МАЛЬЧИК НА ШАРЕ

В 2000 году во французском Лионе, уроженцем которого был Антуан де Сент-Экзюпери, к столетию знаменитого земляка торжественно открыли памятник. К слову, в городе даже аэропорт назван в честь писателя, вот что значит для лионцев память о нём. Улице, где когда-то родился Антуан, они тоже дали его имя, правда, открывшийся монумент расположен не здесь, а неподалёку — на центральной площади Белькур.

Памятник работы Кристиана Жильябе представляет собой белую мраморную колонну высотой пять метров, которую венчает скульптурная композиция из меди: Экзюпери в лётном шлеме и кожаном плаще сидит на краю, свесив ноги, а за его спиной стоит Маленький принц, положив руку на плечо своему создателю. Чтобы их получше разглядеть, туристам и гостям города приходится смотреть вверх — в небо, служившее писателю главной вдохновляющей силой, символом свободы и безграничного воображения. Совершенно очевидно, что языком скульптуры поддерживается версия многих литературоведов: пилот из сказочной повести и сочинивший её Экзюпери — одно и то же лицо. Впрочем, кто-то наверняка уловил явную автобиографичность при чтении книги. Если анализировать текст глубже, и сам Маленький принц — не что иное, как альтер-эго автора, тот любознательный, мечтательный и ранимый ребёнок, которого он сумел сохранить в своём сердце до последнего часа. Кстати, в детстве за тогда ещё белокурые волосы Антуана называли в семье Король-Солнце по аналогии с утончённым королём Франции Людовиком XIV. Позже в колледже за привычку подолгу смотреть в звёздное небо он получил прозвище Лунатик. Именно таким вихрастым фантазёром обычно мы и представляем Маленького принца посредством рисунков разных художников, в том числе самого Экзюпери. На войне боевые товарищи в перерывах между полётами часто видели Антуана, рисующего на полях своих черновиков мальчика сначала с крыльями за спиной, а потом в длинном шарфе, какой обычно носили лётчики французских ВВС. В юбилейном 2000 году в Королевском саду другого города Франции — Тулузе — тоже открыли памятник, посвящённый Маленькому принцу и его автору, в память о том, что тот жил здесь в течение девяти лет, развозя на самолёте почту до Касабланки, а оттуда до самой западной точки Африки — Дакара. А вообще, памятники мальчику с астероида Б-612 существуют по всему миру. Один из них находится в США, в Нортпорте недалеко от Нью-Йорка. В конце 1942 года именно здесь Экзюпери и закончил чудо-повесть. Теперь во дворе местной библиотеки стоит скульптура Маленького принца, созданная по рисунку писателя. Подобные памятники можно встретить в Японии, Грузии, Украине, Молдове, Беларуси. В России их поставили в СанктПетербурге, Чите, Абакане, Боровске Калужской области. В 2012 году в Казани открылось новое здание театра кукол «Экият», возле него установили скульптуру художника Рустама Габбасова «Мир посвящён Детям», изображающую Маленького принца на его крохотном астероиде, за что в народе композицию стали называть «Мальчик на шаре». В 2018-м в соседней с нами Чувашии, в самом сердце Чебоксар на бульваре Купца Ефремова появился другой памятник, созданный по инициативе чебоксарских предпринимателей и при поддержке администрации города, руководства Музейно-туристического центра. Энтузиасты посвятили монумент всем путешественникам в знак того, что, как бы далеко не уводили пути от родного порога, сердцем мы всегда остаёмся дома. Если же там, где вы сейчас находитесь, нет поблизости памятника Маленькому принцу, достаточно посмотреть вверх и вслед за героем Экзюпери мысленно произнести: «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою». Отыскать, а, может быть, просто вернуться домой…

Андрей ДМИТРИЕВ.

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

Отрывок из сказки с рисунками автора

(Продолжение. Начало в № 23).

Часть II

Так я жил в одиночестве, и не с кем мне было поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолёта. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам всё починить, хотя это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю. Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок. Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал: — Пожалуйста… нарисуй мне барашка! — А?.. — Нарисуй мне барашка… Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протёр глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьёзно меня разглядывал. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моём рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художника из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов — снаружи и изнутри. Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребёнок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил: — Но… что ты здесь делаешь? И он опять попросил тихо и очень серьёзно: — Пожалуйста… нарисуй барашка… Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я всё-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что училсято я больше географии, истории, арифметике и правописанию, — и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что я не умею рисовать. Он ответил: — Всё равно. Нарисуй барашка. Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать: удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул: — Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасный, а слон слишком большой. У меня дома всё очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка. И я нарисовал. Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал: — Нет, этот барашек уж совсем хилый. Нарисуй другого. Я нарисовал. Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся. — Ты же сам видишь, — сказал он, — это не барашек. Это большой баран. У него рога… Я опять нарисовал подругому. Но он и от этого рисунка отказался. — Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго. Тут я потерял терпение — ведь мне надо было поскорее разобрать мотор — нацарапал и сказал малышу: — Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек. Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял: — Вот такого мне и надо! Как ты думаешь, много он ест травы? — А что? — Ведь у меня дома всего очень мало… — Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка. — Не такой уж он маленький… — сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. — Смотрика! Он уснул… Так я познакомился с Маленьким принцем. Часть III Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, но, когда я спрашивал о чём-нибудь, он словно не слышал. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов мне всё открылось. Так, когда он впервые увидел мой самолёт (самолёт я рисовать не стану, мне всё равно не справиться), он спросил: — Что это за штука? — Это не штука. Это самолёт. Мой самолёт. Он летает. И я с гордостью объяснил ему, что умею летать. Тогда он воскликнул: — Как! Ты упал с неба? — Да, — скромно ответил я. — Вот забавно!.. И Маленький принц звонко засмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьёзно. Потом он прибавил: — Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты? «Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» — подумал я и спросил напрямик: — Стало быть, ты попал сюда с другой планеты? Но он не ответил. Он тихо покачал головой, разглядывая мой самолёт: — Ну, на этом ты не мог прилететь издалека… И задумался о чём-то. Потом вынул из кармана моего барашка и погрузился в созерцание этого сокровища. Можете себе представить, как разгорелось моё любопытство от этого полупризнания о «других планетах». И я попытался разузнать побольше: — Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь унести моего барашка? Он помолчал в раздумье, потом сказал: — Очень хорошо, что ты дал мне ящик: барашек будет там спать по ночам. — Ну конечно. И если ты будешь умницей, я дам тебе верёвку, чтобы днём его привязывать. И колышек. Маленький принц нахмурился: — Привязывать? Для чего это? — Но ведь если ты его не привяжешь, он забредёт неведомо куда и потеряется. Тут мой друг опять весело рассмеялся: — Да куда же он пойдёт? — Мало ли куда? Всё прямо, прямо, куда глаза глядят. Тогда Маленький принц сказал серьёзно: — Это не страшно, ведь у меня там очень мало места. — И прибавил не без грусти: — Если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдёшь…

#газета #землянижегородская #проза #экзюпери #маленькийпринц #писатель #памятник