БУДУЩЕЕ ЖДЁТ РЕШЕНИЯ

Необходимо снять проблему дефицита работников в сельском хозяйстве

Уренский район — один из лидеров среди сельских районов области по числу абитуриентов, которые поступают в Нижегородскую сельхозакадемию. Здешние ребята из года в год пополняют ряды студентов аграрного вуза. Казалось бы, и выпускников, которые возвращаются на село, должно быть немало. Но, к сожалению, реальная картина выглядит совсем иначе. Сельхозпредприятиям Уренского района сегодня катастрофически не хватает людей, особенно молодежи. Одни молодые специалисты остаются в городе, другие на село возвращаются, но не задерживаются долго, поработав немного, меняют сферу деятельности или уезжают в другие места в поисках лучшей жизни. И только единицы связывают свое будущее с аграрным производством.

Ни жилья, ни детсада

В 2010 году в сельском хозяйстве Уренского района были заняты 1234 человека, сейчас — 562. Цифры говорящие: менее чем за десять лет в человеческом, кадровом выражении аграрный сектор здесь сократился вдвое. Понятно, что уменьшение количества работников связано отчасти с приходом новых технологий. И всё же основная причина — в нежелании людей связывать жизнь с сельским хозяйством.

В ООО «Никитино» нет бухгалтера, зоотехника, ветврача. Не хватает агронома и других специалистов в ООО «Арья». Кадровый голод ощущается в ООО «Нива». Передовому хозяйству района, колхозу имени Горького, требуются ветеринарный врач, зоотехник, бригадир, начальник животноводческого комплекса. Несмотря на то, что в этом хозяйстве достойная зарплата, строится жилье, эти вакансии пока открыты.

Руководители хозяйств называют несколько причин такого положения дел. Одна из них — отсутствие жилья для молодых специалистов.

— Недавно к нам пришел на работу Сергей Политов, он окончил инженерный факультет сельхозакадемии в 2016 году, — рассказывает руководитель ООО «Нива» Николай Смирнов. — Парень хотел участвовать в программе по улучшению жилищных условий для молодых специалистов, проживающих в сельской местности. Год собирал справки. В итоге в программу не попал…

Одно из условий программы — человека должны признать нуждающимся в улучшении жилищных условий. Далеко не все попадают под это требование. Второе условие — ему необходимо иметь 30 процентов собственных средств на строительство или приобретение жилья. Если дом стоит около двух миллионов рублей, несложно посчитать, что молодой специалист должен внести примерно 650 тысяч рублей. Где вчерашнему студенту, живущему на селе, взять такие деньги — копить или получить кредит? Эта сумма для многих оказывается неподъемной.

— Получается, что молодой человек, пришедший работать в сельхозпредприятие, подступиться к этой программе не может, — продолжает Николай Леонидович. — Мы сами помогли Сергею Политову с жильем — хозяйство приобрело для него старый дом в селе…

Николай Смирнов назвал еще одно обстоятельство, из-за которого молодые специалисты не хотят оставаться в селе — в Козлянах нет детского сада. Некоторые семьи уехали именно по этой причине. Председатель много лет бьется над решением проблемы, куда только не обращался, но дело пока не сдвинулось с мертвой точки.

Второй вопрос — уровень зарплат. К сожалению, большинство хозяйств района не могут обеспечить работников большим заработком. А на 20 тысяч рублей, по словам председателей, люди устраиваться на работу не спешат.

Есть еще одна причина скорее не материальная, а мировоззренческая. Работа на земле — это непростой труд. Не все вчерашние студенты хотят им заниматься. В последние годы немало слов было сказано о том, что падает престиж аграрных профессий. Сельский образ жизни зачастую кажется молодежи непривлекательным, их манит город, хотя посулы его огней зачастую оказываются обманчивы.

Вот и получается, что молодых специалистов, которые приходят в хозяйства, можно пересчитать по пальцам. Но, наверное, за ними и есть будущее.

Работа — это драйв

Максим Рыбаков окончил инженерный факультет Нижегородской сельхозакадемии в 2015 году. Вернувшись в Урень, где живут родители, сам обратился в районное управление сельского хозяйства с вопросом: не найдется ли для него работы. Нашлась — в колхозе имени Горького. Сейчас он здесь главный инженер.

— Всегда был интерес к технике, но не думал, что свяжу свою жизнь именно с сельским хозяйством, — рассказывает Максим. — А когда пришел сюда, понравилось. Увидел, что есть перспективы. У нас современная техника, работать с ней интересно…

Как главный инженер Максим Рыбаков отвечает за состояние и работу всех машин и механизмов на производстве. Это не только трактора и комбайны, но и зерносушилка, сложное современное оборудование на новом животноводческом комплексе, водопроводы, скважины и многое другое. Всё должно быть исправно. В общем, дел у парня невпроворот. Несмотря на это, он продолжает заниматься самообразованием.

