ПОСАДКИ В СТИЛЕ ИНТЕНСИВ

Есть несколько факторов, тормозящих продвижение

В итоговой отчётности о состоянии дел в сельхозпроизводстве области появился ещё один показатель, отличающийся стабильной положительной динамикой роста. Речь идёт о закладке промышленных садов, площадь под которыми год от года увеличивается и к данному моменту составляет 440 гектаров. Правда, пока это особых дивидендов региону не приносит. Всего лишь 26 процентов от общих поставок фруктов и ягод на рынок области составляет продукция нижегородских предприятий. В прошлом году, к примеру, собрали 382 тысячи тонн. Однако губернатор региона Глеб Никитин поставил перед садоводами задачу к 2024 году увеличить объёмы производства почти в два раза — до 670 тысяч тонн.

Поддержать тренд

Выполнимо ли это? Вполне. Во-первых, площади под многолетними насаждениями стали расти семимильными шагами не так давно. А сад — проект долгоиграющий, чтобы он принёс первый доход, должно пройти несколько лет. Во-вторых, ориентир взят на закладку плодовых интенсивного типа. А при таком подходе первый урожай можно снимать уже на третий год.

Но сначала давайте разберёмся, откуда у крестьян вдруг появился интерес к садоводству. Всё началось в 2014 году, когда президент России Владимир Путин ввёл эмбарго на поставки продуктов из ряда зарубежных стран. Под запрет попали и польские яблоки, а именно фрукт с такой пропиской чаще всего можно было встретить на прилавках наших магазинов. Освободившуюся нишу взялись заполнять отечественные садоводы. Но пока получается не очень. По оценкам экспертов, российские яблоки составляют лишь около половины в общей доле поставок.

Поначалу отечественный фрукт вчистую проигрывал заморскому. Всё дело в технологиях. Если на Западе они отрабатывались десятилетиями, то к нам только-только начали приходить. В основном это касается садов интенсивного типа. Чем они отличаются от традиционных? Прежде всего видами плодовых, выращиваемых там. Если говорить о яблонях, то в интенсивных садах сажают колоновидные и карликовые. Это упрощает уход за деревьями, позволяет уплотнить схему их размещения. Кроме того, интенсивный сад предполагает организацию капельного полива, разработку особой системы питания. Всё это наилучшим образом сказывается на сроках плодоношения. Не исключено, что первые плоды удастся снять уже на второй год после закладки сада, а полноценный урожай — на третий. Тогда как в традиционном яблочки получишь только на шестой год. Плюс урожайность. В интенсивных, по оценкам экспертов, в среднем с гектара получают до 50-60 тонн. В традиционных — 12 тонн. Но у последнего есть одно существенное преимущество. Срок его службы может доходит до 30 лет. Интенсивный же способен приносить урожай лишь десятилетие, а потом плодовые придётся полностью заменять.

Несмотря на минус, вышеперечисленные плюсы перевешивают. Вот почему Европа давно перешла на промышленные сады интенсивного типа. По такому же пути пошла и наша страна, где, по оценкам экспертов, в последнее время 95 процентов многолетних насаждений закладывают по современным технологиям. Нижегородской области тоже надлежит поддерживать мировой тренд — не менее 70 процентов закладываемых садов должны быть именно интенсивного типа.

Из-за семи морей

Курс на современные технологии взят министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области. Об этом сообщил глава ведомства Николай Денисов в ходе научно-практической конференции, посвящённой развитию промышленного садоводства и питомниководства региона. Проходила она на базе Нижегородской сельскохозяйственной академии, где возрождается селекционная работа.

Пожалуй, такому сообщению порадовались все садоводы без исключения, учитывая, что при закладке многолетних насаждений они сталкиваются с острым дефицитом посадочного материала. Его нередко приходится вести из-за границы, особенно это касается ягодных. В частности, клубника, которую выращивают в «Рассвете» Сергачского района, прибыла к нам из Голландии.

С яблонями и грушами дела обстоят чуть лучше. В Федеральном научном центре имени Мичурина, расположенном в Тамбовской области, ведётся кропотливая работа по селекции данных культур.

— Удалось вывести несколько перспективных сортов яблок различного срока созревания, отличающихся холодостойкостью, устойчивостью к болезням, отличными вкусовыми качествами, — сообщил Роман Кириллов, кандидат сельскохозяйственных наук, сотрудник Мичуринского центра. — То же самое касается и груш. Работаем над селекцией колоновидных яблонь. Но пока они не прошли должного тестирования, не можем им дать рекомендацию для использования в промышленных садах, только в частных.

Вот она, основная проблема — отечественные питомники ориентированы не на бизнес, а на личные хозяйства. А значит, за саженцами для интенсивного сада вновь придётся отправляться за семь морей.

Опыт в дефиците

Ещё одна проблема — специалисты. Как оказалось, они не просто в дефиците, их нет. Начисто отсутствуют в стране агрономы, готовые вести садоводство на современный лад. Можно найти инвесторов, разработать проект, но кто его будет реализовывать, большой вопрос. Нижегородскую область тоже не минула чаша сия. В 2016 году, когда отрасль садоводства начала интенсивно развиваться, наши специалисты объехали весь свет в поисках знаний и опыта. Но теория — это одно, а практика — совсем другое. Вот почему порой приходится выписывать агрономов из других регионов и даже из-за рубежа. Но если хотим добиться в этом деле ощутимых результатов, без грамотных специалистов не обойтись.

