30_2011_12-1
Posted in Краевед
04.08.2011

Пещерные люди вернулись

— При свете свечей сразу было непонятно: действительно нас навестили гости из далекого прошлого или нет, — рассказывает экскурсовод, методист краеведческого музея Александра Красильникова. – А это всего лишь наши сотрудники, наряженные в костюмы пещерных людей. Дети были в восторге!
Так встречали посетителей во время проведения акции «Ночь в музее». Впрочем, и в обычный день в отделе археологии можно увидеть редкие вещи: бивень мамонта, позвонок гигантского оленя, рог доисторического носорога. Когда-то эти вымершие животные бродили по территории нашей области.
Есть здесь и более древние экспонаты, например, окаменелая морская звезда, найденная около села Пакали. Не удивляйтесь, миллионы лет назад там было море.
В музее можно увидеть и более привычных обитателей северных лесов. Выставку животных особенно любят маленькие посетители.
— В нашем районе водятся лоси, кабаны, рыси, горностаи и другие звери, — говорит Александра Андреевна. – Рассказывая ребятам о лесных обитателях, обязательно привожу любопытные факты: например, медведь может развивать скорость до 70 километров в час.
Раньше все выставки краеведческого музея располагались в одном зале. Полгода назад его сотрудники проделали большую работу – разделили экспозицию на отделы, расположив их в хронологическом порядке. На этом не остановились. Обычные экскурсии здесь превращаются в настоящие представления.
Подходим к выставке, посвященной истории тонкинского старообрядчества. Четыреста лет назад гонимые за веру старообрядцы все дальше уходили в глухие заволжские леса. Они разделялись, основывали поселения. Одним из них стал скит, обнаружить который удалось случайно, сто лет спустя. В то время управляла им Антонина, попросту Тоня, отсюда и название Тонкино.
В красном углу возле божницы – места, где стояли иконы, – фигура молящейся женщины, повернутая спиной к зрителям. На ней черный сарафан, рубаха с расшитыми рукавами, темный платок, закрывающий плечи.
— Представьте, как радуются и удивляются школьники, когда неожиданно фигура поворачивается и перед ними предстает одна из наших сотрудниц, — говорит экскурсовод. — Она кланяется детям, рассказывает им, как жили староверы, берет в руки ухват, показывая, как правильно доставать из печи горшки.
Среди жителей Тонкина по-прежнему много старообрядцев. Одежду, которую можно увидеть в музее, женщины и сейчас надевают во время молитвы. Старообрядцы бережно относятся к своим традициям. Например, умерших хоронят в саванах и лаптях, на поминках не употребляют спиртное. В поселке и сейчас можно встретить мужчин в традиционной верхней одежде, похожей на кафтан, она называется пониток.
Суконные понитки, сшитые три века назад, хранятся в музее – во всей Нижегородской области таких сохранились считанные единицы.
Коллекция старинных предметов здесь богатая. Вдоль стен выстроились целые вереницы вещей, которыми пользовались наши предки, – посуда, предметы домашнего обихода, сундуки, инструменты, ключи, замки необычной формы и многое другое. Есть здесь и «сельхозтехника» – соха и борона, хомуты и ярмо, с помощью которых крестьяне запрягали лошадь или корову для работы в поле.
Все эти предметы принесли жители Тонкинского района. Начальник пожарной части Анатолий Булганов собрал по деревням и привез в музей пожарное оборудование вековой давности – специальную телегу, каску, колокол. Неподалеку стоит верстак сапожника Петра Кодочигова из деревни Кодочиги.
Одних прялок в музее больше двадцати. На некоторых рисунок выбит, другие расписаны красками.
— Отцы дарили дочерям прялки, когда те еще в колыбели лежали, — рассказывает Александра Красильникова. – До замужества девушка должна была сшить около ста полотенец! А прежде напрясть ниток, изготовить ткань, потом вышить узоры. Шили изо льна. Вот предметы для его обработки: кичига – для обмолота, трепало – для обработки.
Во время экскурсий за ткацкий станок садится наряженная в крестьянское платье экскурсовод и показывает детям, как нужно ткать. Ребята и сами могут поучаствовать в изготовлении полотна – встать за станок и попробовать себя в роли ткача.
Школьники здесь не скучают, сотрудники музея всегда стараются придумать для них что-нибудь интересное. Проводят конкурсы, кто быстрее и правильнее наденет лапти. Показывают ребятам святочные гадания. В дело идет даже ухват: им, гадая, крестьянки очерчивали возле себя круг, это был своеобразный оберег.
А во время акции «Ночь в музее» можно было увидеть не только первобытных людей, но и даму начала XX века. Елена Ефимова спела романс и станцевала в интерьере того времени. Потом и дети, и взрослые, пришедшие на экскурсию, пили чай из самовара за большим столом.
— Раньше чаепитие объединяло семью, — объясняет Александра Красильникова.
Уходя, посетители музея просили устраивать такие праздники почаще. Когда не просто смотришь на застывшие свидетельства той или иной эпохи, а можешь поучаствовать в событии, сделать что-то своими руками, становится гораздо интереснее.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
Тонкинский район.