В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ — ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

По деревне трудно проехать даже на тракторе

Таблетки про запас

До города Горбатова от Попадьино рукой подать — всего километр, и начинается асфальтовая дорога. Однако преодолеть этот путь жителям, большинство которых — пожилые и инвалиды, непросто. — В прошлом году у меня открылось кровотечение, — вспоминает староста деревни Сергей Бабин. — Вызвал скорую помощь, но, услышав адрес, отказались ехать к дому, пришлось самому идти до остановки. Расстояние от конца населенного пункта до остановки на дороге, ведущей в Горбатов, неблизкое, топать да топать. Каково это, когда нет сил, а под ногами грязное месиво да сплошные ямы? Порой этот путь становится для кого-то последним. — Два года назад у хозяина этого дома случился инфаркт, — показывает Сергей Николаевич. — «Скорая» не смогла проехать по улице, мы довели его до дороги, но в машине он умер… Пенсионерка Вера Гагарина страдает от гипертонии. Нынешним летом у нее снова подскочило давление, пришлось вызывать медпомощь, но так и не дождалась… — Давление было 225, — рассказывает Вера Ивановна. — Слава Богу, Светлана Юрьевна оказалась дома — меня отхаживала, но она живет здесь только летом. Вот и приходится запасать коробку таблеток. Светлана Юрьевна — жена старосты деревни, она врач, работала в горбатовской больнице и в местном санатории. Два года назад была вынуждена оставить любимую работу, где ее уважали и коллеги, и пациенты, всё по той же причине — из-за плохой дороги, вернее, ее отсутствия. Ежедневно преодолевать грязное месиво тяжело. — А сколько у нас в деревне сгорело домов, пока пожарные машины добирались до места! — вспоминает Светлана Бабина. В прошлом году пожарным самим потребовалась помощь — машина завязла в грязи, когда спешила к месту происшествия. Пока вытаскивали всем миром, дом сгорел. Страшнее всего — погиб ребенок. А один из погорельцев до сих пор живет в землянке — уже пятый год. Где взять денег на строительство нового дома? Да и привезти строительные материалы — целая проблема. — Недавно шифер заказал, а шофер отказался ехать по нашей улице, — говорит Леонид Стариков.

В деревне нет газа, хотя обещали еще в 2011 году. Потом перенесли эту дату еще на два года. — Сейчас вообще молчат, — сокрушается Наталья Соколова. — В администрации Павловского района пояснили: «Работы в Горбатове закончены, кто хотел, тот сделал. А желающие могут самостоятельно провести полтора километра». Желающие есть, только сумма для них неподъемная. В холода жители отапливают свои дома дровами и углем, но запасти топливо порой не получается до самых заморозков. — Приходится покупать зимой, когда машина может проехать, — вздыхает Ирина Степанова. Она работает кладовщиком в ЗАО «Горбатовское», была депутатом сельсовета. — Теперь с нас еще стали брать плату за вывоз мусора, а в деревне вообще нет мусорных баков, — возмущается Ирина Павловна. — Да и мусоровоз не проедет сюда, должны быть подъездные пути. Я сжигаю весь мусор, за что платить? И не буду, хотя долг уже 3 тысячи.

Старики, на ремонт выходи!

По улице петляет трактор, выруливая на обочину. Тракторист Юрий Гагарин — один из передовиков сельхозпредприятия «Горбатовское»: а как же иначе с такой знаменитой фамилией! Торопится механизатор к своей матери — везет ей продукты в свой обеденный перерыв. Даже такую мощную технику кидает из стороны в сторону в грязной колее, что там говорить про легковушку — наш водитель проехал всего метров 300, дальше не рискнул. Это как раз участок в начале улицы, который засыпали щебенкой. — Две машины привезли, а на остальной ремонт нет средств, — поясняет староста деревни. — Мне глава города Горбатова сказал: «Ищи спонсоров». А где их найти? Сумма-то немалая — 1 миллион 200 тысяч, чтобы только заасфальтировать участок в 200 метров. Да мы и не просим асфальт, хотя бы подсыпку песком. В соседнем селе Чмутово есть каменный старый дом, нам его предлагают разобрать на дорогу. Директор сельхозпредприятия Николай Шанин выделяет машину. Но кто будет делать остальное? Живем в XXI веке, а старух посылают дорогу ремонтировать… — Как-то пришли к нам снимать показания счетчиков и удивились: «Какая глухомань!», — продолжает Вера Проскура. — А ведь мы рядом с городом…

