40_2011_11-2
03.10.2011

Живу, как мечтал

К родным истокам
С его именем связывают много историй чудесного исцеления больных. Запомнились и благодарственные строки в его адрес в книге отзывов, многие из которых начинались так: «Когда Александр Иванович заходит в палату, словно солнце там появляется…»
Он возглавлял травматологическое отделение Павловской ЦРБ. Молодой, красивый, уверенный в себе. Он был учеником знаменитого врача Илизарова, первым хирургом в Павловском районе и вторым в области, кто сделал операцию по его методу.
А потом уехал, и в течение долгих лет о Селегененко ничего не было слышно. И вот недавно узнала, что Александр Иванович снова работает в Павлове – дет­ским травматологом, удивив знакомых переездом из областного центра. Оказалось, хирург с удовольствием возделывает грядки, занимается пчеловодством и пробует себя в качестве строителя.
— Все мы из народа, — смеется Александр Селегененко, встречая нас у ворот своего дома. — Вот потянуло к земле…
Выбор души
40_2011_11-1Сильный характер у него в отца-офицера. Александр вырос в казачьей станице в Ставрополье – на одной улице с будущей женой Валентиной. Они и учились в одном классе, и вместе поступили в мединститут. Почему решил стать хирургом?
— Другой специальности для меня не существовало, — отвечает Александр Иванович. – Это выбор души. В детстве зачитывался романом «Дорогой мой человек», до сих пор эта книга хранится в моей библиотеке.
В Павлово молодые супруги приехали по распределению. Он стал работать в травматологии, жена — в СЭС.
О проведенных им уникальных операциях Александр Селегененко рассказывает скупо. Зато пациенты и их родственники не устают благодарить доктора.
— Мой племянник едва не лишился ноги, — вспоминает главный редактор павловского радио Роза Батурина. – В Сосновской ЦРБ предложили ампутацию. Представляете, в каком отчаянии был парень? Посоветовали обратиться к Селегененко. Александр Иванович согласился оперировать. Сейчас племянник работает водителем и практически не хромает.
Таких случаев в практике заведующего травматологическим отделением было множество.
Он поднимал на ноги даже таких пациентов, которых коллеги считали безнадежными. Однажды сам доктор засомневался, что больной, попавший в серьезную аварию, выживет. У мужчины не действовали ни руки, ни ноги. Целый год по­требовался на его лечение. Из больницы «безнадежный» пациент ушел на своих ногах.
По моральным принципам
Он мог среди ночи появиться в отделении, не потому, что не доверял, — лишний раз посмотреть, как выполняются назначенные процедуры.
— В чем секрет успеха? — рассуждает Александр Селегененко. — В хорошей школе подготовки травматологов, плюс тщательный уход за больными, грамотные медсестры. Ежемесячно, причем бесплатно, проводили в отделении генеральную уборку – не случайно у нас не выявляли никаких инфекций. Медперсонал в первую очередь руководствовался моральными принципами…
В 1986 году его назначили главным врачом Вачской ЦРБ, в то время как раз намечалось строительство в поселке новой больницы. Пришлось отказаться от заманчивого предложения поработать за рубежом. Зато получил первый строгий выговор за распоряжение снести инфекционное отделение.
— Другого выхода не было, — объясняет Александр Иванович.
А первым приказом, подписанным новым главным врачом, стал такой: запретить работу родильного отделения, где сыпалась штукатурка, и перевести рожениц в Павловский роддом.
Отстоять свое решение, доказать свою правоту стоило немалых нервов. Зато роддом отремонтировали за два месяца – таких рекордных темпов прежде не знали…
Спустя пять лет Селегененко переехал в Нижний Новгород – оба сына подросли, пришла пора поступать в вузы. Ни один не захотел в медицину. Зато оба получили по два высших образования. Кстати, и глава семейства заочно закончил экономический факультет.
— Каждый сам должен выбирать работу, жену и свою дорогу в жизни, — убежден Александр Иванович.
Ему предложили поработать в зарубежной компании, занимающейся вопросами медицинского страхования.
