ПОСЕЕШЬ ЛЁН — ПОЖНЁШЬ ВАЛЮТУ
Переработка северной культуры сулит немалые доходы
— Были в шоке, когда летом приехали в Тонкино и увидели поля четыре на два километра с отличным льном, — рассказывает главный инженер ЗАО «Святово-Лён» Александр Хохлов. — У нас в Ярославской области таких нет. Тогда и решили поставить здесь линию по переработке.
Разговариваем под грохот работающей техники. Монтаж новой производственной линии, которая разместилась в помещении бывшего комбикормового завода на территории фермерского хозяйства Олега Громова, идет полным ходом. Оборудование только что привезли, и работники заняты его установкой. В углу ангара до самого потолка рулоны с льняной трестой — ее еще называют соломой, дожидаются своего часа. Три дня — и производство будет запущено.
Завода еще нет, а его продукция уже, по сути, раскуплена — контракты на поставку заключены на четыре месяца вперед. До нового года отсюда должна быть отправлена первая партия короткого льноволокна. Она пойдет на экспорт.
Выгодное дело
Ярославского инвестора в Тонкинский район привел случай. Весной, когда нужно было сеять лён, возникли трудности с семенами — предыдущий год был не самый удачный, и их заготовили не в полном объеме. Значит, нужно было где-то покупать. Но оказалось, что в стране ажиотаж на семена льна-долгунца, на них резко подскочил спрос, выросла и цена. Причина в увеличении посевных площадей. Что, в свою очередь, вызвано ростом государственных дотаций на производство этой культуры. Другими словами, многие в этом году ринулись сеять лён.
— Государственная программа, которая ставит задачу наращивать производство льна, предусматривает возмещение части затрат на посевы и производство льноволокна, — рассказывает и.о. начальника управления сельского хозяйства Тонкинского района Александр Загайнов. — Дотации существовали и раньше, но они не были такими привлекательными. Сейчас несвязанная поддержка на один гектар — 6 тысяч рублей вместе из федерального и областного бюджетов, на тонну реализованного волокна — 5 тысяч рублей. Это очень хорошие условия. Льном стало выгодно заниматься.
— До недавнего времени культура была не востребована, — продолжает Александр Иванович. — Раньше в районе было три льнозавода, сейчас действует один — в агрофирме «Нива». За переработку никто не брался, потому что отсутствовал сбыт готовой продукции. Выращивая лён, мы выходили «по нулям», это была работа ради работы, без прибыли.
Сейчас ситуация может поменяться.
Ставшие вдруг дефицитными семена в итоге были найдены и приобретены в Ярославской области. Завязались контакты. Руководители предприятия «Святово-Лён», которое занимается переработкой — делает льноволокно, строительную паклю, льноватин, джут и биомат — заинтересовались посевами перспективной культуры на севере Нижегородчины. Приехали посмотреть и были впечатлены увиденным. Лён уродился отменный.
В Тонкинском районе его выращивают семь хозяйств. В этом году его сеяли на 2295 гектарах, это самые большие площади культуры в регионе. Суглинистая почва подходит для ее выращивания, погода была удачная, да и люди постарались — внесли минеральные удобрения, провели химпрополку, поэтому и виды на урожай были хорошие. Он составил 11,6 центнера с гектара.
Ну вот, старушка, я в печали
Олегу Громову 30 лет, фермерское хозяйство ему досталось в наследство от отца. Льном молодой фермер занимается с 2016 года, в этом году посеял его на 470 гектарах. Кроме того, держит пилораму.
В производственном здании, где поставили новую линию переработки, в прошлом находился комбикормовый завод. Прежде чем размещать здесь оборудование, пришлось привести в порядок помещение: очистили, починили крышу. Всего на восстановление здания фермер потратил 400 тысяч рублей.
Ярославцы за 600 километров пригнали технику из своего хозяйства, помогли Олегу Громову с уборкой. У самого фермера уборочной техники недостаточно.
Стоит сказать, что одной из главных проблем производителей льна сейчас является дефицит льносеющей и льноуборочной техники: зачастую она слишком старая либо ее нет вовсе. А ведь понятно, что для выработки высококачественного льноволокна необходима хорошая треста, для производства которой требуется парк современных машин и оборудования.
— Сейчас наиболее эффективной является раздельная технология уборки, — объясняет Александр Хохлов. — При ней стебли льна теребят, потом оборачивают и очесывают, формируют рулоны. Для операций необходима специальная техника, но цены на нее просто заоблачные. Да и найти ее трудно. Например, нам нужен был очиститель. Нашли — подержанный в Бельгии, но он стоил 40 тысяч евро! Получается, у нас есть семена, есть чем посадить, есть ГСМ, но для уборки этого недостаточно. Этот вопрос надо как-то решать.
Вперед, на экспорт
В теме льноводства Александр Хохлов — настоящий дока. У него есть специальное образование, 15 лет проработал на льнозаводе в Белоруссии. В 2011 году вернулся на родину, пришел работать главным инженером на ярославское предприятие «Святово-Лён». На вопрос, останется ли жить в Тонкине, отвечает — посмотрим, сейчас главное — запустить новое производство.
— Закупили у сельхозпроизводителей из Тонкинского и Шарангского районов 2 тысячи тонн тресты, — рассказывает Александр Николаевич. — Вывезти ее отсюда в Ярославскую область было бы трудно, перевозки обходятся дорого, поэтому решили прямо здесь поставить переработку. Сама линия вместе с транспортными расходами обошлась в 5 миллионов рублей. Будем делать короткое льноволокно 2-го, 3-го, 4-го номеров — так обозначается его качество: чем выше номер, тем оно качественнее. Длинное льноволокно, конечно, стоит дороже, но и затраты на производство гораздо выше, поэтому его производство пока не планируем.
Льнозавод — это еще и новые рабочие места. Сейчас здесь работают восемь человек. Зарплаты, по местным меркам, неплохие. График работы такой: два дня работаешь, два дня отдыхаешь. Смена будет длиться 12 часов. Александр Хохлов заметил, что было бы неплохо, если бы на предприятие пришли работать еще две женщины — на сортировку продукции, но пока желающих нет.
— Как только закончим установку оборудования, будем налаживать выпуск волокна, — продолжает главный инженер. — Буду обучать работников. Первую партию продукции от нас ждут уже до нового года.
Льноволокно пойдет на экспорт. Грузить его будут в морские контейнеры. Куда отправится продукция из Тонкина — коммерческая тайна. Но, по словам Александра Хохлова, спрос на нее велик.
— У нас готовы купить всё, — говорит он. — Покупатели заинтересованы в больших объемах. Сейчас продукция переработки льна востребована и в Европе, и в Китае. Из льна делают текстиль, котонин — это заменитель хлопка, утеплители и многое другое. Например, европейские автомобильные концерны используют лён в обшивке салонов машин, синтетика там запрещена. Даже банкноты евро печатают на высококачественной целлюлозе, которую производят из льна.
Если найдены надежные рынки сбыта, оборудована переработка, у крестьян появится стимул заниматься льном. Олег Громов в следующем году планирует снова посеять лён в тех же объемах. По словам Александра Хохлова, все фермеры, у которых он приобрел тресту, готовы увеличивать площади льна. Подъем производства стратегической для севера области культуры сулит хорошие перспективы.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
#газета #землянижегородская #тонкино #лён #производство