КВОТА НА ПОМОЩЬ

Где получить её, известно, как — непонятно

Всё началось в мае. Тогда в частных стоматологических клиниках региона закончились квоты на приём пациентов по линии ОМС, выделенных на год. В июне возможности оказывать медпомощь за счёт средств Фонда лишились частные медучреждения, практикующие и другие направления: кардиологию, педиатрию, неврологию.

В чём суть

Несведущий читатель подумает: ну и ладно, в чём проблема? Пациенты, рассчитывающие попасть на приём к доктору по полису ОМС, чаще обращаются в государственные клиники. Частные же пусть лечат за деньги. Но не так всё просто. Если медучреждение, вне зависимости от статуса входящее в систему обязательного медстрахования, откажет в помощи, ему укажут на дверь. И некоторое время частные заведения принимали пациентов себе в убыток.

Осенью распределили дополнительные квоты. Но государственные деньги достались не всем. Причём некоторые частники так и не поняли, почему получили отказ. Тогда все участники процесса, во главе с министром здравоохранения региона, заговорили о том, что распределение квот необходимо сделать более прозрачным. Как скорректировать существующую систему? Ответ на вопрос пытались найти за круглым столом, организованным в Законодательном Собрании. Обсудить тему собрались депутаты, представители правительства региона и общественных организаций, руководители медучреждений. Дискуссия получилась острой. Каждая сторона пыталась отстоять свою позицию.

С одной стороны…

— Мы решили не распределять дополнительные квоты летом, чтобы понять: почему уже в мае отпущенный лимит был выработан, — объяснил действия минздрава региона его глава Антон Шаклунов. — Провели ряд проверок частных клиник и выяснили, что часть из них занимается приписками. Предоставляют данные об оказании медпомощи по системе ОМС, не соответствующие действительности. А в некоторые клиники проверяющих вообще не пустили. Естественно, учреждениям, в которых выявлены нарушения, дополнительные квоты не выделены…

— В нашей области из общего числа медорганизаций, участвующих в распределении средств ОМС, 40 процентов — частные клиники, в целом по стране этот показатель составляет 30 процентов, — отметила Светлана Малышева, директор территориального Фонда обязательного медстархования региона. — От общего объёма выделяемых государством средств 6 процентов поступает на оплату услуг частных клиник…

И министр, и директор территориального Фонда входят в комиссию, созданную по распоряжению губернатора. В неё же включены представители профсоюза и профильных организаций — муниципальных медицинских учреждений. Именно эта комиссия занимается распределением квот.

Дело это, по словам председателя Нижегородской организации профсоюза работников здравоохранения Людмилы Лукичёвой, непростое. Медицинских центров, вступающих в систему ОМС, с каждым годом всё больше. А пирог, замешанный на бюджетных средствах, увы, так быстро не подходит.

Взять те же стоматологические клиники. Их, частных, оказывающих услуги на деньги фонда, 51. Из этого количества 42 находятся в Нижнем Новгороде, и только 9 — в районах области.

— Встречались с руководителями медучреждений, просили открыть филиалы в городах и райцентрах, — рассказал Антон Шаклунов. — Откликнулись немногие. Но и те клиники, что пошли навстречу, поступили не совсем корректно. Квоты, отпущенные на оказание медпомощи и в областном центре, и в районах, они перебросили на Нижний Новгород.

и с другой

Руководители частных клиник, собравшихся на круглый стол, просили об одном: объяснить принцип.

— Хотелось бы понимать, как отпускаются лимиты, — с такой просьбой обратился Алексей Душкин, руководитель ассоциации частных медицинских центров Нижегородской области. — Просили пустить нашего представителя на заседание комиссии в качестве наблюдателя, без права голоса. Получили отказ.

Кстати, подобная ситуация сложилась не только в нашей области. Конфликт интересов решали в Санкт-Петербурге, Казани, Томске, Иркутске. В двух последних случаях объединения частных медкомпаний подавали документы в суд, который признал правоту истцов. В решении записано: в регионах практикуется дискриминационный подход к распределению квот по системе ОМС.

Позицию Алексея Душкина поддержал хор десятков коллег. И пусть некоторые вопросы, заданные руководителями клиник, носили частный характер, почти каждый из них начинался с хорошо известного с детства «почему?». Почему с 2014 года тарифы на лечение за счёт средств ОМС снизились практически в два раза (это касается и государственных учреждений)? Почему при распределении квот не учитываются возможности той или иной клиники?

Допустим, в учреждении три стоматологических кресла и столько же врачей, они никак не смогут принять в день несколько десятков пациентов. Даже если доктора будут и ночью работать. А такой клинике отпускают лимиты, которым позавидует крупный центр.

И, наконец, почему в комиссии нет представителя частных медицинских компаний?

Чем сердце успокоится

Что решили участники горячего обсуждения? Министр здравоохранения предложил действовать так: комиссия выделит частникам некое количество квот, а они самостоятельно определят, кому сколько достанется. Алексей Душкин вышел со встречным предложением: включить в состав комиссии представителя ассоциации и своего профсоюза. У частников, как оказалось, он имеется.

Ещё звучало предложение оплачивать услуги клиники по факту — возник страховой случай, человек получил необходимую помощь, медорганизации поступили деньги из фонда ОМС.

Сразу несколько человек предложили действовать ещё проще, ориентируясь на пациентов. Есть федеральное распоряжение 406-Н, в котором говорится, что человек в праве сам выбрать ту клинику, где будет проходить лечение. Речь, правда, о всех профилях, кроме стоматологии. Но в ряде регионов и это направление включили в список. И теперь квоты отпускают в зависимости от приписанных пациентов.

Все эти предложения ведущий круглого стола Павел Солодкий, уполномоченный по защите прав предпринимателей, обещал передать в правительство региона.

С точки зрения пациента

Своя правда, согласитесь, есть у каждой из сторон. Но есть ещё и третья — пациент. Поделюсь своим опытом посещения стоматологических клиник. Несколько лет назад обратилась за помощью в частную, работающую в системе ОМС. Ждать приёма пришлось недели три. Зуб лечили примерно столько же. Итого полтора месяца. Когда попыталась в той же клинике встать в очередь на врачевание ещё одного зуба — не получилось, мол, записывайтесь по телефону

«Ну уж нет, — подумала я. — Как-нибудь потом…»

Когда терпения не осталось, коллега рекомендовала обратиться в государственную клинику. Советом воспользовалась. Всё лечение, а это пломбирование четырёх зубов, профессиональная чистка и, извиняюсь за подробности, удаление камня, заняло пару недель. Но главное — врач. Молодая, отзывчивая…

Угадайте, в какую клинику обращусь в следующий раз? Впрочем, не всегда в частных центрах к пациентам относятся с прохладцей. Да и вовсе не статус медучреждения важен. Прав был Антон Шаклунов, утверждая, что главное — это человек. Он имел в виду пациентов. Для нас же, людей, нуждающихся в медицинской помощи, основополагающим является врач: уровень его профессионализма, опыт, отношение… И именно это важно учитывать при распределении квот Фонда ОМС.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Тем временем

В регионе будет принята концепция стратегического развития оказания стоматологической помощи на территории Нижегородской области на ближайшие пять лет. Такое поручение сотрудникам министерства здравоохранения дал исполняющий обязанности заместителя губернатора Сергей Шевченко. Проект документа подготовлен. В нём речь идёт о здоровье как взрослых, так и детей.

 

#газета #землянижегородская #медицина #квоты #стоматология