Одинокий фонарь

Когда-то в Попадьине чуть ли не в каждом дворе была корова, теперь жители держат только кур. Несколько лет назад сгорел последний дом, где была скотина. В огне погибли все животные. — В лес пройти трудно — когда вели ЛЭП, строители оставили срубленные деревья и ветки. Невозможно через речку перейти — ее перегородил валежник, — говорит Наталья Соколова. — Есть еще дорога вокруг деревни, только рядом поля сельхозпредприятия — ездить нельзя. Обидно, что никому до нас нет дела, а здесь такие красивые места и знаменитые на весь мир сады, где выращивали горбатовскую вишню, которую даже в Париж возили. — Мы платим налоги, и хочется, чтобы государство о нас заботилось, — добавляет ее муж Виктор Васильевич. Проблем действительно хватает. Вечером здесь, что называется, ни зги не видно — горит всего один фонарь на окраине деревни. — Лампочки сам покупаю, — говорит Сергей Бабин. — И центральный водопровод меняли в прошлом году практически за свой счет, собирали по 500 рублей. А проведение воды обошлось жителям свыше 20 тысяч рублей. В деревне нет магазина, приходится шлепать по грязи в Горбатов, если хватит сил. Многие просят тех, кто помоложе, захватить им продукты. Выручают местные мужики Евгений Ерастов и Владимир Казаков, у которых есть техника — «УАЗ» и видавший виды трактор. — Это наши спасатели, — улыбаются сельчане. — В любое время суток можем к ним обратиться. Зато в зимнюю пору по улице можно запросто проехать — ее расчищают от снега. В последние два года. «Увы, только у нас дороги зимой ровнее, чем летом», — говорят жители. — Раньше почтальон с пенсией пробирался к домам по пояс в снегу, — вспоминает Вера Гагарина. — Теперь чистят, когда позвоню. Депутатов мы вообще в глаза не виде ли, к нам сюда никто не ездит. Вот я и решила — голосовать не пойду, пока дорогу не сделают.

А поговорить?

Мы попросили прокомментировать ситуацию главу администрации города Горбатова, на территории которой находится Попадьино. — Я предлагал жителям воспользоваться программой местных инициатив, — говорит Андрей Кульков. — Например, в Горбатове благодаря этой программе на двух участках заменили водопровод и отремонтировали дороги. Причем люди готовы участвовать в софинансировании. Им же не всю сумму надо внесить за ремонт — на участок в 210 метров жители собрали всего 50 тысяч рублей. Спонсоров в основном мы сами находим. Главное — поработать инициативной группе. Надо не только требовать, но и самим активно участвовать. Такие программы поддерживаются и на федеральном, и на областном уровнях. Других денег у нас просто нет. Была бы инициатива, а мы с удовольствием поможем… Нам жители Попадьина не показались безынициативными, и мы уверены, что они не против участия в программах. Хотя, может быть, администрации тоже надо быть по инициативнее, чтобы помочь людям: приехать (ой, простите, прийти пешком), поговорить, объяснить. А также вспомнить о сгоревших домах, погибшем в огне ребенке, умершем человеке, которому с инфарктом пришлось идти до кареты «скорой», о земляке, живущем после пожара в землянке, о плате за вывоз мусора при отсутствии мусорных баков… Бюрократическим футболом назвал президент России Владимир Путин действия местной власти, отвечающей на обращения граждан лишь словами. Наверное, именно такие отфутболивания стариков — типа «ищите спонсоров», «сами создавайте инициативную группу» Путин и назвал категорически неправильными.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕКО.

Павловский район.

#газета #землянижегородская #павлово #горбатов #дорога #бездорожье