МЫ ИДЁМ ЗА МОЛОКОМ

Потребление продукции увеличивается, но сохранится ли рост?

В Арзамасе состоялось заседание Нижегородского молочного союза. В нём приняли участие представители минсельхозпрода области, а также генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артём Белов. По ходу разговора выяснилось, что рынок способен сблизить даже далёкие друг от друга понятия.

Стало чище

Нижегородскому молочному союзу (НМС) исполнился год. Как отметил Артём Белов, организация взяла хороший старт. Поначалу в неё вошли 13 участников, сейчас состав увеличился до 47. Союз объединяет ведущие сельхозпредприятия и молокозаводы области.

Генеральный директор НМС Николай Трофимов поделился планами. В конце марта намечен форум «Молочный прогресс» в Нижнем Новгороде. Позднее пройдёт научно-практическая конференция по развитию регионального молочного кластера, будут проведены социологические исследования потребительского спроса на продукцию. Это лишь некоторые замыслы.

Теперь вернёмся к итогам работы за год. Союз изучил молочный рынок области на предмет наличия фальсификата.

— Охват исследования — от крупных сетевых магазинов до уличной торговли, — рассказывает руководитель экспертной группы, гендиректор АО «Княгининское молоко» Сергей Волков. — Мы проверили 70 образцов товара. Результат лабораторных анализов получился неожиданным. Все образцы соответствуют требованиям нормативных документов и составу, который указан на упаковке. Так что расхожее мнение о засилье фальсифицированной продукции неверно…

Заметное снижение фальсификата на прилавках — общероссийская тенденция. Она не случайна. Эксперты считают, что уменьшение произошло во многом благодаря действию системы «Меркурий». С её помощью контролирующие органы отслеживают движение молока от поля до прилавка. Система перекрыла лазейки для недобросовестных производителей.

Ещё одной преградой для них стал техрегламент Таможенного союза, который сделал обязательным нанесение на упаковку продукции её состава. Магазины просто перестали брать товар у поставщиков, которые нарушают это требование.

Потребители молочных продуктов в выигрыше. Рынок стал намного чище.

Развернуть потоки

По итогам 2019 года в выигрыше оказались и сельхозпроизводители. Поскольку фальсификат освободил место для легальной продукции, увеличился спрос на сырое молоко со стороны переработчиков. В результате выросли закупочные цены. В среднем по стране они составили 26,2 рубля за килограмм. Увеличение по сравнению с 2018 годом — 7 процентов.

Росту содействует также снижение ввоза молочной продукции из-за рубежа. Объём импорта в 2013 году составлял 9,2 тысячи тонн, в 2019-м — 7 тысяч. В разы сократилось поступление товара из Беларуси.

Такой положение дел стимулирует хозяйства к развитию. В нашей области, скажем, производство молока стабильно идёт вверх. Точнее, личные подворья снижают объёмы, но старания сельхозпредприятий и фермеров обеспечивают общий прирост.

А вот поголовье коров сокращается во всех категориях хозяйств. Остановить процесс пока не удаётся.

Начальник управления по организации производства минсельхозпрода области Игорь Малеев обратил внимание и на другую проблему.

— Искусственное осеменение при воспроизводстве стада должно быть 100-процентным, — говорит он. — Сейчас охват — лишь 85 процентов. Это мало по современным меркам. Будем снижать поддержку тех молокопроизводителей, которые не желают идти в ногу со временем. Надеемся, тем самым подвигнем их к переменам…

Также в планах — увеличение количества племенных животных в общем поголовье. В 2019-м их доля составляла 40 процентов, задача этого года — нарастить число до 50.

Требует решения вопрос распределения молочных потоков. Сейчас немалая часть сырья уходит за пределы региона. По мнению Игоря Малеева, надо развернуть реку в сторону местных молокозаводов. Это позволит им полнее загрузить мощности и улучшить экономическое состояние.

Между двух огней

Положение дел в перерабатывающей отрасли — отдельная история. Заводы находятся между сельхозпроизводством и торговлей, что затрудняет манёвр в рыночном пространстве. Надо и крестьянам угодить с закупочными ценами на молоко, и магазинам — с ценами поставки готовой продукции. А торговцы всё время играют на понижение.

