В ЭКСПЕДИЦИЮ ЗА ПОЛАТЯМИ
Как восьмиклассники профессию получили
Когда-то в этой школе была даже специальная должность — смотритель музея. Потом руководитель Нина Лебедева ушла на пенсию, и экспонаты сложили в дальней комнате. Возродить музей решилась педагог Наталья Ефремова.
— Совесть меня мучила за пропадающее дело, в которое педагоги и дети душу вкладывали, — рассказывает Наталья Владимировна. — Решили мы с моим классом взяться за возрождение.
Пришли тогдашние шестиклассники в голые стены. Стали думать, как строить экспозицию. Раньше она состояла в основном из камней: музей эколого-географический, таких всего два в области. Решили, что нужно «построить» русскую избу.
Дело непростое оказалось. Сначала пришлось ремонт всех бывших музейных помещений сделать. Потом избу строили. Родители и дети работали до позднего вечера. Нашлись папы и мамы энтузиасты: дневную смену отстоят на заводе, а вечернюю — в школе. Многие из них сами когда-то здесь учились.
Труднее пришлось с печкой.
— Это и понятно, ведь печка — самая важная часть любой избы, — делится Дима Мокшанов. — Многие из нас с удивлением узнали, что она не только обогревала дом и помогала готовить пищу. В некоторых деревнях в печи даже мылись. Ее протапливали, чистили, расстилали солому и так было готово место для мытья. В тех деревнях, где была такая традиция, умение постройки особых печей передавались по всему роду. У нас в роду была такая же печь, и даже с особым местом для тазов, в которых грели воду.
На печи греются две ростовые куклы-дети. Есть куклы хозяина и хозяйки. Их сделали Дима Мокшанов со своей мамой-искусницей. Позже ребята из сена сделали курицу. И даже «научили яйца нести». Так изба постепенно обзаводилась живностью.
Многие экспонаты принесли благодарные посетители. Есть тут крынки и рубеля для разглаживания холстов, которым лет под двести. А когда в музее появилось несколько балалаек, пришлось юным хранителям искать мастера-настройщика. После того как балалайки оживили, у музейщиков появилась мечта — создать свой маленький ансамбль народных инструментов.
Еще одна мечта есть у ребят. Избе очень не хватает настоящих полатей и детской люльки. Чтобы их найти, ребята с классным руководителем затеяли поисковую экспедицию.
А вот для возрождения экспозиции старого музея ничего искать не нужно. Особую комнату теперь занимает геологическая экспозиция «Горная радуга».
— Всего за год «Радугу» значительно обновили, потому что нам все знакомые носят камни, — рассказывает Наталья Владимировна. — У нас теперь более трехсот. Решили уклон делать на полезные ископаемые нашей области. Не забыли и истории подводного мира. Показываем, как образовывались эти экспонаты.
Один из уникальных камней принес в музей посетитель. Юные экскурсоводы на его сколах показывают гостям, что у камня, как и у дерева, бывают кольца, но не годичные, а почти вековые. Камень за схожесть назвали «Хвост дракона».
Особую часть экспозиции занимает подробный макет городского дендрария.
Деревья сделаны из фотографий. И это не случайные картинки, фотомакеты стоят именно в тех местах, где и в реальном парке.
Школа №16 имеет экологический уклон. Здесь задуман большой эколого-литературный проект. Юные экскурсоводы водят группы по «залам» Арзамасского дендрария: «Русская березка», «Лиственничная аллея», «Бархат амурский», «Лесная аптека»… Гости говорят, что за время двухчасовой экскурсии ни разу не заскучали.
На дни золотой осени ребята задумали провести день рождения дендрария. На этом празднестве юным музейщикам и экскурсоводам работы хватит. Поэтому ребята тренируются заранее.
К примеру, Артём Новиков имеет богатый опыт в экскурсиях по особо охраняемой территории — Смирновскому пруду. Теперь уже восьмиклассник рассказывает гостям об его истории. Экскурсанты узнают, что вода из Смирновского пруда когда-то питала городскую железную дорогу.
— Музейная работа — это не скучно, — убежден Артём. — Мне нравится исследовать, анализировать информацию. Люблю поиск нового. Вот и Смирновский пруд меня заинтересовал. Когда-то он был другим. Захотелось узнать, куда он тянулся, что на этом месте сейчас. Теперь узнал даже о том, как сумели дома построить на его склонах. Это было очень непростое дело.
А Дима Мокшанов больше историк по натуре, поэтому экскурсии по Ивановским буграм водит. Сдал даже экзамен на экскурсовода, выяснив всё о казни разинцев на Ивановских буграх.
— Пришлось долго выстраивать экскурсию, по особым правилам, — делится Дима. — Она занимает 1,5 часа и идет на протяжении трех километров. Весь маршрут расписан по точкам. Часть связана с местами казней на берегах Тёши. Хотя тут везде стояли виселицы. Особенно там, где сейчас большой купальный пляж. Холмы Ивановские — это в большинстве своем курганы на местах казней.
Мальчишки водят экскурсии и по родной школе. Один из залов в музее занимает экспозиция, посвященная истории школы. Выпускники щедро делятся фотографиями и экспонатами своих школьных лет. А нынешние ученики с огромным любопытством знакомятся с бытом школьников и педагогов той поры.
— Когда мы показываем жилые комнаты педагогов, которые прежде жили при школе, это вызывает огромное удивление: «Как это — учителя жили прямо в школе?!», — рассказывает Наталья Ефремова. — Очень ребята интересуются, как учителя организовывали свой быт? В каких классах спали, а где пили чай?
Неожиданно выяснилось, что у многих сегодняшних школьников здесь учились не только родители, но и бабушки-дедушки. Прямо во время экскурсий ученические династии обнаруживались. Теперь это новое направление музейной работы на следующий год.
За свою работу юные экскурсоводы и их педагог уже заслужили первое место на областном конкурсе музеев. Сегодня Наталья Ефремова гордится, что многие из ее ребят прошли обучение, получив официальные сертификаты экскурсоводов. Теперь они дипломированные специалисты. У восьмиклассников уже профессия в руках.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
г. Арзамас.