Posted in Традиции
09.01.2019

КАК КЫШ БАБАЙ БРАТА ВСТРЕЧАЛ

Новогодний репортаж о двух волшебниках

Под Новый год зимний волшебник отправляется в путь — осматривает свои владения, наблюдает, как люди к празднику готовятся, прислушивается к желаниям, которые в эту пору загадывают, а что по нраву ему придется, то исполнит. Не обошел стороной и нижегородскую землю, тем более, что в этом году у Деда Мороза здесь было особое дело — решил он своего брата Кыш Бабая навестить. Не слышали про такого? Вот и мы до поры до времени о нём не знали, поэтому тоже отправились в дорогу, чтобы познакомиться и встречу старых волшебников увидеть. Путь наш лежал в Спасский район, в село Татарское Маклаково, во владения Кыш Бабая.

Парад с гостинцами

Уже по дороге мы поняли, что Дед Мороз здесь точно побывал: кругом белым бело, в полях загорает розоватый рассвет. Деревья, словно кружевные, сверкают в пушистом инее, а ели укрыты тяжелыми снежными шапками.

Для начала отправились в Спасское. Что зимний волшебник любит больше всего? Правильно, когда люди радуются, праздничное настроение создают, к встрече Нового года готовятся. Воскресным утром в селе так и было. Четвертый раз здесь проходит фестиваль Дедов Морозов и Снегурочек. Новогодние персонажи, которые приехали из Красного Ватраса, Высокого Оселка, Горок и других сёл и деревень района, собрались все вместе. В этот раз в параде участвовали около двадцати пар Дедов Морозов и Снегурочек. Герои в красных, синих и серебристых нарядах, с мешками, полными гостинцев, заняли всю площадь перед автостанцией. Веселым шествием, растянувшись в длинную колонну, в окружении пришедших на праздник ребят, под новогодние песни они двинулись в центр села, по дороге одаривая конфетами прохожих. Встречные водители останавливались, выходили из машин и снимали на телефоны — где еще такое действо увидишь! Этот парад Дедов Морозов, наверное, единственный в области.

В центре села главная ёлка в игрушках, которые местные ребятишки сделали своими руками для конкурса на лучшее новогоднее украшение. Здесь участники парада организовали игры, водили хороводы.

— Первый раз участвую в таком фестивале, — рассказывает одна из Снегурочек, методист Красноватрасского центра развития народных промыслов и туризма Светлана Мазанкова. — Здорово, когда мы сами создаем вокруг себя сказочное пространство. Когда делишься радостью с окружающими, даришь подарки, на душе становится тепло. Это и есть настоящий праздник.

После парада в райцентре десант повелителей снежных метелей отправился в Татарское Маклаково, где должна была состояться встреча с Кыш Бабаем.

С днём рождения

Мы приехали в село чуть раньше, чтобы познакомиться со здешним волшебником. Встретил он нас, конечно, у ёлки перед зданием сельского Дома культуры. Синяя, расшитая орнаментом шуба, вместо шапки — теплая тюбетейка, длинная белая борода, веселый прищуренный взгляд. С виду Дед Мороз, скажете вы, не даром что брат. Похож да не совсем.

Слово «кыш», в переводе с татарского означает «зима», «бабай» — «дедушка». Зимний дед, получается.

Легенда гласит, что древние тюрки отмечали начало обновления жизни в самую долгую ночь декабря. Считалось, что в это время родился верховный бог Тенгре, правящий миром. Зимой же управлял Кыш Тенгресе — зимнее божество. В народе его называли Кыш Бабай. Он отвечал за веселое празднование нового года, которое и происходило в самую длинную ночь в году — 22 декабря. День зимнего солнцестояния считается днем рождения Кыш Бабая. Получается, что мы как раз на день рождения к нему попали, вот так удача. В древности торжества продолжались до 1 января и заканчивались праздником Нардуган.

Конечно, с тех пор всё изменилось, Кыш Бабай стал добрым сказочным персонажем. Ему посвящен фольклор. Есть у него и внучка-помощница. Зовут ее Кар Кызы, снежная девочка. Ее платье скроено по подобию национального татарского костюма. Вместе с ней зимний дедушка испокон веков приходит в татарские сёла на Новый год, поздравляет взрослых и детей, дарит подарки.

