КОГДА КВАРТПЛАТА ВВЕРХ ЛЕТИТ, НЕ ПОРА ЛИ БРАТЬ КРЕДИТ
Люди возмущены резким скачком стоимости отопления
и намерены отстаивать свои интересы
Получив квитанции по оплате услуг ЖКХ за январь, многие жители арзамасских многоэтажек испытали шок. Суммы в квитанциях зачастую превышали среднемесячную зарплату домовладельцев, что уж говорить о пенсиях. Оплатить квитанции у многих нет возможности. Что же делать?
У нас мороз, а у соседей оттепель?
Жители дома номер 6, расположенного в микрорайоне №11, собрались на стихийный митинг. К ним присоединились жильцы из ближайших домов. В ходе эмоционального общения выяснилось, что завышенная плата появилась в платёжках не всех домов. В некоторых многоквартирниках суммы даже ниже прошлогодних. Такой политикой управляющей компании «Жилсервис-3» и ряда других УК люди были очень недовольны.
Дело в том, что традиционно коммунальщики в январе производят пересчет. Целый год квартиросъемщики ежемесячно платят за отопление фиксированную сумму, которую потом сопоставляют с реальным потреблением тепла по общедомовому счетчику. Таким образом, в холодную зиму пересчет оборачивается доплатой, а в тёплую плата снижается.
Однако арзамасцы обратили внимание на несоответствие. Вышло, что даже в пределах одного микрорайона температура была очень разная. Какие-то дома попали в «зону мороза», а другие окружали островки тепла. Да и в «холодных» домах вдруг потребление тепла выросло на сотни гигакалорий, чего не случалось даже в более морозные годы.
Домком 6-го дома Людмила Чванова немедленно обратилась в городскую, а затем и в областную жилинспекцию:
— Мне ответили, что жалоб из микрорайона, в том числе из нашего дома, много, но все начисления сделаны правильно: в 2018 году было резкое понижение температуры воздуха, поэтому топить стали сильнее, а кроме того, в квартирах теперь не 22, а 24 градуса тепла. Но ведь мы о повышении температуры в квартирах не просили! Это решение вылилось в такое огромное повышение платы. Показания счетчика в УК разделили на площадь дома в 6030 квадратных метров, а потом рассчитали на каждую квартиру, сминусовав то, что мы заплатили в течение года. Но ведь у нас до 2018 года всегда шли корректировки с минусом. Ни разу не было доплат. Нужно разобраться, как это вдруг получилось.
Домком предложила жильцам начать с проведения независимой экспертизы общедомового счетчика. Показания с него снимают представители теплоэнергетического предприятия (ТЭПП) и ЖЭУ. Без специальной программы ни снять, ни расшифровать их не получится.
А может, счетчики ошиблись?
Квартиросъемщики попытались самостоятельно рассчитать потребление.
Николай Иванович Гаранин рассказывает:
— Нам в УК дали показания счетчика, и мы их разделили на квадратные метры каждой квартиры. Я взял общие показания потребленных гигакалорий: в 2016 году — 850, в 2017 — 771, в 2018 — 1112. Это же 44 процента! Рост почти в 1,5 раза — разве такое возможно? Такие суммы выглядят подозрительно, но нам никто не объясняет, откуда они взялись. Настораживает и другое — рядом с нами дом №4, в котором на 2-комнатную квартиру прибавка вышла в 1 тысячу рублей, а у нас в 6-м доме на такую же квартиру прибавка — 7 тысяч. Слишком большая разница.
Люди высказывали недоумение, зачем в течение года нужно платить по тарифу, если зимой приходится платить по счетчику, да еще и получать такие огромные перерасчеты?
Жилец дома №36 Александр Филатов недоумевает, почему в январе по домовой норме ему насчитали на 700 рублей меньше обычного, а уже к февралю в результате перерасчета добавили 3739 рублей? Александр Васильевич не считает, что за один месяц должен отдать всё, что якобы недоплатил за весь год! Да и действительно холодных зим, по мнению Филатова, в Арзамасе не было уже давно.
— Если не было аномальных холодов, то откуда в нашей 2-комнатной квартире набежали лишние 7 тысяч рублей? — недоумевает Антонина Мельникова. — Да и будь зима холодной, почему в домах неодинаковые корректировки — где-то до 10 тысяч прибавили, а где-то даже в минус скорректировали. Может быть, счетчики дали сбой? Неужели в УК и ТЭПП не удивились этой разнице?
Евгений Баков опровергает утверждение о суровой зиме и приводит свои расчеты:
— Индивидуальное потребление на квартиру 2017 года было 0,664 гигакалорий, и нам тогда в перерасчет скостили 1750 рублей. В этом году потребление — 0,593, а добавили 7 тысяч. Что-то не так с расчетами в УК.
