Posted in Семья
01.08.2011

Кто живал в Сомовке

Странное имя Пирог
Судя по всему, село Сомовка существует с середины XVI века. После покорения Казани россий­ские власти стали активно заселять земли по Волге. Село это русское, и получило оно название по Сомовой заводи, где в изобилии водились сомы. Воротынские краеведы утверждают, что они видели в актах XV века название этой заводи.
Самые распространенные в селе фамилии можно узнать из памятных плит на памятнике воинам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны.
Это Лукояновы, Пиряковы и Мокеевы, некоторые из них предпочитали писаться Макеевыми.
Лукояновы ведут свой род от популярного на Руси в XVI-XVIII вв. имени Лукьян, происходящего от латинского имени Lucianus, что означает «светоносный». Почему-то в середине XVIII века имя Лукьян вышло из моды, его сменило  более простое  Лука.
Пиряковы могут вести свою родословную от предка по имени Пиряк — любитель попировать   либо по имени Пирог. Ничего странного в этом имени не было. Оно происходит от более полного Пирогост — гость на пиру, т. е. уважаемый на селе человек. Имя это не календарное, а потому мало употребляемое. Под некалендарными именами историки языка понимают те, которые не входили в святцы и бытовали в народе на правах кличек. В XVIII веке брать их в качестве официальных было запрещено церковным законодательством, но к тому времени многие из них уже успели превратиться в фамилии.
Фамилия Мокеев у русских людей нередкая, она относится к церковным именам и восходит к греческому слову «мокос», что означает  «насмешник».
На предков не обидишься
Немало в старой Сомовке было и Батулиных. Ростовский лингвист Щетинин находит эту фамилию у себя на Дону и считает, что она может происходить из диалектного слова «батула» — одеяло из хлопка. Но, может быть, все гораздо прозаичнее. Происходит оно из клички Батуля  — Ботуля, которая давалась любителями громко топать  — ботать ногами по полу.
В качестве местной можно отметить сомовскую фамилию Сурин – «выходец с реки Суры». Сюда же относится фамилия Суренков.  Суренком могли назвать сына человека по фамилии Сурин.
Фамилия Дорофеев происходит от греческого имени, которое в быту осознавалось как «бестолковый» либо «разноглазый» – по крайней мере, так утверждает волгоградская исследовательница Еремина.
Мошковы ведут свое начало от некоего Мошки, то есть маленького Моисея, хотя не исключена и вероятность, что под Мошковых переделывались бывшие Вошковы – потомки человека с неблагозвучной кличкой Вошка («маленькая вошь»), данной, очевидно, за небольшой рост.
Предком Вяловых был  засыпающий на ходу флегматичный мужик, а Сисины могут возводить свой род к Сисе, как в старину кое-где на Руси называли неряшливого или неопрятного человека. Обычной же формой этого некалендарного имени было Сисей; Сисеевыми в XV-XVI веках прозывались ярославские князья, без остатка истребленные во времена опричнины.
Фамилия Савинов происходит от имени Савин, народной формы имен Савватий или Савва, что по-арабски означает «старик». Пришло в наши края это имя, конечно же, через церковную традицию.
Предком Терентьевых был человек, имя которого по-гречески означало «трущий» и, вероятно, относилось к какому-либо мастеровому.
Первый из Чалухиных был сыном бабы Чалухи, которая, в свою очередь, была вдовой мужичка по кличке Чалой — обладателя рыжей головы с сединой, больше известной как лошадиная масть.  Если бы этот Чалой дожил до совершеннолетия сына, то конечно же, его детей кликали бы не по его жене Чалухе, а в честь его самого, и были бы они Чаловыми, а не Чалухиными.
В Сомовке отмечена еще одна «вдовская» фамилия Ганухин – сын Ганухи, бывшей вдовою Гани, то есть, в полной форме Гавриила.
Дед Мороз ни при чем
Пращуром Базуновых был мужик по прозвищу Базун (шалун, проказник, драчун, своевольник).
Гарынины получили свою фамилию от некоего Горыни, названного так в честь сказочного великана, раскачивавшего горы. Получается, что фамилия эта в некотором роде фольклорная.
Королевы обязаны своей фамилией крепостному по кличке Король, так на Руси могли прозвать красивого, храброго, сильного, властного или счастливого человека. А еще раньше, когда некалендарные имена еще не были запрещены, мать могла дать его дитяти в качестве основного в надежде, что он достигнет богатства и власти. Кстати, поскольку короли нами никогда не управляли, считается, что узнать это слово простые русские люди могли исключительно через лубочные романы и картежную игру, то есть оно не старше XVII века.
