12.12.2018

ХИТЁР МОШЕННИК — НЕ СТАНЬ МИШЕНЬЮ!

Фальсификация воли

Для нового поколения цифровые технологии и современные формы коммуникаций уже давно не кажутся чем-то фантастическим, ведь это стало неотъемлемой частью реальности. А вот людям пожилым уже трудно поспевать за темпами прогресса. Выросшие в иную эпоху, они, зачастую продолжают жить прежними представлениями о мире и испытывают трудности при знакомстве с очередным новшеством. Этим-то всё чаще и стремятся воспользоваться циничные и хитроумные мошенники.

— Если ещё недавно Сбербанк в рамках борьбы с мошенничеством противодействовал в основном распространению вирусных программ, с помощью которых преступники завладевали денежными средствами граждан через интернет, то с ростом уровня цифровой безопасности банковских сервисов мошенники перешли к психологическому воздействию на своих жертв, — рассказывает специалист экономической безопасности Сбербанка Евгений Павлов. — Такое воздействие осуществляется чаще через смс-сообщения или электронную почту, а с сентября мы отмечаем новую тенденцию: злоумышленники звонят по телефону, представляются сотрудниками банка, информируют о якобы взломе карты и просят её реквизиты для экстренной блокировки. Попав в стрессовую ситуацию, многие люди теряются, машинально сообщают все номера и пароли, получив которые, преступники без труда снимают деньги.

Никому не сообщайте пароль операции и коды карты. Это надёжно защитит от действий мошенников. Но все ли о них знают? Печальная статистика говорит, что, увы, нет. Чтобы донести полезные советы до максимально широкого круга людей, особенно пенсионеров, и обозначить назревшую проблему, в Нижегородском областном информационном центре был проведён круглый стол «Стоп, мошенник». На нём присутствовали представители правоохранительных органов, банковской системы, Пенсионного фонда, общественных организаций и коммунальных служб.

— Мошенничество — это завладение имуществом на основании фальсифицированной воли собственника, иными словами, кто-то проникает к вам в голову и делает своё чёрное дело, — вступил в разговор исполнительный директор управления безопасности филиала Сбербанка Дмитрий Шапкин. — Блок предупредительных мер, разработанных нами совместно с полицией, сводится к тому, что с клиентами проводится разъяснительная работа и параллельно перекрываются выявленные преступные схемы. Однако схлынет одна волна преступлений, накатывает другая, как только изобретается новый способ мошенничества. Наша задача — оповещение населения.

Лакомый кусок

— Отмечается существенное снижение числа регистрируемых преступлений по статье 159 УК РФ «Мошенничество» и растёт их раскрываемость, но расслабляться не стоит, — считает заместитель начальника 5-го отдела уголовного розыска областного Управления МВД подполковник полиции Олег Тарасов. — Основным полем мошенников является интернет, а вот прямой контакт с жертвой, когда злоумышленники ходят по квартирам, фиксируется всё меньше. И всё же в зоне риска остаются пенсионеры, к которым преступники могут прийти под видом коммунальщиков, соцработников или распространителей товаров и услуг. Пенсионеры, воспитанные при социализме, по-прежнему верят в заботу государства, и любой проходимец, постучавшийся в дверь и заведший разговор о недополученной пенсии или о причитающихся бесплатных лекарствах, легко обретает доверие в глазах жертвы.

В Нижегородской области на сегодняшний день проживает 1067000 пенсионеров. На выплату пенсий ежемесячно им перечисляется порядка 15 миллиардов рублей. Для преступников это лакомый кусок. Порядка 200 тысяч человек находятся в возрасте 70-80 лет, 126 тысяч — это люди от 80 до 100 лет, а 115 долгожителей уже отметили столетний юбилей. Так что у преступников имеется несколько сотен тысяч потенциальных жертв.

— Я склонна разделять мошенничество — на криминальное и легальное, — обратилась к коллегам руководитель исполкома общественной организации «Союз пенсионеров России» Татьяна Богданова. — С криминалом всё понятно, поэтому сразу перейдём ко второй категории. Это, в первую очередь, изощрённое навязывание ненужных товаров и услуг — чудодейственные лекарства, различные безделушки, установка счётчиков, окон, фильтров для воды и так далее. Другую схему предлагают всевозможные центры красоты и здоровья. Пенсионеров приглашают на бесплатную консультацию, а по её итогам назначается дорогостоящее лечение. В итоге старики выходят оттуда с огромными кредитами, выплачивать который им предстоит до конца своих дней. Закон в таких случаях бессилен, так как отсутствует состав преступления.