— Выходим с предложением к сельскохозяйственной академии, — сказал Игорь Малеев, начальник управления сельхозпроизводста минсельхозпрода, — открыть на агрономическом факультете садоводческое отделение.

Но в дефиците не только специалисты. Недостаёт механизаторов, обычных рабочих, поскольку в настоящее время за плодовыми и ягодными ухаживают в основном вручную. Правда, часть операций можно перевести на механические рельсы, но для этого требуется специальная техника. Не исключено, как рассказал Игорь Малеев, она войдёт в программу по возмещению части затрат на её приобретение.

Допустим, удалось решить проблему с кадрами, приобрести необходимое оборудование, вырастить и собрать качественный урожай, но тут во весь рост встаёт другая проблема. Фруктохранилища. Они тоже в большом дефиците. Решение проблемы сдерживает то обстоятельство, что от государства можно получить всего 20 процентов от общего объёма затрат, и то если в дело вложен кредит под банковский процент. Если удалось оформить займ по субсидированной ставке, на поддержку нечего и рассчитывать.

Не цель, а приятный бонус

При этом средства из бюджета как федерального, так и регионального на развитие садоводства выделяют приличные. В этом году, к примеру, 40 миллионов предусмотрено на поддержку сферы из государственной казны, 15 миллионов — из областной. В 2018-м, для сравнения, финансовая помощь поступила в сумме 31 миллион.

Впрочем, как отметил Григорий Пугачёв, кандидат сельскохозяйственных наук, сотрудник Федерального научного центра имени Мичурина, субсидия не цель, а приятный бонус. Отрасль садоводства при нынешнем положении дел, когда эмбарго на ввоз фруктов по-прежнему действует, довольно рентабельна. Но только в том случае, если посадки плодовых будут заложены грамотно.

С 2013 года Федеральным научным центром подготовлено более 150 проектов садов как традиционного типа, так и интенсивного. Один из них реализован в Нижегородской области в ООО «Новый век» Шарангского района.

— Не на каждом участке можно заложить сад, — обратил внимание участников конференции Григорий Пугачёв. — Прежде чем приступить к разработке проекта, тщательно обследуем место, отведённое под многолетние насаждения. Смотрим на рельеф, изучаем состав почвы, причём на глубину нескольких метров, поскольку корни деревьев располагаются далеко не на поверхности, замеряем уровень залегания грунтовых вод. На основании полученных данных даём рекомендации: сад какого типа станет оптимальным для этого участка. Либо рациональнее подыскать для него другое место.

В ходе анализа почв большое внимание уделяется химическому составу, специалисты смотрят, не превышено ли содержание тяжёлых металлов, других веществ, способных нанести вред здоровью человека. Ведь всё, что в почве, со временем окажется во фруктах и ягодах. Затем составляется схема посадок, своего рода чертёж, с указанием кварталов, на которые разбит сад, защитными и транспортными полосами — трактор должен свободно проходить по территории, организацией капельного полива, системы подачи питания. Подбирают виды плодовых, их сорта.

— Выращенные в области фрукты и ягоды поступают на реализацию в торговые точки региона и за его пределы, — рассказал Игорь Малеев. — Наладили поставки в Белоруссию. Часть продукции идёт на переработку.

— Являюсь руководителем садоводческого предприятия, — отметил Игорь Тюрин, председатель комитета по агропромышленному комплексу Законодательного Собрания области. — По своему опыту могу сказать, что этот бизнес рентабельный. Правда, требует определённого терпения, поскольку отдачи от вложенных средств приходится ждать несколько лет. Но дело это перспективное, интересное. Если кто-то решит им заняться, но опасается неудачи из-за недостатка знаний и опыта, готов оказать информационную поддержку. За консультацией ко мне можно обращаться в любое время.

Отличное предложение. Есть и ещё одна хорошая новость. В регионе по инициативе министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов решено создать союз садоводов. Он станет площадкой для обсуждения проблем, тормозящих развитие отрасли, поиска путей их решения. По задумке, это будет тот самый рупор, который нельзя не услышать.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Есть предложение

ООО «Рассвет» Сергачского района с прошлого года наладило сотрудничество с Всероссийским институтом растениеводства имени Вавилова, расположенным в Санкт-Петербурге. Сотрудники научной организации занимаются формированием коллекции жимолости. В ней уже собрано 150 образцов геномов растения. Это сорта, культивируемые на юге и на Алтае, они особенно хороши для фармацевтики и косметологии. Есть образцы нижегородской селекции, они весьма ценны, поскольку исключены из Госреестра и могут быть потеряны.

— Предлагаем создать в Нижегородской области региональный банк, в который войдут все плодовые и ягодные культуры, — выступил с инициативой в ходе конференции Артём Сорокин, кандидат сельскохозяйственных наук, сотрудник института. — Хранимая в нём информация станет весьма ценной для садоводов. Кроме того, законсервированные образцы растений в процессе хранения вступают в определённое взаимодействие с окружающей средой. Это позволит составить представление, как тот или иной сорт будет чувствовать себя в данных климатических условиях.

Только цифры

Структура сбора фруктов и ягод в России

2016 год

2462,6 тыс. т — ЛПХ

63,7 тыс. т — КФХ

784,5 тыс. т — сельхозпредприятия

2017 год

2215,5 тыс. т — ЛПХ

85,8 тыс. т — КФХ

732,4 тыс. т — сельхозпредприятия

2018 год

2415,4 тыс. т — ЛПХ

108,3 тыс. т — КФХ

876,3 тыс. т — сельхозпредприятия

#газета #землянижегородская #садоводство #фрукты #ягоды