МЕЧТА УНЫНИЕ ГОНИТ
Настоящий фермер улыбается даже тогда, когда трудно
Игорь Большаков пришёл в фермеры из полицейских.
— Работал участковым, — рассказывает он. — Отвечал за территорию трёх сельсоветов — Щенниковского, Большерудкинского, Большеустинского. Потом добавились обязанности старшего над всеми участковыми в нашем Шарангском районе. Четверть века отдал службе, а когда вышел на пенсию, решил заняться сельским хозяйством…
Игорь Иванович родом из деревни Астанчурга. Там и создал КФХ в 2014 году. За основу взял мясное скотоводство. Выиграл грант как начинающий фермер, купил несколько голов герефордов. Сейчас стадо насчитывает 45 животных.
— Тёлок оставляю на племя, бычков откармливаю на мясо, — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства. — Планирую довести стадо до 100 голов…
Большаков применяет классическую для мясного скотоводства технологию. Животные проводят на пастбище всю пору от снега до снега. Там их свободу ограничивает лишь электропастух. Телята до 7-8 месяцев гуляют рядом с мамашами, растут на молоке. Потом начинают пастись на общих основаниях.
В рационе герефордов также фураж — дроблёные пшеница, рожь, овёс. Зимой, разумеется, сено.
Животные в зимний период перебираются в загон. Есть и помещение, где можно укрыться от сильных морозов.
За полтора года бычки переваливают за 600 килограммов, тогда можно начинать реализацию. Фермер снабжает мясом ряд социальных учреждений и постоянных заказчиков из числа жителей.
В КФХ имеется небольшое молочное стадо — пять коров. У продукции опять же постоянные потребители. Игорь Большаков замечает рост спроса на молоко, поэтому планирует увеличить поголовье в два раза.
Ещё фермер занимается льном. Сеет культуру на 100 гектарах. Применяет самую обычную зерновую сеялку, только сошники меняет. Устанавливает те, что используются на мелкосемянных культурах. Имеется старенький комбайн.
Тресту сдаёт на льнозавод в Кировскую область.
— Цена невелика, тысяча рублей за тонну, но дотации позволяют сводить концы с концами, — говорит хозяин. — В этом сезоне мне выплатили примерно 6 тысяч рублей на гектар — поддержка выросла по сравнению с прежними годами. А вот выращивать зерновые на продажу невыгодно — нет спроса. Скот на подворьях мало кто держит, фураж не востребован. У меня на складе большой запас ещё с прошлого года…
Управляться с хозяйством помогают два наёмных работника. В посевную, сенокос, уборочную привлекаются дополнительные силы.
Конечно, порой приходится нелегко.
— Бывает, на необходимые мелочи денег не наскребёшь, — делится фермер, но почему-то улыбается.
Потом мы поняли почему. Игорь Иванович ведь заранее знал, что на фермерстве особо не разживёшься. Но когда не стало местного колхоза «Прогресс», появилась у него мечта возродить производство в родной деревне. Так что он не просто фермерствует, а воплощает мечту. С унылым лицом тут никак нельзя.
Александр СИНИЦЫН.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Шарангский район.