УЖ СКОРО ГОД КАК Я ОЛЕНЕВОД
За увлекательным делом время летит незаметно
По какой-то причине от маленькой самки марала Витаминки на экоферме «Ивановское» (КФХ Плеханова Е.В.) отказалась мама.
— В тот день мы увидели, как из зарослей травы одного из вольеров выходит маленький телёнок, еле держась на ногах, и сразу поняли, что он давно не ел, а, значит, попросту брошен кормящей матерью, — рассказывает главный зоотехник хозяйства Дмитрий Ерёмин. — Поехали в село, купили малышке молока, напоили, и оставалось надеяться, что она всё-таки выживет. К всеобщей радости, маленький марал встал на ноги, сейчас весит 80 килограммов — намного крупнее своих сверстников, выкормленных естественным путём. Почему Витаминка? Основная ценность марала — панты, так называют ещё неокостеневшие рога, обладающие массой целебных свойств и содержащие большое количество витаминов.
Витаминка подросла и успела побывать на летнем Дне поля, сумев произвести впечатление на гостей и специалистов. Особенно радовались встрече с ней дети.
В ближайшей перспективе у хозяйства — создание на территории фермы небольшого зоопарка, к Витаминке присоединятся пятнистые олени, муфлоны, ламы, альпаки. Ребятишкам будет интересно.
Впрочем, забавы забавами, но оленья ферма в первую очередь — современное животноводческое предприятие, нацеленное на промышленное разведение благородных оленей и маралов. Далеко идущие планы невозможно воплотить в жизнь без привлечения молодых и перспективных кадров. Так на ферму пришел Дмитрий Ерёмин.
— Два года назад окончил зоотехнический факультет Нижегородской сельхозакадемии и, попутно учась в магистратуре, успел поработать в родном Сергачском районе на предприятии «Толба Био», — рассказывает он. — Хозяйство, к сожалению, обанкротилось, и мне пришлось полгода искать новое место. Помогли мои вузовские наставники, Татьяна Петровна Логинова — в то время декан -сообщила, что новому уникальному предприятию требуется зоотехник. Встретившись и пообщавшись с работодателями Антоном и Екатериной Плехановыми, оценил перспективы и принял предложение. Смущала, конечно, необходимость переезда далеко от родных и близких, но с другой стороны, предстояло заняться абсолютно новой для России сферой сельского хозяйства, в которой другие страны мира ушли вперёд на десятки лет. Возможность поработать над сокращением этого разрыва на одной из первых в стране ферм такого уровня перевесила все доводы против.
Как признался Дмитрий, ему пришлось не просто переучиваться, а, можно даже сказать, учиться заново. В сельхозакадемии при всём богатом объёме знаний в технологию пока ещё экзотического оленеводства студентов не посвящали. На практике оказалось, что отрасль имеет ряд кардинальных отличий. А уж сколько тут тонких нюансов! Шутка ли, ведь дело имеешь не с покладистой деревенской бурёнкой, а с настоящим диким зверем, к которому просто так не подойдёшь. Человек воспринимается оленями как источник смертельной опасности, поэтому работа требует специальных навыков.
— Проходил стажировки в Калининграде, на Алтае, в Венгрии, где оленеводство развито хорошо, — продолжает Дмитрий. — В том же Калининграде подбирал для нашей фермы партию благородных оленей. Прошел и обучение: делал прививки, срезал панты. До глубины души потрясла красота Алтайских гор. Будто и нет ничего — ни сотовой связи, ни интернета, ни прочих благ цивилизации. Люди передвигаются верхом на лошадях, словно время остановилось. Лучший способ отдохнуть от суеты…
Вначале у Дмитрия работы было столько, что не оставалось времени больше ни на что. А вот в зимний период, свободный от отёлов и прочих сезонных мероприятий, можно было даже в Нижний Новгород выбраться, чтобы встретиться с друзьями. В принципе, человеку изначально деревенскому, сызмальства привыкшему к такому образу жизни, шесть лет учёбы в городе хватило, чтобы успеть по-настоящему истосковаться по тишине, природе и свежему воздуху. В общем, освоился быстро.
Работа, конечно, непростая.
Олени стараются инстинктивно держать людей на дистанции. Чтобы периодически снимать биометрические характеристики и вакцинировать от различных заболеваний, оленей загоняют на специальный гидравлический станок, который мягко фиксирует и обездвиживает каждое животное, пока зоотехник вешает бирку, вживляет чип, делает уколы, взвешивает и заносит показания в компьютерную базу данных.
Особо ответственный период — отёлы. К малышу мать близко никого не подпустит, а дерзнувший это сделать сильно рискует, в том числе жизнью. Но Дмитрий и с этим справляется. В то же время животноводы должны располагать точной информацией о количестве пополнения и состоянии его здоровья. После отёлов самцы загоняются в отдельные вольеры, чтобы не тревожить самок с телятами. Вот тут начинается целая спецоперация. На машине или квадроцикле зоотехник курсирует вдоль загонов и, подобравшись как можно ближе, в капитанский бинокль старается отследить, какой оленёнок какую мамку сосёт.
По прошествии года он понял, что современное оленеводство — это та сфера, где он хотел бы совершенствоваться и реализовываться дальше. Руководство молодого и подающего надежды сотрудника ценит, старается создать для него максимально комфортные условия. Как только хозяйству удастся на приемлемых условиях вступить в программу по строительству жилья для специалистов, будет и крыша над головой. Коллега Дмитрия — Вячеслав Катранов, отвечающий за всю технику на ферме, тоже ожидает вручения ключей от собственного дома. В следующем году в близлежащую деревню Ивановское должен прийти газ, а с ним возможность дальнейшего развития всей территории. Если же хозяйству удастся осуществить проект и по открытию мини-санатория для прохождения курса лечения на основе пантовых ванн, этот «медвежий», нет, скорее уж «олений» угол может стать одним из центров экотуризма не только района, но и области. Так что мотивация для молодого зоотехника очевидна.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.
Борский округ.
#газета #землянижегородская #бор #фермеры #олени #животноводство