, породив множество продолжателей. Примечательно и то, что в точных науках Кэрролл оставил след под своей настоящей фамилией, уже не пряча истинное лицо за псевдонимом, поэтому созданный им метод вычисления определителей или по-другому детерминантов современные математики знают, как конденсацию Доджсона. Также он изобрёл способ проверки делимости чисел на 17 и 19, мнемонические правила для запоминания цифр и другие маленькие хитрости. Математический склад ума Кэрролла проявился в его любви к шахматам. Не случайно сюжет «Алисы в Зазеркалье» построен по типу шахматной партии. С древней игрой он не расставался даже в дороге, стремясь найти среди попутчиков достойного соперника. Более того, Кэрролл считается изобретателем дорожных шахмат. Кстати, насчёт изобретений: никтограф или тифлограф — обычную картонную рамку с 16 вырезами, позволяющую делать стенографические записи в полной темноте с использованием прилагающегося шифра, придумал Кэрролл во время бессонницы. Даже конструкцию трёхколёсного велосипеда приписывают ему. Ни одно техническое новшество второй половины XIX века не прошло мимо математикалитератора: он был в числе первых пассажиров поезда, сразу же оценил перспективы записи звука с помощью фонографа и известен как пионер искусства фотографии. Так кем же всё-таки был по сути Кэрролл — учёным или писателем? Наверное, прежде всего, он был человеком своего времени, давшего миру стремительные крылья прогресса. Созданный им образ Алисы — это символ человечества, которое по вселенским меркам ещё очень и очень юное, а потому увлечено познанием мира во всех его проявлениях, даже подчас труднообъяснимых.
Андрей ДМИТРИЕВ.
АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС
Отрывок из сказки
(Продолжение. Начало в № 27, 28).
Поросенок и перец
Алиса открыла дверь и вошла в дом. Дверь вела в большую кухню, доверху наполненную дымом. Посредине неё на трёхногом табурете сидела Герцогиня и нянчила грудного ребенка. Наклонившись над очагом, Кухарка помешивала в котле, который, по-видимому, был полон супа. Весь воздух вокруг был пропитан горечью перца. Даже Герцогиня то и дело чихала, а ребёнок чихал и завывал попеременно, не умолкая ни на секунду. Из находившихся в кухне не чихали только Кухарка и большой Кот, который лежал у очага и улыбался от уха до уха. — Извините, не можете ли вы мне объяснить, почему ваш Кот так кривит рот? — сказала Алиса, немного робея. — Это — Чеширский Кот: когда его чешут, он улыбается, и, когда его не чешут, он тоже улыбается, — ответила Герцогиня. — Вот почему… Поросенок! — Я не знала, что Чеширские Коты всегда улыбаются… — Они все могут улыбаться, — сказала Герцогиня, — а большинство из них это и делает! «Он выглядит добродушным», — подумала Алиса. — Чеширский Котик… — начала она. — Не будете ли вы добры сказать мне, по какой дороге я могу уйти отсюда? — Это в большой степени зависит от того, куда ты хочешь прий ти, в этом направлении живет Шляпочник, а в том — Мартовский Заяц. Навести кого хочешь: они оба — сумасшедшие, — сказал Кот и исчез. Алиса не очень удивилась этому, так как начала уже привыкать к происходящим здесь странным вещам.
