22.04.2020

КУДА ИДЁТ КОЗА РОГАТАЯ

Обеспечат ли шнурки и проволока хорошую учёбу в школе

Каждую заботливую маму волнует вопрос — как помочь ребёнку гармонично развиваться. В двух предыдущих номерах газеты рассказывали о том, как взрослому повысить пластичность мозга, предотвратить его старение, избежать деградации и не утонуть в потоке информации. В этот раз поговорим о детском мозге.

Важность каждой секунды

По своему опыту мы знаем, что детство — это немного другой мир, отличный от взрослого. У детей своё восприятие, свои представления и реакции на окружающее. Психологи и нейрофизиологи подтверждают: мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого, дети иначе мыслят, ведут себя, по-другому обучаются. Вот что говорят исследования: головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры — кору полушарий, ствол мозга, мозжечок и другие — всё то, что принято называть «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин — электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна. Нейроны являются строительным материалом, из них формируются различные участки головного мозга, они обмениваются информацией внутри него. Синапсы обеспечивают связь между нейронами. Каждый нейрон окружён тысячами синапсов, и благодаря им связываются участки из тысяч нейронов. Миелин необходим для эффективной передачи электрических импульсов и повышает эффективность связей между нейронами. Структура мозга человека выстраивается непрерывно с момента рождения. Первые годы жизни играют тут огромную роль — в это время создаётся структура связей между нейронами, формируя или крепкую, или более хрупкую основу для будущей обучаемости, психической стабильности и поведения. Считается, что раннее детство является определяющим в том, как в дальнейшем человек будет проявлять себя в эмоциональной, социальной и познавательной сферах жизни. Детский мозг увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Они формируются в моменты получения ребенком любого опыта. Однако для того, чтобы нейронная связь сохранилась, важно, чтобы малыш пережил этот опыт несколько раз. Дело в том, что в мозгу новорожденного 150-200 миллиардов нейронов, у взрослого — в два раза меньше. Говоря простым языком, нейроны либо соединяются, формируя эти связи, либо отмирают, и в силах старшего поколения влиять на развитие малыша.

Запишите нас на скрипку

Считается, что наиболее прочные нейронные связи — это связи, которые возникают в обоих полушариях. Для малышей ползание — наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание. Любопытный факт: неврологи доказали, что во время игры на музыкальных инструментах мозг человека «зажигается» — его участки активируются и находятся в непрерывной работе долгое время. Учёные выявили, что IQ профессиональных музыкантов не снижается даже в старости. Неслучайно родители отдают детей заниматься в музыкальную школу. Было замечено, что студенты и школьники, которые умеют играть на скрипке, часто показывают лучшие результаты в обучении, чем их сверстники, которые не занимались музыкой. Для детского развития ценны физические упражнения, во время занятий спортом в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали: во время физических упражнений ускоряются химические реакции в гиппокампе — области мозга, которая отвечает за память и навигацию. Для других областей, отвечающих за овладение когнитивными навыками, это тоже полезно. Мультисенсорный опыт (то есть такой, в котором задействуется сразу несколько органов чувств) намного важнее, чем моносенсорный. Различные эксперименты показывают, что наши чувства работают сообща, например, зрение влияет на слух. Следовательно, мы лучше обучаемся, если в дело включаются несколько органов восприятия одновременно. Поэтому ребенку важно общаться со сверстниками, играть с домашними животными, или, например, ходить на прогулки в лес, где он слышит шум листвы, чувствует запах хвои и земли, трогает кору деревьев. Хорошо летом малышу повозиться в огороде — полить цветы, прополоть грядку, попробовать свежий огурец из теплицы. Такие занятия дают ему живой, разнообразный опыт. Детям стоит заниматься творчеством. Рисование, лепка, выпиливание, вышивка помогают развивать самоанализ, память, эмпатию, внимание. Тут мы подходим к еще одной важной теме — развитию мелкой моторики. Об этом поговорим подробнее — специалисты сейчас уделяют этому большое внимание.

