СДЕЛАЙ ГЛОТОК ВПРИГЛЯДКУ
Он тоже полезен в нынешних условиях
Два месяца назад мы рассказывали о ситуации на молочном рынке в стране. Специалисты говорили о стабилизации и даже некотором улучшении дел по итогам 2019 года. Наметился рост потребительского спроса на отдельные виды продукции, спокойно вели себя цены на прилавках, не обижали крестьян переработчики при закупке сырого молока, снизился объём импорта. Прогноз на 2020 год тоже был благоприятным. Никто не предполагал, что грянет эпидемия коронавируса. Как изменилось положение вещей? Давайте разбираться.
Спасибо потребителю
Если смотреть на прилавки магазинов, то никакого падения спроса на молочные продукты не наблюдается. Они неплохо расходятся, особенно это касается доступного для широкого покупателя ассортимента. К вечеру полки с недорогим товаром пусты.
Не слышно тревожных сигналов от молокозаводов. Они находят сбыт для продукции и пока не потеряли в объёмах. Сельхозпроизводители тоже не жалуются. Мы пообщались с несколькими руководителями хозяйств и услышали: «Как работали, так и работаем». Закупочная цена на сырое молоко не падает, хотя в это время года обычно начинается сезонное снижение.
Вот как объясняет такой расклад генеральный директор Нижегородского молочного союза Николай Трофимов:
— Во-первых, в самом начале самоизоляции наблюдался некоторый ажиотаж со стороны покупателей. Они разбирали в магазинах товары длительного хранения, а сейчас таковые есть и в молочном ряду. Во-вторых, люди уже месяц сидят по домам, стали больше готовит завтраков, обедов, ужинов. Молоко является далеко не последним компонентом в стряпне. Именно потребительский спрос позволяет пока держаться в тонусе всем звеньям цепочки от фермы до прилавка.
Путь виден
Определённую роль играют меры, которые предпринимает государство. Кабинет министров отложил введение обязательной электронной маркировки молочной продукции. Систему планировали внедрить в ближайшее время, но теперь затея отложена до конца года.
— Чтобы оснастить одну производственную линию оборудованием для маркировки, каждому предприятию переработки требуется от 4 до 10 миллионов рублей, — поясняет генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артём Белов. — При этом поставщики оборудования не гарантируют 100-процентную считываемость кодов, часть товара придётся списывать – это дополнительные потери. По нашим расчётам, затраты на маркировку привели бы к росту себестоимости продукции молокозаводов минимум на 3-4 процента.
По словам руководителя АО «Княгиниское молоко» Сергея Волкова, в первом квартале большинство заводов работало с рентабельностью 4-6 процентов. Если бы маркировка была введена, прибыль практически сошла на ноль. Торговые предприятия не позволили бы переработчикам повышать отпускную цену, у тех оставался один выход — снижать закупочные цены на сырое молоко.
Смещение сроков введения обязательной маркировки позволило избежать угрозы.
К слову, Артём Белов говорит, что Союзмолоко будет убеждать правительство страны вообще отменить электронную маркировку. Основной аргумент в том, что на рынке уже действует система «Меркурий», которая отслеживает путь молока от коровьего вымени до магазинной полки.
Двоякая суть промоакций
Всё бы ничего, только эксперты полагают, что такое положение вещей продлится недолго. Падение курса рубля на 25 процентов неизбежно приведёт к росту себестоимости молочной продукции.
— В себестоимости производства молока зависимость от импорта сохраняется по многим позициям — кормам для животных (особенно по премиксам и концентратам), племенному материалу, ветеринарным препаратам, — продолжает руководитель союза производителей молока. — Также, несмотря на мировые рынки, стоимость горюче-смазочных материалов в России не падает. При этом возможности увеличения цены — как отпускной для производителей и переработчиков, так и розничной для торговли — достаточно ограничены. Поэтому, скорее всего, рост себестоимости будет бить по сельхозпредприятиям и молокозаводом…
У заводов тоже большая зависимость от импорта. Производственные линии зарубежные, многие компоненты — тоже.
Переработчики видят один из выходов в том, чтобы магазины перестали отпускать молочную продукцию по акциям. Как известно, торговцы устраивают распродажи не себе в минус, а за счёт поставщиков. Это снижает доходы переработчиков от реализации. Поэтому отраслевой союз поддержал обращение ряда других объединений к председателю правительства России Михаилу Мишустину с просьбой ввести мораторий на продажу товаров со скидками. Предлагается также обязать торговые сети закрепить в договорах с партнёрами мораторий на применение штрафов за недопоставку и несвоевременную поставку продуктов.
Насчёт штрафов не знаем, а вот эффект от отмены промоакций, пожалуй, может получится другим. По данным Росстата, доходы жителей в первом квартале снизились на 0,2 процента. Вряд ли они вырастут по итогам второго квартала, часть которого большинство людей уже провели в самоизоляции, без работы. Не случайно ведь президент страны Владимир Путин поручил разработать комплексную программу по налаживанию дел в экономике и восстановлению доходов населения после выхода из эпидемии. Поэтому переработчики и торговцы в случае отмены акций рискуют столкнуться с падением объёмов продаж. Это, в свою очередь, не лучшим образом отразится на сельхозпроизводителях.
Три в день
Объединение «Союзмолоко» не первый год реализует программу «Три молочных продукта в день». Её называют научно-образовательной, поскольку призвана пропагандировать среди жителей пользу молочных продуктов. Объединение намерено усилить работу в этом направлении для стимулирования спроса на продукцию. Предполагается, к примеру, развенчивать мифы о ней.
Бытует мнение, что молоко длительного хранения ненатуральное и не содержит полезных веществ, в него добавляют консерванты.
— Нет, — возражают в союзе. — Ультрапастеризованное молоко подвергается кратковременной термической обработке при высоких температурах (142 градуса). Данный процесс обеспечивает полную инактивацию микрофлоры, сохраняя пищевую ценность , частично витаминный и минеральный состав. Никаких консервантов. Такое молоко можно хранить в течение шести и более месяцев в закрытой асептической упаковке. После вскрытия продукт необходимо хранить в холодильнике и употребить в течение трёх дней.
Ещё один миф заключается в том, что от молочных продуктов полнеют.
— Жиры — необходимые элементы в рационе здорового человека, — следует разъяснение. — Они не являются причиной избыточного веса напрямую. Проблема заключается в том, что, когда человек убирает из рациона жир, он заменяет его чем-то другим, в большинстве случаев – углеводами и простыми сахарами. Углеводы усваиваются быстро, поэтому чувство голода приходит намного раньше, что становится причиной многочисленных перекусов между основными приемами пищи. По факту, многие из тех, кто отказался от жиров, съедают больше калорий, чем прежде.
Всего мифов десять. Почитать о них подробнее можно на сайте объединения «Союзмолоко»
Ну и на злобу дня
Впрочем, давайте вспомним ещё одну точку зрения — дескать, молоко бесполезно для взрослого человека.
— В период эпидемии важен сбалансированной рацион питания. — напоминают в объединении. — Молокопродукция — источник качественного и легкоусвояемого белка, который является строительным материалом для всех клеток организма, в том числе — иммунных. Её потребление способствует образованию витаминов А и D, они тоже необходимы иммунной системе человека.
От себя добавим, что белый цвет оказывает успокаивающее действие. По нынешней ситуации это тоже полезно многим. Так что молоко пойдёт впрок даже вприглядку.
Александр СИНИЦЫН.
Фото автора.
На снимке: Не поредеет в ближайшее время набор молокопродуктов в холодильниках?
#газета #землянижегородская #молоко #молокопроизводство #апк #экономика