— Заводы работают с рентабельностью 4-6 процентов, — делится генеральный директор АО «Княгининское молоко» Сергей Волков. — Причём рентабельность молока после переработки составляет всего-то 0,8 процента, более высокий показатель в целом получается за счёт других видов продукции…

Речь о продуктах глубокой переработки — например, сырах. Но на такую продукцию меньше спрос, поскольку она дороже. Опять получается, что переработчики находятся в стеснённых обстоятельствах.

К слову, по данным объединения «Союзмолоко», в прошлом году заводы уменьшили выпуск молока, кисломолочной продукции, сливочного масла. Заметьте, что это продукция, которая рассчитана на широкого покупателя. В объединении делают вывод, что потребительский спрос среди «широкого покупателя» снижается.

Зато выросло производство сыров, сливок. Возможно, именно за счёт дорогого сегмента увеличилось среднедушевое потребление молочной продукции в стране. Показатель за 2019 год составил 238 килограммов на человека против 229 кг в 2018-м.

Впрочем, «Союзмолоко» прогнозирует в этом году некоторое снижение — до 236 килограммов.

Медицинская же норма, напомним, составляет 325 кг молочной продукции на человека в год. Так что есть к чему стремится.

Верните органике статус

В прошлом году много шума наделала ситуация вокруг сельхозпроизводителей, у которых имеется лейкозный скот. Техрегламент Таможеного союза запретил им продавать молоко. Более того, даже если болезнь побеждена, запрет должен действовать ещё год. Это могло привести к краху многие хозяйства.

Объединение «Союзмолоко» постаралось отодвинуть ограничение. Аргумент такой, что вирус не имеет отношения к лейкозу человека. К тому же погибает при пастеризации, а оборот непастеризованного молока запрещён. И вот Таможенный союз снял запрет. Тема неизбежно возникнет вновь, поэтому крестьянам лучше решить вопрос в ближайшие несколько лет.

Проблема 2020 года — органика, а по-русски говоря, навоз. Федеральный закон под номером 87 отнёс его к классу отходов. Как следствие, животноводческие хозяйства превратились в предприятия, которые работают с отходами. К таким субъектам предъявляются особые требования. Нужна лицензия, необходимо оборудовать специальные площадки для хранения отходов, санитарно-защитные зоны. Для большого числа хозяйств это непосильная задача.

Национальный союз производителей молока развернул работу по исключению органики из перечня отходов. Для этого планируется использовать принцип «регуляторной гильотины». Он заключается в том, чтобы признать недействительными нормативные акты, которые ухудшают деловой климат. Сейчас в стране пересматривается под этим углом всё законодательство, поэтому у навоза есть шансы вернуть себе прежний статус.

Свои проблемы у переработчиков. Их обязали наносить цифровую маркировку на товары. «Союзмолоко» считает, что это излишняя мера. Функцию подтверждения подлинности продукции успешно выполняет система «Меркурий», о которой мы говорили выше. Объединению предстоит побороться за отмену маркировки.

«Излишняя мера» совсем не безобидна. По словам руководителя Ниционального союза производителей молока Артёма Белова, она может увеличить себестоимость продукции молокозаводов на 3-4 процента. Как мы уже говорили, сейчас рентабельность предприятий составляет 4-6 процентов. При нововведении она практически растает.

Вот и получается, что крестьянам добавляет головной боли навоз, а переработчикам — цифровая маркировка. Такие разные понятия, а сблизились.

Александр СИНИЦЫН.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

На снимке: Современные линии обходятся дорого, а рентабельность молока после переработки невелика.

Кстати

Вчера в Пильнинском районе состоялось заседание областной ассоциации представительных органов власти районов и округов. Вёл его председатель Законодательного Собрания Евгений Лебедев. Речь шла о развитии молочного рынка в регионе. Прозвучал призыв к муниципалитетам принимать более активное участие в этом деле.

Более подробно о заседании расскажем в одном из ближайших номеров газеты.

Врез в текст

Нижегородский молочный союз вместе с министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов формирует список предприятий, которые станут опорно-базовыми. На их опыте будет организовано обучение аграриев. Возможно, там же станут проходить практику студенты. Проблема кадрового дефицита и компетентности молодых специалистов в АПК является одной из самых острых. Её поднимали на заседании НМС руководители сельхозпредприятий и предприятий переработки.

#газета #землянижегородская #молоко #экономика #союзмолоко #тенденции