Факторы не убедили
За разъяснениями, откуда взялись такие суммы в расчетных листках, делегация жильцов отправилась в компанию «Жилсервис-3». Заместитель генерального директора Роман Сивков ответил, что все расчеты по отоплению делает поставщик тепловой энергии — МУ ТЭПП, а в приборах учета нет ошибок. Делегаты возразили, что разница в оплате между соседними годами не менее 9 тысяч рублей, хотя погодные условия были одинаковые.
— В 2018 году на рост потребления, а соответственно — оплаты, повлияли 4 фактора: отопительный сезон дольше на полмесяца, чем 2016-2017, среднегодовая температура ниже предыдущих лет, стоимость гигакалории повысилась примерно на 6 процентов, также температура теплоносителя в 2018 году была выше, чем в другие годы (попросту котельные стали топить лучше).
На это утверждение жильцы очень дружно возразили. Ни один не заметил повышения температуры в своих квартирах.
Со слов Романа Александровича, «Жилсервис» выписывает квитанции на основании расчетов, подаваемых теплосетями. Также совместно с ними компания контролирует и ежемесячно снимает показания счетчиков. С началом отопительного сезона их принимают в эксплуатацию в составе комиссии. Жильцы же уверяли, что их никогда не приглашали в состав комиссии, и домкомов там не участвовали.
Ход беседы не удовлетворил делегатов. По общему мнению, ответов они не получили.
В рамках закона, но…
Действия управляющей компании резко и недвусмысленно прокомментировал замглавы администрации по строительству и ЖКХ Михаил Гусев:
— Это непонимание ситуации. Дело вызывает большую озабоченность. И хотя всё в рамках закона, я считаю, что УК повели себя неправильно. Естественно, потребление тепловой энергии за каждый год разное, поэтому и делается пересчет. Разница между начисленным и приобретенным теплом всегда у людей вызывает беспокойство. У нас из 527 многоквартирных домов 148 получили увеличенные квитанции на оплату. Предвидя негативную реакцию, УК должны были провести заранее разъяснительную работу. Начисления надо было рассрочить на срок от полугода до года.
Михаил Николаевич пояснил, что ведется совместная работа с жилинспекцией по каждому дому и объекту. Случаи неправильного начисления возможны, в этом случае нужно делать новый перерасчет. Также Гусев подчеркнул, что любой квартиросъемщик имеет право на рассрочку.
Учет и контроль
Жители дома №30 этого же микрорайона подошли к проблеме иначе. По их давнему убеждению, в деле коммунальных услуг необходим постоянный контроль со стороны жильцов. Еще в 2016 году во время схожих проблем с перерасчетами квартиросъемщики создали совет дома. С этого времени деньги, отведенные на техническое обслуживание дома, стали использоваться более эффективно. Сделали капремонт крыши, положили отмостку, заменили электрощиты. Кстати, и проблем с начислением сумм за отопление, например, в 2017 году не было.
— Потому что тогда метр жилья стоил нам 37 рублей, как и в среднем по городу, — объясняла член совета Галина Мухина во время посещения активистами совета компании «Жилсервис-3». — В этом году метр стоит нам уже 61 рубль. Потребление также выросло необъяснимо. По статистике, за 2016 год дом потребил 767 гигакалорий, в 2017 — 748, а в 2018 — уже 946! Как за 7 месяцев дом «съел» лишних 228 гигакалорий? При том, что зима была холоднее всего на 2 градуса.
Главный инженер Владимир Чахлов такой большой «перетоп» объяснил всё тем же понижением температуры и продолжительностью отопительного сезона.
Членов совета не удовлетворили объяснения. Они затребовали всю полагающуюся документацию по температурным режимам. Согласно ч. 8 ст. 15 Закона о теплоснабжении и п. 21 Правил теплоснабжения заказано повторное снятие показаний теплосчетчика в присутствии членов совета.
Для обеспечения же постоянного контроля показаний счетчика решено из средств капремонта закупить модемное оборудование, чтобы иметь возможность в любой момент видеть данные о поставке теплоносителя. Такое право по закону у жильцов есть. Из этих же средств будет приобретен новый более современный счетчик тепловой энергии.
Словом, всё большее число квартиросъемщиков в Арзамасе стараются взять дело контроля за коммунальными начислениями в свои руки. Люди надеются, что это поможет избежать неожиданностей при перерасчетах.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
г. Арзамас.
#газета #землянижегородская #арзамас #ситуация #квартплата