— А что обычно желаете? — спрашиваю.

— Здоровья, семейного счастья, удачи в делах и мира всем вокруг, — ответил Каш Бабай.

И тут послышалась музыка. Вместе со всеми мы поспешили на край пригорка и увидели, как снизу, по деревенской улице к нам движется шествие Дедов Морозов и Снегурочек. Еще издали они начали приветственно махать руками. Жители Татарского Маклакова с улыбками замерли в ожидании. Было в этом что-то трогательное и в то же время торжественное. В этот момент тот новогодний дух, что обычно людям на глаза не показывается, уж точно остался доволен — здесь будет праздник с добрыми словами и намерениями.

Русский Дед Мороз и татарский Кыш Бабай встретились, обнялись по-братски, обменялись приветствиями и подарками. А потом началось веселье.

Хорошие перемены

Водили хороводы, танцевали, играли. Да и морозец на месте стоять не велел. Все дети получили сладкие подарки, а взрослые угощались горячим чаем.

— Такого праздника у нас еще не было, — сказала Рауза Яхиевна, обнимая внучек Риану и Милану.

Как же отмечают Новый год в татарском селе? Да как везде, дома с родными, потом собираются на улицах, гуляют. Хозяйки готовят традиционные угощения — сладкий чак-чак, похожий на него баурсак, треугольные пирожки эчпочмаки и круглые перемечи.

Сейчас в Татарском Маклакове прописаны более одной тысячи человек. Но многие не живут здесь постоянно. Сельхозпредприятия в селе давно нет, работы мало, поэтому люди уезжают на заработки. Но родину свою не забывают, приезжают на праздники, к родителям.

— В каникулы в селе не протолкнешься, столько людей приезжает, — рассказывает Сергей Бунегин, директор школы, в которой сейчас учатся 52 человека. Он пришел на праздник с сыном Иваном. — Село дружное, люди друг за друга горой стоят. Если есть какая-то проблема, глава сельской администрации, другие, у кого есть возможность, всегда помогут. Здесь так принято — всё делать сообща.

Наверное, земляки, которые приедут на Новый год, заметят положительные перемены, которые в этом году произошли в селе.

В сентября состоялось важное событие — в здании Дома культуры открыли краеведческий музей. О новой экспозиции, которую готовили два года, рассказала методист музея Сания Магжанова. Стенды посвящены истории села, тому, как жили и чем занимались предки. Для выставки жители собрали старинную утварь, предметы сельского быта, вышивки, свадебные полотенца, национальную одежду. Дальше расположилась стилизованная татарская изба с печкой и старой мебелью. В стороне, обращенной на восток, стлали небольшой коврик для молитвы, рядом обязательно стоял кувшин для совершения омовения. Участники праздника побывали на экскурсии, местные жители тоже любят сюда заглядывать.

Неподалеку возле мемориала погибшим воинам недавно открыли памятник труженикам тыла и детям войны. Средства на его строительство пожертвовал предприниматель, здешний уроженец.

— По программе поддержки местных инициатив построили большую детскую площадку в центре села, — посмотреть на неё идем вместе с главой администрации Маклаковского сельсовета Салехом Щегалевым, который работает в этой должности 18 лет, а до этого был инженером в местном колхозе. — Средства выделили из областного и районного бюджетов, часть собрали жители и спонсоры. Благодаря помощи предпринимателя, который живет в Москве, но отсюда родом, площадка получилась еще красивее.

Рядом с детской площадкой вырыли пруд. Здесь же находится еще одна местная достопримечательность — 150-летняя липа, в селе ее называют вековечным деревом, это памятник природы, о чем говорит установленная здесь табличка. Сразу видно, что и сельская администрация, и сами жители относятся с заботой к месту, в котором живут. И в новом году они продолжат добрые хорошие дела на своей родине.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Спасский район.

#газета #землянижегородская #спасское #татарскоемаклаково #дедмороз