ОТ МОЛИТВ СВЕТЛЕЕТ
Храм лечит не только людские души, но и святые лики
Церкви в этих местах никогда не было. Ни в Перестрелихе, ни позже, когда на месте деревни вырос посёлок железнодорожников Ветлужский. Но в 2001 году всё изменилось. Образовался приход, в деревянном здании бывшего детсада организовали молельный дом. Помещение было совсем небольшое, а прихожан всё прибавлялось. Пришли к единогласному мнению: нужно строить церковь. От решения до осуществления замысла пролёг путь длиною чуть не в 10 лет.
Ветлужскому поначалу не везло на батюшек. Они в посёлке надолго не задерживались. К тому времени, как сюда пришёл отец Варнава, а случилось это в 2006 году, сменилось то ли семь, то ли девять настоятелей.
— А я сразу решил, что останусь, — вспоминает он. — Места не чужие, раньше служил в посёлке Северном Варнавинского района.
Оказавшись в Ветлужском, батюшка тут же взялся за возведение храма. Дело это для него не новое. Приходилось строить церковь на Сахалине, где когда-то возглавлял приход, затем в Северном, а теперь вот на краснобаковской земле. Откликнулись выходцы здешних мест, оказывали посильную помощь, да и местные жители не остались в стороне.
Долго думали, какой храм строить: деревянный или каменный. Решили остановиться на втором варианте. Посчитали, расходы практически одинаковые, но церковь из кирпича — куда основательнее, века простоит.
Через пару лет в Ветлужском вырос храм. Но до открытия было ещё далеко. С трудом хватало денег на внутреннюю отделку.
К счастью, нашлись добрые люди, пожертвовали необходимую сумму на колокола. Отец Варнава съездил в Тутаев Ярославской области, заказал. Спустя несколько месяцев отлили пять колоколов. К Пасхе их установили, и в 2011 году воскрешение Господне встречали праздничным перезвоном.
— Освещали храм в честь Архангела Михаила, — рассказывает Татьяна Шевченко, она служит в алтаре. — Люди так решили.
Татьяна Фёдоровна показывает внутреннее убранство церкви. Здесь недавно написанные иконы соседствуют со старинными. Последние в основном жертвуют монастыри и священнослужители.
— Это лик Архангела Михаила, — обращает наше внимание женщина. — Когда привезли икону, она чёрная была, а сейчас от молитв очищается. А вот эту реставрировать надо, видите на лике Павла глаза выколоты.
Батюшка хлопочет об обустройстве киотов к старинным образам, чтобы оделись они в достойное обрамление.
— А иконостас у нас какой, посмотрите, — присоединяется к разговору Елена Донских, прихожанка. — Ручная работа: и резьба, и роспись. Воскресенским мастерам заказывали. Иконостас они три года делали.
Храм открыт каждый день, зайти сюда может любой, подумать, постоять у икон, всматриваясь в лики, поговорить с Богом…
— Многое сделано, — говорит отец Варнава. — Но ещё больше предстоит одолеть.
Например, сейчас он ратует за газификацию храма. Трубы проводят по посёлку, но при составлении проекта церковь по каким-то причинам в него не включили. Батюшка пытается исправить несправедливость.
Завершается отделка купели. На Крещение люди уже окунались здесь. Потом, правда, купель закрыли. Но только на время, чтобы завершить работы. В мае на праздник иконы Божией Матери Живоносный источник сюда вновь пригласят всех желающих. Купель откроют. И теперь уже окончательно.
— У меня есть мечта, — делится сокровенным отец Варнава. — Хочу, чтобы наш храм стал настоящим духовно-культурным центром.
В общем-то, желание это уже осуществилось. Действует воскресная школа, в основном преподают в ней педагоги общеобразовательной. Ребята не только учат историю, старославянский язык, но и смотрят духовные фильмы, занимаются рукоделием.
Взрослых приглашают на лекции. Люди с удовольствием ходят послушать садоводов и пчеловодов, врачей, краеведов и историков. Беседа длится недолго — минут 30-40, и время это не проходит даром.
