ГОРОД НАШЕЙ СУДЬБЫ

Более полувека создавалась летопись в фотографиях

На больших фотополотнах оживает время. Вот поет на импровизированной сцене у ДК молодой кудрявый (еще без парика) Иосиф Кобзон и тысячи семёновцев плотно заполняют площадь. А Лев Лещенко целый стадион собрал, вот нежная Валя Толкунова выступает. То и дело люди старшего поколения, пришедшие на открытие выставки семёновского фотохудожника Валентина Александровича Степанова, восклицают: «А ты помнишь, и мы там были!» и среди тысяч лиц находят себя. Удивительно в этих фотографиях всё: четкость изображения, проработка деталей, продуманная композиция и даже передача настроения и певцов, и зрителей.

Город Семёнов всегда был центром притяжения артистов: в советское время приезжали за хохломой, а нынче привлекает и щедрая на аплодисменты публика, и прекрасные залы капитально отремонтированного Центра культуры и искусства.

У меня заколотилось сердце около фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, сделанных в 1980-е. Многих помню, а вот и родители мужа — Иван и Зоя — стоят в большой группе победителей. Сейчас никого из изображенных на снимке нет в живых, но благодаря Валентину, они — еще крепкие и гордые — вошли в историю.

Первый фотоаппарат Степанов приобрел в 1955 году, назывался он «Комсомолец». Затем накопил денег на «Зоркий» и не расставался с ним десятилетиями, хотя в его арсенале уже были и «Пентагон», и «Зенит», и «Практика». Зоркий глаз Валентина и его «Зоркий» как бы нашли друг друга, снимки стали профессиональными, в них чувствовалось мастерство.

В то время Валентин работал слесарем-сборщиком на Арматурном заводе. Попросили его как-то сделать фото для Доски почета и, увидев результат, ахнули. Степанов сразу же отказался от стереотипа «лобовых» портретов, он снимал людей на рабочем месте. И столь одухотворенными были лица на фотографиях, что, казалось, не фотоаппарат их снимал, а художник долго работал над портретом, чтобы показать внутреннюю красоту своих героев.

— Представьте, как было сложно фотографу сделать снимки, к примеру, в дымном и темном литейном цехе. А у него пропадала чернота, а выступали проникнутые светом лица и натруженные руки, выполнявшие нелегкую работу.

Почти у всех арматурщиков есть его снимки, их берегут и ценят. А сколько он сделал для заводского музея! Об этом вспоминал на открытии выставки руководитель одного из отделов и организатор заводского музея Ю.Г. Вайгульт.

Так вот, вызвал как-то Степанова директор завода А.Д. Лагранский, сказал: «Валентин, ты должен заниматься своим делом — фотографией, здесь ты больше пользы принесешь». Оборудовали мне лабораторию, и стал я фотографом завода, чем и горжусь, — вспоминает 85-летний Валентин Александрович.

Как в воду глядел умница Лагранский: «написал» заводской фотограф не только историю завода, но и историю города. Прошлым летом Семёнов торжественно открывал обновленную улицу Заводскую. Если вы давно не бывали в нашем городе — вы и не узнаете Заводскую: обновленные дома, детские площадки, огромные матрешки, мостик у пруда, тротуары, спортивные сооружения, беговая дорожка. На торжественное открытие приготовили стенды с фото людей Арматурного и этапы строительства улицы.

По-прежнему живут на ней люди, работавшие когда-то на Арматурном. Жаль, что сам завод, бывший когда-то градообразующим и выпускающим продукцию для всех республик Союза, сейчас не существует.

На выставке в Центре культуры и искусств молодые фотолюбители вовсю спорили о том, что же такое главное в работах Мастера, почему их нельзя спутать ни с какими другими. Уникальная композиция, удивительная четкость изображения, и как, наконец, на черно-белых фотографиях можно передать цвет? Сошлись в одном — таланте Степанова. Я долго стояла около полотна «Зимний лес» — ну как, скажите в черно-белом варианте передать крупинками лежащий пронизанный солнцем снег и яркую зелень молодых елочек на опушке?!

А еще фотограф Степанов мог работать… незаметно. Он не метался в поиске ракурса, не заставлял людей улыбаться, и как достигал блестящего результата — загадка.

Меркантильность у нашего фотолетописца полностью отсутствует. Главный редактор районной газеты Татьяна Евстропова вспоминает, как по первой просьбе шел Валентин фотографировать хохломичей, передовиков других предприятий и газета получала снимки отличного качества. Не из-за конечного гонорара он это делал.

Хочется сказать большое спасибо работникам Центра культуры и искусств, историко-литературному музею за эту выставку. Скромный Валентин не посылал свои работы на престижные конкурсы, хотя вполне мог стать лауреатом, да и в Семёнове у Мастера всего третья выставка. Не густо. Но именно сейчас общественность заговорила о необходимости издать альбом с его работами.

Выставка названа точно — «Город моей судьбы». На ее открытии Валентина Александровича ждало много сюрпризов: теплые слова ведущей и организатора выставки Нины Алексеевой, счастливые глаза жены Татьяны, сына и дочки, любимые песни в исполнении наших талантливых исполнителей. А в заключение вышли со словами признания фотографы Олег Самедов, Александр Юрьев и Андрей Грибов, снимающие историю уже наших дней. Саша Юрьев даже не сказал — выдохнул: «Спасибо вам, Учитель!»

Точнее не скажешь!

Светлана БАРМИНА.

Фото Александра ЮРЬЕВА.

#газета #землянижегородская #семёнов #фото #выставка