БУМАГА ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ
Быть или не быть?
— Главная задача литературного журнала — открывать новые имена, ведь он отражает живой писательский процесс, а дело библиотек — аккумулировать потом эти открытия, — высказала мнение главный редактор петрозаводского журнала «Север» Елена Пиетиляйнен, приезжавшая в Нижний Новгород для участия в первом Нижегородском литературном форуме, организованном региональным министерством культуры.
Мероприятие собрало представителей ведущих литературных периодических изданий страны, которые в читательской среде за внушительный объём издавна называют «толстяками». Такие названия, как «Знамя», «Новый мир», «Наш современник», для отечественного библиофила звучат, будто хорошо знакомые пароли, открывающие дверь в мир прозы и поэзии. Да и региональные издания «Урал», «Север» и «Нижний Новгород» успели завоевать широкую аудиторию, ведь они печатают авторов со всего русскоязычного пространства, а не только своих местных.
Темой большого разговора, достойного масштабного форума, стала нынешняя непростая ситуация вокруг литературных журналов. Основная проблема связана с нехваткой финансирования, что ставит некоторые редакции перед классической дилеммой «быть или не быть?». История периодики такого рода в России уходит корнями в екатерининские времена, когда наша просвещённая императрица в январе 1769 года стала выпускать развлекательный журнал «Всякая всячина». Сама Екатерина Великая называла его «Сатира в улыбательном духе».
Продолжателями этих традиций стали потом «И то и сё», а также «Стрекоза». В 1802-м под редакторством Карамзина появляется «Вестник Европы», публикующий прозу, поэзию и критику, ставя перед собой цель — напитать умы светского общества идеями просвещённой Европы.
В середине XIX века поэт и публицист Николай Некрасов стал выпускать «Современник», обращённый уже не только к высшему обществу, а ко всей читающей России. В период расцвета этого издания — в 60-е годы позапрошлого столетия — другой журнал «Русский вестник», изначально тоже либерального толка, становится его идеологическим противником, взяв курс на консерватизм и национальные ценности.
— Так появилась развилка, через которую русская интеллигенция идёт уже более ста лет, — вступил в дискуссию председательствующий на форуме главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин. — Отсюда получается, что нормальное состояние нашей литературы — война, ведь в её пылу по обе стороны и рождались великие произведения. Однако в Серебряном веке появляется ещё один тип журнала — артистический или художественный. Таким были «Весы», издаваемый русскими символистами в их издательстве «Скорпион». Здесь не печатали никакой публицистики — только искусство.
Привлечь внимание
Если обратиться к редакционной политике современных литературных журналов, наиболее старые из которых созданы на заре советской власти, то можно увидеть, что они отражают всё те же основные мировоззренческие тенденции, заложенные ещё в XIX веке. Однако заведующий отделом прозы «Нашего современника» Евгений Шишкин не считает существующую между изданиями полемику поводом для жёсткого противостояния, ведь литературный процесс — это цветочная поляна, где места хватит для самых разных соцветий.
— Для Нижнего Новгорода я человек не чужой — здесь окончил университет, работал, возглавлял одноимённый журнал «Нижний Новгород», откуда уже и перевёлся в Москву, — сказал Евгений Васильевич. — Уже пятнадцать лет тружусь в «Нашем современнике», и меня очень радует, что поток поступающей новой литературы не ослабевает. В год в редакционный портфель поступает порядка 800 рукописей. Однако многие авторы перед тем, как присылать свои тексты, не удосуживаются даже ознакомиться с концепцией журнала.
А в России выходит ни много ни мало порядка 1500 литературных периодических изданий. Это говорит о том, что у нас существует огромное количество пишущих людей. Сложный процесс взаимоотношений, в который все они вовлечены, требует объективного освещения, чтобы общественность имела чёткое представление о порядке дел на литературном поприще.
— Нашей газете трудно находиться в состоянии войны, про которую упомянул Сергей Чупринин, ведь мы, в отличие от «толстых» журналов, не позиционируем непосредственно литературу, хотя тоже печатаем прозу и поэзию, наша основная цель — рассказывать о литературном процессе во всём его многообразии, знакомить публику с важнейшими событиями, анонсировать выход книжных новинок, — высказался главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев, занявший редакторское кресло не так давно. — В нашем поле зрения — и признанные классики, и молодёжь. Мы пытаемся привлечь внимание общества к книге.
Вдали от столиц
Степень интенсивности литературного процесса многие связывают с близостью или удалённостью от крупнейших административных центров — Москвы и Санкт-Петербурга. Да, конечно, в столичном и питерском культурном пространстве происходит масса знаковых событий, здесь сосредоточены широчайшие творческие силы, но и в провинции сейчас тоже заметен всплеск. Во многом он обусловлен активной работой региональных журналов.
— Вдалеке от Москвы тоже выходят интересные издания, но надо понимать, что ни одно из них не сможет существовать без помощи со стороны местных властей, — считает Олег Богаев, главный редактор журнала «Урал», издающегося в Екатеринбурге. — В этой связи редакциям необходимо плодотворно сотрудничать с руководством их родного региона. Прекрасный пример такого сотрудничества я вижу у вас в Нижнем Новгороде…
Журнал «Нижний Новгород» затухал, а потом снова оживал. Сейчас, благодаря общим усилиям нижегородской интеллигенции и ведомства, отвечающего за культуру в регионе, он постепенно становится одним из важнейших литературных изданий Поволжья.
— Два года назад писатель Роман Сенчин пригласил меня в Екатеринбург на фестиваль «Толстяки» на Урале», а вот теперь подобный форум состоялся и у нас в городе, — поделился главный редактор журнала «Нижний Новгород» Олег Рябов. — Наш журнал издаётся при поддержке регионального министерства культуры. Мы сумели найти эффективную формулу такого взаимодействия, когда большая часть тиража нашего журнала распределяется по областным библиотекам. И ещё хочу добавить, что кто бы ни говорил о прелести чтения книг в интернете или при помощи гаджетов, — бумага всё равно вне конкуренции. На нашей памяти были и виниловые пластинки, и фотоплёнки, и кассеты, но они уже вышли из обращения, а вот бумага на протяжении многих веков остаётся лучшим источником передачи информации…
— «Толстые» журналы — это почва, на которой растет русская литература, — добавил сотрудник «Нового мира» Сергей Костырко. — Данный статус они закрепили в 90-х. Издательства в ту пору не рисковали вкладываться в неизвестных авторов, поэтому журналы были единственным каналом, по которому в культуру входили молодые литераторы. А уже потом «звёзды» журнальных публикаций становились объектом интереса книгоиздателей. Для библиотекарей «толстяки» вообще являются палочкой-выручалочкой, показывающей полный срез современной прозы и поэзии.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Анастасии ЧЕТВЕРТОВОЙ.
#газета #землянижегородская #журналы #литература #проза #поэзия