— Территорию вокруг храма поддерживают в порядке школьники, — рассказывает батюшка. — Они сажают цветы, ухаживают за ними. А одна женщина, когда узнала, что будет строиться церковь, черенками отвела несколько кустов роз. Летом у нас тут очень красиво.
Есть у настоятеля ещё одна идея — организовать благотворительную столовую. Нужны единомышленники и знающие люди, которые подсказали бы, как лучше взяться за дело. Опыт — вещь весьма ценная.
— Главное, начать, — считает отец Варнава. — А там с божьей помощью сдюжим. Деньги найдутся. Неравнодушные люди, готовые помогать ближнему, всегда рядом. Только оглянись.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО и из личного архива отца Варнавы.
Краснобаковский район.
Скажите, батюшка
Пост — время благодатное
Ещё две недели, и по всей стране, в том числе в Ветлужском храме в честь Архангела Михаила, будут праздновать воскрешение Иисуса Христа. А пока христиане держат пост. О том, как делать это правильно, о смысле воздержания мы тоже поговорили со священником.
— Отец Варнава, бытует мнение, что пост — это ограничение в еде: мол, достаточно не есть животной пищи — и всё. На самом же деле это только одна составляющая, причём не самая важная…
— Пост держать очень тяжело, для некоторых это невыполнимая задача. Можно не есть мяса, не пить молока, но раздражаться, завидовать. Какой же это пост? Чтобы соблюсти его, важно ограничить общение. Никаких встреч с друзьями, разговоров с соседями, и главное, никакого телевизора, радио, интернета.
Раньше монахи на время великого поста становились отшельниками. Прощались, отсюда пошло прощёное воскресенье, и уходили в пустыни, леса, горы. Все семь недель они проводили в одиночестве, ни с кем не разговаривая. А на Пасху возвращались.
Конечно, у современных людей не получится на такой большой срок выпасть из обыденной жизни, но это пример, к которому нам нужно стремиться.
— Тогда высвобождается много времени, которое нужно чем-то заполнить.
— У настоящего христианина дел всегда много. Он помогает своему ближнему, делает добро. Посмотрите, сколько вокруг нас обездоленных, которым нужна поддержка. Сколько людей нуждается в простом участии. И потом, это время можно посвятить осмыслению своей жизни: правильно ли мы поступаем, те ли мысли рождаются в голове. Ещё обязательно нужно читать духовную литературу. Святые отцы оставили нам богатейшее наследие, которое мы не изучаем, практически никак не используем.
На самом деле пост — это благодатное время. Он даётся человеку, чтобы задуматься, нередко именно в эту пору приходит осознание своих грехов, понимание неправильности пути, по которому идём. Главное, когда откроются глаза, не только раскаяться, но и покаяться.
— А в чём разница?
— Раскаяние — это осознание греха, покаяние — изменение себя. Например, сели в электричку и поехали без билета. Вышли на станции и корите себя: мол, что же это я, и деньги есть, а поступаю неправильно. Это раскаяние. Если, оправляясь в обратный путь купите не один, а два билета, это уже покаяние, вы не только признали свой проступок, но и постарались хоть как-то исправить его.
К сожалению, не все осознают такие простые вещи. Бывает, на исповеди человек приходит и говорит, что грехов нет. Зачем же ты здесь? Неужели ни разу никого не обманывал, не проходил мимо чужой беды? Нет, конечно, просто люди не видят своего греха, они духовно слепы.
— Как пробудить это внутреннее зрение?
— Через страдания. Не зря поэты и писатели говорили: не знающий страдания не знает и любви. Этому же учит и богословие. Порой вещи, данные нам свыше, мы не ценим: свободу, здоровье. А когда лишаемся этого, приходит понимание, какое богатство потеряли. Страдание давит. И чтобы облегчить ношу, человек обращается к Богу. Он начинает разбираться, что правильно, а что нет, что важно, а что тлен… Пробуждается духовное зрение.
#газета #землянижегородская #красныебаки #перестрелиха