УРОК, ВАЖНЕЕ КОТОРОГО НЕТ

В школе преподают не только математику и чтение

Путешествие в город профессий ребята помнят до сих пор, хоть и минуло два года. Только-только пришли в 1 класс Строчковской школы — и сразу в путь.

— Я была скалолазом, — рассказывает Дарина Оличева. — И доктором.

— А я пожарным, — добавляет Алёна Вершинина.

— Нам за хорошую работу денежки платили, — вводит в курс дела Света Чебулькина. — И мы их сразу тратили.

— Столько профессий изучили, а кем хотите стать? — спрашиваем у ребят.

— Учителем, как наша Татьяна Николаевна, — хором отвечают они.

Когда-то и сама Татьяна Ширшова говорила точно так же.

— Помню, пришла домой и заявляет: буду как Галина Дмитриевна, — рассказывает Ирина Калинина, мама. — Дочь тогда в 1 классе училась и буквально влюбилась в своего педагога. Я сначала думала, что не серьёзно всё это, мало ли что ребёнку в голову придёт.

Однако от детской мечты Татьяна не отступила и стала педагогом вслед за Галиной Дмитриевной Пешехоновой и своей бабушкой, она тоже учитель. Мама, хоть и библиотекарь, 37 лет проработала в школе. Да и вообще, вся семья, можно сказать, педагогическая. Старшая сестра Татьяны Ширшовой работает в детском саду, тётя — преподаватель…

— Если сейчас начну перечислять всех родственников, которые имеют хоть какое-то отношение к моей профессии, не один час уйдёт, — смеётся Татьяна Николаевна. — Наверное, у меня и пути другого не было — только школа. В детстве, помню, кукол учила. Была доска, на ней мелом писала тему урока и объясняла.

— Постарше стала, за подруг принялась, — добавляет мама. — Соседским ребятам всегда с уроками помогала…

Таня поступила в педучилище. Но когда получила диплом, оказалось, что в родной Строчковской школе вакансий нет. Устроилась воспитателем в детский сад.

— Галина Дмитриевна как-то встретила меня и говорит: здоровье подводит, ухожу, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Заступай на моё место. У неё тогда третий класс был.

Татьяна сначала наотрез отказалась: мол, не получится, не смогу поддержать марку. Уговаривали вдвоём: и мама, и первый учитель. Неизвестно, чем бы дело закончилось, если бы Пешехонова не поставила в споре точку: как уроки веду знаешь, принимай класс.

Получается, билет в профессию выдала бывшей ученице учитель. Тех ребят Татьяна Николаевна благополучно выпустила. Кто-то из них оканчивает вуз, кто-то уже работает.

— Каждого до сих пор помню, хотя ещё два выпуска было, — говорит Татьяна Ширшова. — Расставаясь с ребятами, не могу сдержать слёз. За четыре года они становятся родными, близкими и любимыми. Когда переходят в пятый класс, сначала часто ко мне на переменах заглядывают. Потом, конечно, реже. Но если на улице увидят, бегут навстречу.

Сейчас у Татьяны Николаевны третий класс. Для неё уникальный. Во-первых, в нём 26 человек, до этого больше 12 не было. Во-вторых, взаимная симпатия установилась между ребятами и учителем с первого взгляда. А это, пожалуй, 50 процентов общего успеха.

— Каждый новый класс, как первый раз, — говорит педагог. — Думаешь, переживаешь: получится ли завоевать детские сердца, смогу ли научить ребят читать-писать… Хотя ещё ни разу не было так, чтобы ребёнок выпускался из начальной школы, не зная грамоты, но всё равно доля опасения присутствует.

То, что дети любят своего учителя, видно сразу. На переменах подходят и запросто обнимают, спешат поделиться важной новостью или угостить конфетой — небольшой знак внимания. При этом Татьяна Николаевна — педагог строгий, дисциплину держит, иначе нельзя.

— На первом же уроке детям объясняю правила поведения, — говорит она. — Договариваемся: по классу ходить нельзя, на уроке разговаривать и с места выкрикивать тоже. Кто-то сразу принимает правила, кому-то несколько раз приходится объяснять.

Всё строго: вопрос — поднятая рука — ответ. Но чтобы ни спросила Татьяна Николаевна — лес ребячьих рук. Каждый хочет отличиться. Конечно, выслушать 26 человек на одном уроке никак не получится. Выходят к доске по очереди. Ребята до сих пор иногда обижаются: как так — готовились-готовились, а учитель не спросила.

— Объясняю, что нам тогда просто не хватит времени, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Не успеем новую тему пройти.

В том, насколько ребята активные, убедились лично. Звонок позвал в класс. Дети встали, приветствуя учителя, раскрыли книги. Тема урока: «Путешествуя, узнаём мир». Решили спросить у ребят, а куда бы они хотели отправиться. Из 26 человек руки подняли 15-17. Кто-то пожелал полететь в Америку, потому что там живёт крёстная, кто-то в Турцию к троюродной сестре, кто-то с бабушкой в Астрахань. А Артём сказал, что готов отправиться куда угодно, потому что дальше Нижнего Новгорода он ещё не был.

— В классе есть проектор, компьютер, — обращает наше внимание Татьяна Николаевна. — Готовлю презентации, особенно часто использую такой приём на уроке окружающего мира. Отправляемся с ребятами в виртуальное путешествие.

Правда, времени на подготовку к такому уроку уходит много. Плюс тетради, которые нужно обязательно проверить — ребята с нетерпением ждут оценок. Да и предмет не один, к каждому занятию составляет план, подбирает любопытные факты.

— Спать ложусь за полночь, — говорит Татьяна Ширшова. — Раньше не получается. У меня же не только работа. Есть любимая семья, двое детей. Арина учится в 10 классе, Мише 6 лет, он на следующий год пойдёт в школу.

Татьяна давно решила, что учителем у своих детей не будет. Мама должна оставаться мамой. Что-то подсказать, помочь с уроками — это пожалуйста. Но главные истины, как и своим ученикам, не устаёт внушать.

— Считаю самой важной задачей педагога не объяснить ребятам, что такое умножение, деление, какие бывают части речи, — говорит Татьяна Ширшова. — А научить их в любой ситуации оставаться людьми: порядочными, честными, ответственными, готовыми помочь тем, кто в том нуждается. Это самый главный урок. И порой учить его приходится всю жизнь.

Уходя из третьего класса, пожелали ребятам окончить год на «пятёрки». За плотно прикрытой дверью опустилась тишина. Урок. Никаких праздных разговоров. Пожалуй, наше пожелание было лишним. Ребята и так занимаются серьезно. Разве можно подвести любимого учителя?

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Анастасии СЕРГЕЕВОЙ.

Городецкий район.

Дети говорят

Алёна Вершинина:

— Татьяна Николаевна — самая добрая, красивая, всё понимающая.

Дарина Оличева:

— Если что-нибудь забудем или не выучим, поругает, но «двойку» не поставит.

Света Чебулькина:

— Татьяна Николаевна учит нас дружить, говорит, что нам не надо ссориться. Рассказывает, как мы должны вести себя на экскурсиях, в общественных местах. Изучаем историю нашего села Строчкова, недавно на экскурсию ходили. Было здорово.