ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ
Они помогают выучить механиков сельхозпроизводства и других специалистов
Колледж встретил нас ароматом пирогов. Дразнящий дух витал по коридору первого этажа и устремлялся по лестнице на второй.
— Где-то здесь пекарня? — спрашиваем у директора учебного заведения.
— Чуть-чуть не угадали, — улыбается Александр Гунаев. — Печём пироги не в пекарне, а в столовой.
— У студентов практические занятия?
— Опять не угадали! У нас нет поварской специальности, так что пироги пекут работницы столовой. Выпечку охотно берут посетители, а на обед сюда приходят даже сотрудники из других организаций. Это приносит дополнительные средства, которые помогают развивать учебно-производственную базу…
Далее нас, журналистов, ждала экскурсия по Лукояновскому губернскому колледжу. На его примере мы узнали, чем сегодня живёт профессиональное образование.
— У нас есть два филиала — в Гагине и Дальнем Константинове, — продолжает Александр Владимирович. — Всего учащихся — более 800 человек, из них 400 — здесь, в Лукоянове. Специальности самые разные — от экономики и бухгалтерского учёта до механизации сельского хозяйства. Дополнительно ребята получают профессии водителя, тракториста, электрогазосварщика…
Аграрное направление продолжает оставаться одним из главных. А появилась эта специализация во многом благодаря… целине.
Далёким предшественником колледжа является школа фабрично-заводского обучения, где готовили токарей, слесарей, столяров и электромонтеров. Открылась она в 1943 году, то есть 75 лет назад. Смена профиля на сельскохозяйственный произошла в 1954-м, когда страна начала осваивать целину. Потребовались трактористы для работы на казахстанских просторах. Да и области они были нужны.
Школа стала училищем, потом — техникумом. Именно в тот период сформировалась учебно-производственная база, которая перешла в наследство колледжу. Она развивается. Скажем, несколько лет назад в учебном заведении открылся ресурсный центр. Там современные учебные пособия, стенды, действующие образцы техники. Студенты получили возможность совершенствовать знания, что называется, в интерактивном режиме.
Но теория теорией, а практика тем же механикам сельхозпроизводства нужна.
— Вот говорят, что у аграрных учебных заведений не хватает современных образцов техники, — размышляет Александр Гунаев. — Но ведь то, что сегодня современно, завтра уже устареет. Техника сейчас меняется очень быстро. Мы считаем, что с современными машинами надо знакомиться во время практики в сельхозпредприятиях. У нас есть несколько базовых хозяйств, которые принимают ребят…
Поначалу хозяйства не очень охотно доверяли практикантам новую технику, но постепенно процесс был налажен.
— Аграрии поняли, что у них появилась возможность увидеть молодёжь в деле и пригласить на работу лучших выпускников, — говорит Александр Владимирович. — Ребята, в свою очередь, убедились, что в современном сельском хозяйстве работать интересно. У нас есть примеры, когда выпускники приняли приглашение сельхозпредприятий. Так что изучение новой техники на практике — правильный путь…
К слову, практика обходится колледжу бесплатно. Более того, некоторые хозяйства назначают студентам зарплату, поэтому те остаются работать на всё лето.
Раз уж заговорили о деньгах, то вернёмся к пирогам. Точнее, к дополнительным источникам заработка. Бюджетных средств хватает, чтобы организовать учебный процесс и вводить некоторые новшества. Но идей по развитию у колледжа много. Оборудовать новый учебный класс, изготовить наглядную модель машины — на всё требуются финансы. На реализацию своих проектов здесь стараются заработать сами.
В колледже, например, действуют платные курсы обучения водителей, трактористов. А ещё есть источники дохода «от земли».
Начальника теплицы Владимира Шомшина мы застали за подготовкой хозяйства к посадке огурцов.
— Работаем с семенами, вносим в почву органику и опилки, — поясняет Владимир Яковлевич. — Скоро тут будет зелено. Думаю, соберём урожай аккурат под 23 февраля…
Значит, приготовят жители Лукоянова салат из местных огурцов к празднику.
— А к 8 Марта, может быть, попробуем тюльпаны вырастить, — высказывает идею Александр Гунаев.
Рядом с теплицей консервный цех. Им руководит Александр Паньшин.
— Выпускаем соки и нектары из яблок, моркови, тыквы, — говорит он. — В день получается до 72 трёхлитровых банок. Сбыт наладили через райпо. Яблоки и морковь закупаем, тыкву выращиваем сами. Возможно, морковь тоже начнём.
— Есть у нас проект выпуска соков в бутылках по 0,5 и 0,25 литра, — дополняет директор. — Такая продукция пользуется спросом в больших городах. Но требуется специальное оборудование, которое обойдётся недёшево. Думаем над вариантами привлечения средств…
Начальник теплицы Владимир Шомшин и руководитель консервного цеха Александр Паньшин — из разных поколений. Владимир Яковлевич — из старшего, Александр Анатольевич — из молодого. Такой сплав просматривается во всём коллективе колледжа.
Вот преподаватель профессионального цикла Виктор Малофеев — его знает пол-Лукоянова. Кто-то осваивал обслуживание тракторов под его началом, кто-то обучался на водителя. А вот мастер производственного обучения Игорь Карпов только вступил в профессию. Недавно окончил родной колледж, но уже успел зарекомендовать себя хорошим специалистом. Игорь Вячеславович выступал экспертом по эксплуатации сельхозтехники на недавнем региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills).
Кстати, Игорь Карпов не женат. Девушки, не прозевайте!
Поговорили мы и со студентами. Все учатся с интересом. Кто-то собирается после выпуска продолжать образование, кто-то уже подыскал работу. А многим парням предстоит служба в армии. Так что колледж — ещё и поставщик защитников Родины. Словом, продолжает быть на передовой.
Вот такие пироги.
Александр СИНИЦЫН.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.
Лукояновский район.
На снимках:
Виктор Малофеев: «А это, ребята, диски сцепления».
Игорь Карпов окончил училище с красным дипломом, теперь передаёт знания студентам.
Работница консервного цеха Альбина Чапарина: «Хотите попробовать?»
#газета #землянижегородская #лукоянов #образование #колледж