Сомовские Лукины получили фамилию по имени Лука, а Морозовы – по предку Морозу, как иногда называли ребенка, родившегося в крещенские морозы, либо могли дать имя Мороз в надежде, что дитя вырастет крепким, как январский морозец.
В середине XIV века на Руси жил боярин Иван Семенович Мороз, а вот Деда Мороза не было никогда – этот образ придумали в середине XIX столетия писатели и поэты, не в последнюю очередь всеми нами любимый Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».
Фамилия Рогожин, судя по всему, не связана со словом «рогожа» — плетеная из лыка дерюга, а является переосмыслением фамилии Рогозин, которая восходит к старому слову «рогоза» — сварливый и неразговорчивый человек.
Теленковы являются потомками смирного и добродушного мужика по кличке Теленок.
До сих пор на сомовском кладбище сохраняются надгробные памятники священников Терновских, ранее стоявшие у переоборудованной в тридцатые годы под школу церкви. Фамилия эта искусственная, семинарская и имеет целью напоминать пастве о терновом венце Спасителя.
Владимир Александрович Терновский, уроженец села Сомовка, был призван на фронт и пропал без вести под конец войны, 17 октября 1944 года.
Челноковы обязаны своей фамилией мужику по кличке Челнок, каковую могли дать бойкому и пронырливому индивиду.
Первый из Тороповых получил кличку Тороп за то, что появился на свет недоношенным, раньше срока.
Чарыгины или Черыгины продолжают родство от некоего Черыги — исхудавшего от болезни человека («чер» по-татарски «болезнь»).
Очень интересна редкая в наших местах сомовская фамилия Щелянский или Щелянсков, трое носителей которой не вернулись с фронтов Великой Отечественной. Фамилия эта северная и давалась уроженцам деревни Щелье или Ущелье, то есть расположенной среди поморских шхер.
Фамилия Якимов происходит от народного произношения библейского имени Иоаким, а Шишарины хранят память о Шишаре, как могли прозвать крестьянина, который всякий раз «шишает», то есть долго копается с каждым пустяковым делом.
Из крепостных в полковники
А еще в Сомовке жили Ершовы, Казарины, Колесовы, Конновы, Кривдины, Курбатовы, Полковниковы, Ровновы, Созоновы, Царевы, Гардины, Крохины, Пересекины, Чуевы.
Имя Ерш попалось лингвистам самое раннее в документе 1562 года и могло даваться в качестве клички человеку либо сварливому, либо очень подвижному, либо обладателю вечно взъерошенной шевелюры.
Казарином – а это имя встретилось в летописном сообщении за 1106 год – на Руси кликали фольклорного вражеского великана. Первоначально оно означало хазарина — одного из истребленных в Х веке Святославом нижневолжских племен. Последние из хазар ушли подальше от русичей на Кавказ.
Впрочем, не исключено, что кличку Казара («вид дикого гуся») могли дать и обладателю громкого и грубого голоса.
Прозвище Колесо давалось человеку с кривыми ногами – словно он только что с коня слез. А фамилия Коннов может восходить либо к церковному имени Конон, либо к народной кличке Конный — имеющий коня, что было редкостью для средневекового простонародья.
Прозвище Кривда мог получить не любящий говорить правду человек, а Курбатом в 1498 году наши предки могли назвать малорослого и толстого карапуза – это  слово тюркское. Полковниковыми при переписях писали крепостных барина в чине полковника – конечно, если мужики не называли составителям очередной ревизской сказки своих настоящих фамилий. Кличку Ровной давали прямому, стройному человеку, а прозвище Царь в насмешку могли приклеить беднейшим из односельчан.
Наконец, фамилии Сазанов и Созонов считаются тождественными, и связаны они не с рыбой сазаном, а с греческим именем Созонт («спасающий»), известным из святцев. Впрочем, в некоторых диалектах имелось и слово сазон — надутый, угрюмый человек.
Гардины — гордый, Крохины — по кличке Кроха, как любовно мать могла назвать своего малыша, Пересекины – от человека с перекошенным шрамом лицом, Чуевы  — по кличке «слухливого» человека – Чуя.

По Сомовке  путешествовал  краевед Анатолий МОСКВИН.
Воротынский район.

Уважаемые читатели! Если вы хотите узнать больше о фамилиях своих односельчан либо  понять глубинный смысл собственной фамилии, пожалуйста, пишите в редакцию нашей газеты.