32_2011_12-1
Posted in Благовест
09.08.2011

Летом здесь запоют Пасху

А сегодня воздух свежий и чистый. Даже  жара, что стояла накануне, спала. Солнце золотит купола, головки детей, розы в монастырском саду… Идет Божественная литургия.
Этот день для верующих праздничный не единожды. 1 августа (19 июля по старому стилю) 1754 года в Курске родился Прохор Мошнин, будущий святой преподобный Серафим Саровский, в этот же день в 1903 году его прославили  в лике святых. Отмечается нынче 150-летие со дня основания Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря и 20-летие его возрождения, начавшееся от второго обретения и перенесения в Дивеево мощей святого угодника.   
Много паломников здесь: со всей России,  Украины, из Грузии, из Англии даже. А что уж говорить о нижегородцах… Тут и губернатор Валерий Шанцев, и председатель Законодательного Собрания Евгений Лебедев, и кинорежиссер Никита Михалков…
Возглавляет торжества наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Двадцать лет назад он был в Дивееве, видел своими глазами, как передавались  обители святые мощи.
— Что мы нашли здесь тогда? Руины, — вспоминает владыка  Ювеналий. — А сейчас мы видим монастырь возрожденным. Недаром он под покровительством Богородицы и преподобного Серафима…
Саровского старца еще при жизни почитали святым чудотворцем, и неиссякаемые потоки людей стремились в Саровскую пустынь.
Но не все ладно складывалось перед канонизацией. Антирелигиозные настроения жили в обществе уже в начале XX века. Они настолько распространились, что Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, которому было поручено сначала освидетельствование, затем торжественное открытие святых мощей для поклонения, вынужден был дать «Необходимое разъяснение» для широких масс.
Поводом для протеста противники прославления Серафима Саровского посчитали то, что тело святого поддалось тлению (это обнаружилось при освидетельствовании). В газете «Новое время» за 1903 год митрополит Антоний пишет: «Недели три назад по Петербургу усиленно распространялись листки от какого-то «союза борьбы с православием»…  В лист­ках грубо затронуто дело о мощах святого старца Серафима…» И далее: «…святость старца Серафима определялась не свойством его останков, а верою народа и многочисленными чудесами, которые по обследованию их надлежащим образом не представляли никакого сомнения в своей достоверности».
На постановлении Святейшего Синода о причислении Саровского чудотворца к лику святых император Николай II собственноручно написал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».
Саровские торжества 1903 года описывает, уже находясь в эмиграции в 1926 году, князь Владимир Волконский:
«В день прославления в Сарове было около трехсот тысяч, и после этого шли и шли беспрерывно… Ласковость царила над всем Саровом. Хорошо было — очень! Как же не хорошо, когда мордва, татары, министры, бабы, придворные мундиры, грязнейшие зипуны, наряднейшие дамы, почти потерявшие человеческий облик кликуши, рваное торбище и последняя «модель» Ламоновой — все это было вместе, и вы не чувствовали неловкости, не замечали разницы — ее просто не было».
А вот что Волконский рассказывает о чудесах, случившихся в тот день. Он встретил двух женщин и мужчину, оживленно о чем-то говорившего. «Вот был парень сколько годов немой, приложился к святому  — заговорил», — поделилась радостью своей плачущая бабенка, жена парня. 
«А вот еще в лесу, около источника, устроенного Серафимом, — пишет очевидец, — толпа вокруг бабы с ребенком в руках; ребенок был слепорожденный, а сейчас смотрит и щурится на непривычный ему свет…».
Воспоминания о прославлении отца Серафима для этого человека как теплый свет свечи, ценнейшее сокровище далекой родины.
«Мне искренне жаль всех, — пишет Владимир Волконский, — кто не был на вечерней службе в соборе, когда служилась последняя панихида по старцу Серафиму, и ему же, святому Серафиму, служили первый молебен! Четверть века тому назад это было, а то, что было в душе, когда стихла «Вечная память» старцу Серафиму и эти удивительные хоры запели: «Святый отче Серафиме, моли Бога о нас», — это чувство наполняет нас и теперь, когда вспоминается тот вечер в Сарове».
Рассказы о благодатной помощи батюшки Серафима, о его чудотворениях, душеполезные поучения и пророчества старца — все это передается в православном народе от поколения к поколению. Известно о предсказании преподобного Серафима, что в пору гонений на христианство его мощи будут утрачены, а затем снова обретены.
Так и произошло. К 1990-м годам местонахождение святых мощей было неизвестно. Документально подтверждено, что из Дивеевского монастыря они были увезены в 1921 году. Известно, что в конце 1920-х  они выставлялись как экспонат в московском Страстном монастыре, где был в то время антирелигиозный музей. В 1934 году монастырь был взорван, и след святыни затерялся.
В 1991 году сотрудники Музея атеизма и истории религии,  находившемся в Казанском соборе Ленинграда, в связи с намечавшимся переездом стали заново проверять запасники. В помещении, где хранились гобелены, они обнаружили зашитые в рогожку мощи. На ткани прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!»
По распоряжению Патриарха Алексия II были подняты документы: акты 1903 года  о канонизации и 1920-го — об изъятии мощей. Священники отправились в Ленинград. И появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного старца. Они были доставлены в Москву, откуда началось странствие их по России. То был долгий крестный ход в Дивеево.  Святыню перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха. В городах и монастырях по пути следования Алексий II служил литургию, пелись бесчисленные акафисты преподобному Серафиму.  Так святыня прибыла в Дивеево.
— Помню, как тысячи людей сопровождали святые мощи на протяжении всего пути их следования, — вспомнил присутствовавший на торжествах уже 2011 года митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. — Мы все тогда вспоминали пророчество преподобного Серафима, что «летом здесь запоют Пасху!»
И нынче тысячи людей приехали в Дивеево. Приехали за духовной поддержкой, за чистотой помыслов, за здоровьем и смирением, за той любовью, что милосердствует и долготерпит, за тем, чтобы, как написал в своем послании Патриарх Кирилл, «причаститься благодати, проистекающей от многоцелебного источника» — святого преподобного батюшки Серафима.
Надежда МУРАВЬЕВА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
с. Дивеево.

Кстати
7 августа в  Макарьевском  монастыре состоятся торжества, посвященные памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Будут отслужены Божественная литургия и молебен преподобному Макарию. Вокруг монастыря верующие пройдут крестным ходом.