Безумное чаепитие
Под деревом стоял стол, на котором пили чай Мартовский Заяц и Шляпочник, а между ними сидела Орешниковая Соня. Она крепко спала. Мартовский Заяц и Шляпочник пользовались ею как диванной подушкой, поставив на нее локти, и разговаривали через ее голову. — Нет места! Нет места! — закричали они, увидев подходившую Алису. — Здесь достаточно места! — с негодованием сказала Алиса и села в большое кресло в конце стола. Шляпочник широко открыл глаза и спросил: — Какое сходство между вороном и письменным столом? — Ты думаешь, что можешь ответить? — спросил Мартовский Заяц. — Совершенно правильно, — произнесла Алиса. — Тогда говори то, что ты думаешь, — предложил Мартовский Заяц. — Я это и делаю, — поспешно ответила Алиса. — По крайней мере… по крайней мере, я думаю, что говорю, — это, знаете ли, одно и то же. — Совсем не одно и то же, — возразил Шляпочник. — Ну, с таким же основанием ты можешь сказать, что «Я вижу, что ем» — то же самое, что «Я ем, что вижу». — С таким же основанием можно сказать, — добавил Мартовский Заяц: — «Я люблю, что имею» — то же самое, что «Я имею, что люблю». — Может быть, ты скажешь ещё, — добавила Соня, которая, очевидно, разговаривала во сне, — что «Я дышу, когда сплю» — то же самое, что «Я сплю, когда дышу»? — Это и есть одно и то же для тебя! — сказал Шляпочник. Мартовский Заяц взял часы и мрачно поглядел на них. Затем он опустил их в чашку с чаем и снова на них поглядел. Алиса смотрела через его плечо с большим любопытством. — Что за смешные часы! — удивилась она. — Они показывают число месяца и не могут показать, который час. — А зачем? — пробормотал Шляпочник. — Разве твои часы показывают, который год? — Конечно, нет, — с готовностью ответила Алиса. — Но это потому, что на них все время один и тот же год. — То же самое как раз и с моими, — заметил Шляпочник. — Ты уже разгадала загадку? — Нет, я сдаюсь, — ответила Алиса. — А какая отгадка? — Не имею ни малейшего понятия, — сказал Шляпочник. — И я тоже, — сказал Мартовский Заяц. — Я думаю, вы могли бы занять время чем-нибудь более полезным, — заметила Алиса. — Сейчас оно тратится напрасно, так как вы загадываете загадки, на которые нет ответа. — Если бы ты знала Время, как я его знаю, — произнес Шляпочник, — ты не говорила бы, что растрачивается оно. Время — он. Мы поссорились в прошедшем марте — как раз перед тем, когда он становится сумасшедшим, ты знаешь (указывая чайной ложкой на Мартовского Зайца)… Это было на большом концерте, который давала Королева Червей. С тех пор Время не хочет делать того, о чем я говорю! Теперь у нас всегда — шесть часов. — Не потому ли здесь наставлено так много чайных приборов? — спросила Алиса. — Да, поэтому, — сказал, вздохнув, Шляпочник. — У нас постоянно время пить чай, и мы не успеваем помыть посуду в промежутках. — Значит, вы должны передвигаться вокруг стола? — сказала Алиса. — Так и есть, — подтвердил Шляпочник: — Мы меняем места, как только нам нужна чистая посуда. При этих словах он передвинулся, и за ним последовала Соня. Мартовский Заяц сел на место Сони, а Алиса с большой неохотой заняла место Мартовского Зайца. От этой перемены выиграл только Шляпочник. Алисе же было гораздо неудобнее, чем прежде, так как Мартовский Заяц только что опрокинул молочник в свое блюдце. — Это самое бессмысленное чаепитие, которое я когда-нибудь встречала в жизни! — сказала Алиса. Она встала и пошла прочь. Пробираясь через лес, она заметила, что в одном из деревьев была дверь, ведущая внутрь его. И она вошла.
* * *
— Алиса, милая, проснись! — сказала сестра. — Как же долго ты спала! — О, я видела такой странный сон! — воскликнула Алиса и рассказала ей все, что могла вспомнить о тех чудесных приключениях, о которых вы сейчас прочитали. Когда она кончила, сестра поцеловала Алису и сказала: — Конечно, дорогая, это был удивительный сон! Теперь беги пить чай — ты опоздаешь! Тут Алиса вскочила и побежала, размышляя по пути, какой в самом деле чудесный приснился ей сон.
#газета #землянижегородская #кэрролл #алиса #писатель #проза #литература #сказка