Высокая зарплата, спокойная обстановка, свободное время, но это было не его….
Пчелы, трясогузка и ежик
Красивый деревянный дом с резными наличниками на окраине деревни Щепачихи. Рядом колодец. Во дворе беседка, увитая виноградной лозой. И всюду цветы, посаженные заботливыми руками хозяйки. Радуют глаза разноцветные астры, георгины, гладиолусы. Качают оранжевыми головками китайские фонарики. До самых окон зеленой стеной разросся хмель. На подоконниках герань.
— Когда мы сюда переехали, не было ни сада, ни огорода, — вспоминает Валентина Павловна. — Я выросла в станице и люблю землю, она успокаивает. Свежий воздух, красивая природа, на дорогах нет пробок. А главное — питаемся экологически чистыми продуктами. Выращиваем все овощи.
Урожай практически собран, на грядках остались лишь кабачки и большущая тыква – зеленая с оранжевой мякотью. Более
80 штук собрали, хватило и друзьям, и коллегам.
— Это южный сорт тыквы, его в этих местах не встретишь, — поясняет Валентина Павловна. — Лежит до самой весны. Многим садоводам раздала семена. У нас и помидоры не чернеют, сама всю рассаду выращиваю.
В картонной коробке сушится собранная накануне фасоль — крупная, блестящая.
— Такую не купишь в магазине, — нахваливает Александр Иванович.
— Мы любим пироги с фасолью, варим борщ, — улыбается жена. — Я ее рано высаживаю, хорошо созревает.
Но больше всего удивляет кукуруза, вымахавшая выше двух метров.
— Когда мой отец, приехав в гости из Ставрополья, ее увидел — ахнул: действительно царица полей. Мы все любим кукурузу, варенную в початках, а старший внук ее просто обожает.
Я говорю растениям: «Хочешь жить — живи». И живут, слава Богу, — смеется Валентина Павловна.
Она мечтает развести кур. А потому строительство сарая — в ближайших планах мужа. Он уже соорудил баню с парилкой.
— Я доктор старой закалки, — улыбается Александр Иванович. — Это неправда, что хирург ничего не должен делать руками. Они тогда не будут чувствовать…
А еще доктор занимается пчеловодством — в саду четыре улья. Так что на столе всегда свежий мед.
— Бывает, устанешь на работе, а здесь отдыхаешь душой, — продолжает Александр Селегененко. — Копаю участок, а за мной по пятам прыгает трясогузка, добывая корм. Один раз встал позже, она так возмущалась, что по моей вине птенцы остались без завтрака. Ночью включу свет на летней кухне во дворе, ежик топает ножками и фырчит – сердится, что помешал ему трапезничать. Где еще такое увидишь?
Что для счастья
нужно?
Сейчас Александр Селегененко работает в детской центральной поликлинике в Павлове. Единственно, о чем он жалеет, что в последние годы не оперирует.
Однако в детской травматологии работать тоже интересно.
— Жалко детей, — говорит Александр Иванович. — Беспокоит, что у многих плоскостопие и сколиотическая осанка. Единственный метод лечения — физкультура. Несколько раз в день заниматься — и ребенок полностью выздоровеет. К сожалению, многие мамы не хотят этого понять. Приходится жестко с ними разговаривать на приеме. В любой цивилизованной стране к родителям, не выполняющим предписание врача, применяют административные меры, считая, что тем самым они наносят вред всему обществу, а у нас такое халатное отношение к детям…
В Щепачихе в дом Селегененко обращаются за помощью в любое время суток.
— Мы никому не отказываем, — говорит Валентина Павловна. — Людям надо помогать.
Они вместе почти 40 лет. В город их уже совсем не тянет, хотя там осталась квартира.
— Дети разъехались, а лежать на диване и смотреть телевизор — это не жизнь, — убежден Александр Иванович. — Здесь для нас вторая родина.
Он считает себя счастливым человеком – любимая работа, крепкая семья, свой дом. И безграничное уважение земляков.
— Я живу, как и мечтал, — улыбается доктор. — Что еще нужно для счастья?
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Павловский район.