Сюда же можно отнести и потребительские союзы, предлагающие сделать вклад под проценты в разы выше, чем в банках. Однако через какое-то время предприимчивые дельцы объявляют себя банкротами, и старики остаются не только без набежавших дивидендов, но и без вложенных денег.

Пришёл молодчик поставить счётчик

Ну и, конечно, в зоне особого внимания — сфера коммунальных услуг, с которой пенсионерам часто приходится иметь дело. Некоторые фирмы, работающие на этом рынке, используют «грязные» маркетинговые ходы — представляются, скажем, официальными подрядчиками ОАО «Нижегородский водоканал», берут названия, созвучные этому наименованию, выдают сотрудникам похожую спецодежду. Доверчивые пенсионеры раскошеливаются на кругленькую сумму, устанавливают какой-нибудь прибор учёта, не подозревая, что на самом деле подобные мероприятия не находятся в компетенции Водоканала.

— Наша задача — подвести воду к стенам многоквартирного дома, — комментирует начальник отдела правового обеспечения ОАО «Нижегородский водоканал» Андрей Лаврентьев. — Ни установкой, ни проверкой счётчиков организация не занимается. Напрямую с гражданами взаимодействуем только при непосредственной форме управления домом и в частном секторе. Принятие же в эксплуатацию приборов учёта осуществляется совершенно бесплатно.

Заявления о надувательстве поступают неоднократно, и правоохранители проводят по ним проверки. Но, как правило, все эти фирмы легальны — они зарегистрированы как юридические лица, поставлены на учёт в налоговый орган, их продукция и услуги прошли лицензирование, а также включены в утверждённый прайс. С точки зрения закона их действия правомерны, несмотря на то, что корыстный умысел очевиден, и он идёт против норм морали.

По инициативе регионального министерства социальной политики и при поддержке общественников из «Союза пенсионеров России» на базе отделений дневного пребывания организованы «Школы безопасности», где в максимально доступной форме пожилых людей учат, как не попасться на удочку мошенников.

Корыстная благотворительность

Однако не стоит забывать ещё об одной сфере, где сейчас активно действуют мошенники. Речь о благотворительности. Для современной России дело это сравнительно новое. Ещё лет пятнадцать назад благотворительных фондов и организаций, занимающихся сбором средств нуждающимся, можно было по пальцам пересчитать, теперь тут и там пестрит реклама с номерами счетов, ожидающих поступления пожертвований. Но кто может поручиться, что эти деньги действительно пойдут на благие цели?

— Неравнодушные люди отчисляют пожертвования добровольно, поэтому здесь закон тоже не усматривает мошенничества, — подключается к разговору руководитель благотворительного фонда НОНЦ Елена Крупнова. — Мы работаем уже одиннадцать лет и взаимодействуем напрямую с больницами, покупая для больных дорогостоящие лекарства, поэтому ситуацию хорошо знаем изнутри. Вокруг построен настоящий бизнес, и я говорю не столько об уличных попрошайках, сколько о серьёзных проектах. У этих организаций есть широкий штат, офисы и надёжное юридическое сопровождение. Вдоль дорог они развешивают огромные плакаты, призывающие граждан оказывать помощь, скажем, больным детям. Что ж, с собранного миллиона тысяч пятьдесят можно и на благотворительность потратить для красивого отчёта. Остальное — чистая прибыль. Жаль, если пожертвования пойдут не на спасение жизней, а в чей-то карман.

Как показал круглый стол «Стоп, мошенник» главное средство противодействия — информирование. Грядут новогодние праздники, а значит, жулики всех мастей активизируются. Не забывайте о своих стареньких родителях, бабушках и дедушках, почаще беседуйте с ними, разъясняйте меры безопасности, помогайте советами. Помните, что зачастую старики идут на контакт с мошенниками не только из-за своей доверчивости, но ещё из-за недостатка общения и внимания.

Как не попасть в расставленные сети:

1. Разглашение данных банковской карты сторонним лицам равносильно добровольному открытию перед ними своего кошелька. СМС-пароль, приходящий для подтверждения операций с той или иной суммой, согласно внутренним инструкциям нельзя сообщать даже сотруднику банка.

2. Нужно помнить, что при контактном мошенничестве главная задача злоумышленника под любым предлогом попасть в дом или квартиру. Отвлечь внимание пожилого человека и найти место хранения его сбережений опытному мошеннику не составит труда.

3. Водоканал как ресурсоснабжающая организация работы с абонентским оборудованием граждан внутри квартир не ведёт. Поэтому, если вам предложили заключить договор прямо на лестничной площадке, стоит задуматься, не пытаются ли вас одурачить.

4. Если вы хотите помочь больным детям или взрослым, доверяйте фондам с давней историей и хорошей репутацией.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

#газета #землянижегородская #мошенники #безопасность