Ловкость рук — и никакого тумана

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Для чего их развивать? Моторика рук самым прямым образом связана с развитием речи. Исследования учёных показали: примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной. С учётом этого появилось предположение: тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. Значит, если вы хотите научить ребенка говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, движение пальцев рук. Полезно это не только для речи, но и для развития мышления, воображения, двигательной и зрительной памяти, наблюдательности, координации и внимания. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое — для всего этого требуется применение мелкой моторики рук. Считается, что уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к учёбе в школе. Педагоги замечают: если у ребёнка подвижные и ловкие пальчики, его речь правильна, он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание. Дошкольник с низким уровнем развития моторики, как правило, скорее утомляется, его внимание быстро рассеивается, ему трудно выполнить письменные задания. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Развивать мелкие движения рук можно начинать с раннего возраста. Вот несколько способов, как это сделать. Занятия с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой. Занятия с любыми мелкими предметами оказывают на ребёнка развивающее и даже оздоравливающее и тонизирующее действие. Но проводиться они всегда должны под присмотром взрослого, чтобы ребёнок случайно не поранился или не проглотил что-то из мелких предметов. Приведем примеры таких упражнений:  рисунки из крупы. Для занятия берём картон или плотнуюü бумагу, ребёнок сам или с вашей помощью рисует любое изображение, например, домик. Затем наносим на рисунок обычный клей, а ребёнок выкладывает на него горох или гречку, рис. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев;  упражнения с использованием щипцов или пинцета. Дайтеü их ребёнку и предложите складывать в бутылку или стакан бусинки, горошинки. С помощью пинцета можно перекладывать из одной ёмкости в другую маленькие игрушки или ту же крупу. Детям очень нравится вылавливать разные предметы из воды, это можно делать, например, чайной ложкой из большой тарелки;  сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету.ü Попросите малыша рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме. «Пальчиковые» игры. Такие игры представляют своеобразную инсценировку каких-то историй, чаще всего рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть пальчиками можно даже малышам до года, а затем продолжать, усложняя движения пальцев. Все с детства знаем некоторые такие игры — «сорока-ворона», «ладушки», «идёт коза рогатая». Есть и много других, найти их в интернете не составит труда. Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в понятиях «вниз», «вверх», «влево», «вправо». Для получения наибольшего эффекта эти упражнения для пальцев лучше чередовать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук. Лепка из глины, пластилина или солёного теста. Сейчас это общеизвестный факт, что работа с пластичными материалами — глиной, пластилином, солёным тестом — прекрасно развивает мелкую моторику и замечательно воздействует на воображение. Вот несколько идей:  можно «оклеивать» пластилином чашки, бутылки, другиеü предметы;  выкладываем из пластилина в форме шариков, колбасок наü картоне или фанере заданные рисунки;  делаем отпечатки на глине,ü тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами, штампиками;  лепим шарики, колечки,ü колбаски, затем разрезаем пластиковым ножом на отдельные кусочки, а после снова составляем вместе;  делаем несколько разныхü деталей и составляем из них композицию. Подготовить элементы можно самим, а потом дать их ребёнку для работы. Упражнения с разными материалами. Они очень увлекательны и способствуют развитию пространственного воображения. Примеры таких игр:  дайте малышу просто вставлять элементы мозаики в основу,ü потом можно выкладывать заданное изображение или форму;  занятия с нитками и шнурками. Самое простое — дать ребёнку наматывать и разматыватьü нитки на различные предметы. Можно, например, выбрать фигурки каких-то животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску;  можно поупражняться сü разноцветными канцелярскими скрепками и цветной бумагой. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой;  нужны крупные болты иü гайки из папиных запасов, смысл игры прост — накрутить гайки на болты;  дайте малышу бельевыеü прищепки и предложите цеплять на верёвку, картон или любую другую основу. Задание можно усложнить и поиграть с ребенком в стирку — развесить одежду на верёвку и прицепить прищепками. Этот список игр на развитие мелкой моторики, конечно, не исчерпывающий. Проявите фантазию, таких занятий самим можно придумать множество или подсмотреть подсказки в интернете. Для развития моторики подходит всё что угодно — вода, песок, шнурки, проволока, бумага. Помните, что развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что совместные занятия пойдут на пользу всей семье.

Мария ИВАНОВА.

Рисунок Татьяны ЧЕРНЯВСКОЙ.

Вот лишь некоторые удивительные факты: у маленьких детей каждую секунду формируется 700 новых нейронов. В первый год жизни мозг ребёнка увеличивается в два раза и весит около одного килограмма, для сравнения масса мозга взрослого — чуть более двух килограммов.

#газета #землянижегородская #психология #дети