ГАЗ И МОТОР

Им не жить друг без друга

Газификация регионов, реализация проектов «Сила Сибири», «Турецкий поток», «Северный поток» и другие темы обсуждались в Санкт-Петербурге по окончании ежегодного собрания акционеров ПАО «Газпром» на традиционной встрече руководителей холдинга с журналистами ведущих СМИ — зарубежных, федеральных, региональных. Наш регион представляла, как и в прошлом году, газета «Земля нижегородская».

Первой обсуждалась проблема развития рынка газомоторного топлива. На ней мы и остановимся, поскольку это интересно сельхозтоваропроизводителям. Год назад эту тему поднял председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, а сейчас вопрос задал представитель газеты «Белгородская правда» Олег Гончаренко, и ответ Виктор Зубков начал с такого примера: более 30 тысяч единиц (52 процента) техники самого холдинга переведено на газ. Это и дешевле, и важно для экологии: более 100 тысяч тонн вредных веществ, благодаря использованию альтернативного вида топлива, не попало в атмосферу.

По мнению Виктора Зубкова, в стране сформирован интерес к переводу машин на природный газ. Многие регионы готовы строить заправочные станции. Сегодня «Газпром» работает в этом направлении в 19 субъектах РФ. Два из них выбраны как пилотные по ускоренному развитию рынка газомоторного топлива — Ростовская и Белгородская области. До конца года в Ростовском регионе будут действовать уже 18 заправочных станций, за три года здесь переведут на газ 55 тысяч единиц техники.

В Белгородском регионе решением законодательной власти в два раза снижен транспортный налог для автомобилей на природном газе, будет переведено на него 19 тысяч единиц техники.

В Ростове «Газпром» зафиксировал цену кубометра газа на заправках в 16 рублей 40 копеек, в Белгороде на 10 копеек дешевле. «Это крайне выгодно», — оценил Виктор Зубков.

По оценкам структуры «Газпром — газомоторное топливо», сегодня в стране бегает около 150 тысяч автомобилей на природном газе, хотя точного числа не знает никто. На юге — это легковушки, севернее — грузовики. Ежегодный прирост такой техники ожидается в пределах 35 тысяч единиц.

Напомним, ранее мнение о переводе автомобилей на природный газ высказал президент Владимир Путин: «Для нашей страны и для многих других стран мира первичным источником, гораздо более экологичным, является газ, многие страны стимулируют внедрение экологически чистых видов транспорта, в том числе электромобилей, но для России более актуален вариант перевода машин на газ.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в конце прошлого года поручил подготовить директивы, которые обязывают государственные компании перевести свои автопарки на машины, использующие газомоторное топливо. Реализация идеи должна пройти с 2019 по 2024 год.

Прорабатывается проект госпрограммы по развитию рынка газомоторного топлива, тоже предложенный в прошлом году. Он предусматривает субсидирование производства автомобилей на альтернативном топливе, перевод существующей техники на газ, строительство заправочных станций и многое другое. Ожидается, что реализация программы даст годовой экономический эффект от снижения топливных затрат на всех видах транспорта в 300 млрд рублей. Но плюсы не только в этом. Будут снижены выбросы в атмосферу, а также повысится ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств.

Между прочим, лидером по темпам развития рынка газомоторного топлива стал наш сосед — Республика Татарстан. Там объем реализации природного газа для транспорта вырос с 2012 года в семь раз!

В прошлом году, когда крестьяне стали жаловаться на дороговизну дизельного топлива для сельхозтехники, Министерство энергетики России предложило аграриям в целях экономии переходить на газомоторное топливо, аргументируя тем, что цена на природный газ более чем в 2,5 раза ниже, чем, к примеру, на автомобильный бензин.

Некоторые производители сельхозтехники предлагают машины на газомоторном топливе, например, есть такие модели тракторов, однако подавляющая часть машин как в России, так и во всем мире работает на дизельном топливе. Но если будет построена соответствующая инфраструктура, заправки, возможно, газ и мотор сельхозтехники подружатся.

Есть и такое мнение: при переоборудовании техники для работы на газе происходит существенное падение крутящего момента, соответственно, техника теряет в мощности. Поэтому при переоснащении машин, возможно, аграрий и выиграет экономически, однако в мощности потеряет, говорят некоторые аналитики. А вот переоборудовать под газ грузовики и легковые автомобили, которые тоже используются в сельхозпроизводстве, вероятно, будет выгодно.

Елена БЕЛЯЕВА, главный редактор «ЗН».

P.S. Подробности обсуждения темы газификации регионов в следующем номере.

В тему

В настоящее время в мире насчитывается более 23 млн транспортных средств на природном газе. Прогнозируется, что к 2024 году их количество превысит 30 млн единиц. Активно используют газ для заправки в Иране, Пакистане, Аргентине и Перу, там доля таких машин достигает 25 процентов. На заправках Китая продается 26 млрд кубометров газа в год, это в 40 раз больше, чем в России.

Для инфографики

150 тысяч авто в России работают сегодня на природном газе

35 тысяч составит ежегодный прирост таких машин

По оценкам компании «Газпром — газомоторное топливо»

На снимке: Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, как и другие представители компании, охотно общался с журналистами.

#газета #землянижегородская #газпром