— Сейчас есть интернет, доступ к информации, поэтому я учусь, читаю материалы по животноводству, агрономии, — можно сказать, это мое хобби. Когда есть возможность, езжу на семинары, — говорит Максим. — Хочется разбираться во всех аспектах сельхозпроизводства, потому что тут всё взаимосвязано. Академия дала мне базу, но всё остальное приходится узнавать на практике…

Максим с благодарностью говорит о бывшем главном инженере хозяйства Сергее Петровиче Бугрове, который вводил его в курс дела — многое узнал у него. Подсказывает молодому специалисту и руководитель сельхозпредприятия Сергей Борисович Рыбаков.

Конечно, трудности были. Максим стал инженером в 23 года. И ему непросто было завоевать авторитет коллег, механизаторов. Но они нашли общий язык. Сейчас работники подходят к нему с любым вопросом. Если инженер сам что-то не знает, он сначала прочитает и уже потом ответит.

По словам Максима, не сразу он воспринял и деревенский образ жизни. За несколько лет учебы в вузе привык к большому городу и его возможностям. Пришлось менять привычки, искать новые увлечения, например, в свободное время ходить не в кино, а на рыбалку.

Рабочий день в хозяйстве начинается в 6 утра, а заканчивается затемно. Особенно, когда страда. Приходится трудиться без выходных, не каждый такое выдержит. Но из разговора с Максимом стало понятно, что работа для него — это драйв.

— Знаете, как у нас шутят: колхоз — дело добровольное, — улыбается Максим. — Мне нравится, что на работе всегда что-то происходит, здесь всё в движении. Звонит телефон, приходится срочно решать разные вопросы. Наверное, я бы соскучился целый день сидеть за компьютером в офисе.

Время покажет

Спросила Максима Рыбакова, какой он видит свою жизнь лет через пять.

Не думаю, что она сильно изменится, — ответил он. — Буду продолжать свое дело. Хочу на работу ходить с удовольствием…

Наверное, такие люди — молодые, энергичные, пришедшие в сельское хозяйство — могут в первую очередь рассчитывать на помощь государства? Не тут-то было. Максим Рыбаков попытался стать участником программы по улучшению жилищных условий молодых специалистов в сельской местности, но это оказалось слишком сложно. Он трижды собирал документы, но так и не смог получить жилье. Парень был прописан в квартире родителей, поэтому его не признали нуждающимся в улучшении жилищных условий. Да и сумму собственных средств на строительство дома вчерашнему студенту было найти непросто. В общем, от этой затеи он отказался.

Хорошо, что в колхозе имени Горького строят жилье для своих работников. Максиму дали новый дом в Большом Гореве, в котором он и поселился вместе с женой Аленой и сыном Артемом. А не найдись для них хорошего дома в селе, надолго бы молодая семья задержалась здесь? Вопрос риторический…

Еще один молодой сотрудник хозяйства — Ксения Колесова, начальник отдела кадров. Училась на бухгалтера в Ильино-Заборском сельскохозяйственном техникуме, потом заочно окончила юридический факультет Нижегородского университета имени Лобачевского. Работала в банке в Урене. И вот совсем недавно пришла работать в сельхозпредприятие. Девушке сразу выделили новый дом. Она станет первой, кто получил жилье в хозяйстве на новых условиях — с ней будет заключен контракт на 10 лет, отработав которые, она получит дом в собственность. По словам Ксении, возможность обзавестись своим углом стала решающей в выборе этого места работы.

В колхозе имени Горького есть и другие молодые работники, в том числе, на новом животноводческом комплексе. Современная производственная база, приличная зарплата, жилье привлекают людей. К сожалению, не все сельхозпредприятия сейчас имеют такие возможности. И, как следствие, страдают от дефицита кадров.

В тот день в деревне Терсень мы встретились с еще одним молодым специалистом. Николай Бархатов — главный агроном в ОАО «Имени Абрамова», он окончил агрономический факультет сельхозакадемии десять лет назад. Сельхозпредприятие сейчас переживает тяжелые времена, стали копиться долги по налогам, задерживается зарплата. В такой ситуации будущее представляется довольно туманным. Выживет ли хозяйство, будет ли у людей работа? Николай Бархатов поделился, что и дальше хотел бы трудиться на земле. Но будет ли у него такая возможность?

В этом году в аграрный вуз поступили 16 ребят из Уренского района. Кто из них через несколько лет вернется обратно и свяжет свою жизнь с сельским хозяйством, покажет время. Главное в другом — найдут ли здесь молодые специалисты достойные условия труда, хорошую зарплату, новое жилье? Вопрос остается открытым.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Уренский район.

Мы предлагаем обсудить острую кадровую тему молодым сельским жителям, руководителям предприятий, ветеранам сельхозпроизводства, работникам социокультурной сферы, сельских администраций. Что, на ваш взгляд, главное в решении проблемы, что важно учесть, на что обратить особое внимание.

Письма направляйте по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 10 А, ГСП-417, или по электронной почте zeml.nn@ya.ru.

#газета #землянижегородская #урень #кадры #молодёжь